Смекни!
smekni.com

Уголовно-правовая характеристика преступлений против половой свободы (стр. 12 из 20)

Однако непримиримая борьба с существом различных биопсихологических теорий совершенно не исключает, а, наоборот, предполагает необходимость учета действительной роли и значения психического в поведении человека[[67]]. Следует еще раз подчеркнуть, что основа основ в подходе к оценке антиобщественного проявления личности лежит в признании положения о примате общественной среды во взаимодействии различных обстоятельств, влияющих на формирование сознания и образа поведения человека. Социальная среда – главный, первенствующий фактор, но не единственный.

"Все в психологии формирующейся личности так или иначе обусловлено внешне, но ничто в ее развитии не выводимо непосредственно из внешних воздействий. Внутренние условия, формируясь под воздействием внешних, не являются, однако, их непосредственной механической проекцией. Внутренние условия, складываясь и изменяясь в процессе развития, сами обусловливают тот специфический круг внешних воздействий, которым данное явление может подвергнуться"[[68]].

Одним из условий, влияющих на формирование сознания и образа поведения личности в половой сфере, является ее "половая конституция", которая "слагается из наследственных факторов в виде врожденной повышенной возбудимости, высокой реактивности и толерантности или, наоборот, пониженной возбудимости, легкой ранимости и преждевременной изнашиваемости, безусловно, рефлекторных половых центров"[[69]].

В первом случае сильная "половая конституция" заставляет человека постоянно испытывать чувство половой неудовлетворенности, ведет к необходимости частых половых контактов, а при определенных, неблагоприятных для такой личности обстоятельствах, может реализоваться в совершении полового преступления.

Современные достижения медицины свидетельствуют об определенной зависимости физического облика человека и его полового поведения от характера протекания некоторых физиологических процессов в его организме. Было установлено, что источником половых гормонов являются не только половые железы, но и кора надпочечников. Женские и мужские половые гормоны вырабатываются и у мужчин, и у женщин. Когда нарушается нормальная деятельность коры надпочечников, женские или мужские половые гормоны начинают выделяться в чрезмерных количествах. При избытке женских половых гормонов в организме у мужчин развиваются женские половые признаки, а при избытке мужских половых гормонов у женщин возникают мужские половые признаки. Благодаря этим физиологическим особенностям человеческого организма, при соответствующем воздействии внешней среды, не исключено развитие гомосексуальных наклонностей[[70]].

В рассматриваемой проблеме существует еще одна сторона, вызывающая дискуссии. Это вопрос о том, не является ли гомосексуализм болезнью, в результате которой люди не в состоянии противиться своему влечению, являющимся врожденным, генетически обусловленным и т.д.

Нельзя считать заслуживающими внимания попытки оправдать гомосексуализм и тем самым обосновать его ненаказуемость в уголовном порядке тем, что склонность к нему является прирожденным свойством отдельных лиц, связанным с наследственностью как психической аномалией.

Такие попытки предпринимались некоторыми учеными-медиками в России и за рубежом (В. Тарновский, Ж. Шарко, К. Имелинский, З. Фрейд и др.).

Ряд медицинских специалистов полагают, что наряду с так называемым "приобретенным" гомосексуализмом, возникшим в результате неблагоприятных социальных условий, имеются случаи "истинного" гомосексуализма, обусловленного психологической и физической структурой индивида[[71]].

Р. Крафт-Эббинг различал гомосексуализм болезненный и не болезненный. Он полагал, что поведение "врожденных" гомосексуалистов является не аномалией, а своеобразным проявлением полового чувства, имеющее право на существование[[72]].

Подавляющее большинство российских сексологов придерживаются точки зрения, что гомосексуальные проявления не являются врожденными[[73]], а обусловлены воздействием социально-негативных факторов окружающей обстановки, формирующей личность, и, прежде всего, неблагоприятных условий полового воспитания. А общая и психопатическая наследственность могут быть только способствующими, а не обусловливающими факторами. Так, сексуальные девиации могут развиваться вследствие соблазна, подражания, взаимного внушения, пресыщенности некоторых лиц нормальными формами удовлетворения полового влечения, поиска новых ощущений. А в условиях отсутствия возможности нормальных половых связей (например, тюрьма, исправительная колония) – как компенсаторное явление, так как ранее сформированные потребности (в интересуемом аспекте это естественная половая потребность) особенно остро дают себя знать в условиях ограничения или невозможности их удовлетворения[[74]].

То обстоятельство, что сексуальные перверсии развиваются далеко не у всякого, объясняется наличием или отсутствием в организме человека определенных предпосылок. Ими, например, могут быть ранняя половая возбудимость, наклонность к образованию прочных условных связей даже при однократном сочетании[[75]] и т. д.

Половые перверсии могут быть связаны с психическими болезнями и наблюдаться, например, при старческом слабоумии, артериосклеротическом психозе, эпилепсии, прогрессивном параличе, шизофрении[[76]].

Профессор О.Е. Фрейеров прямо говорит о том, что такая особенность психики как извращенная сексуальность, "непосредственно мотивирует" и "облегчает" реализацию криминального акта, приводит личность в конфликт с законом[[77]].

Заслуживает внимания то обстоятельство, что представители медицинской науки признают, что многие сексуальные девиации являются разновидностью психопатий – "сексуальными психопатиями"[[78]].

Говоря об условиях, способствующих возникновению умысла на совершение рассматриваемых преступлений, следует отметить и такое обстоятельство, как неудавшаяся интимная жизнь людей, среди которых немало имеющих сексуальные дисгармонии. Они не являются заболеваниями, а представляют собой состояния предболезни, т.е. состояния, которые могут привести к развитию нарушений половой деятельности. Устранение дисгармоний требует психопрофилактики и психокоррекционной работы, что при своевременности приводит к восстановлению обычных функций в этой сфере. Однако в нашей стране психологическая и психиатрическая помощь населению совершенно недостаточна, а сексологическая, тем более сексопатологическая практически отсутствует. В силу традиций люди редко обращаются к психиатрам, сексологам и сексопатологам. Поэтому возникающие сексуальные проблемы, всегда сугубо интимные, они разрешают сами и нередко способами, запрещенными уголовным законом.

К внутренним (относящимся к личности) обстоятельствам, влияющим на формирование асоциальной установки, преступных устремлений и способствующих совершению рассматриваемых преступлений, необходимо отнести и привычное употребление спиртных напитков и наркотических средств.

Г. Кроне отмечал: "Преступления против нравственности – будь это изнасилование или развратные действия, имеют почти исключительно своим основанием – пьянство"[[79]].

Алкоголизм и наркоманию можно расценивать в интересующем нас плане в нескольких аспектах.

Во-первых, как болезненные состояния человеческого организма.

Во-вторых, как мощные эрогенные средства.

В-третьих, как средство сближения лиц, повод, условие, способствующие совершению задуманного полового преступления. Они способствуют, как известно, потере положительных личностных качеств, формированию негативных черт личности, снижению уровня культуры, ускорению моральной деградации человека, притуплению центров, управляющих процессами торможения и расторможенности половых влечений. Слабость, затруднения в интимных семейных отношениях у таких людей, особенно если они имеют и другие психические аномалии, расстройства и болезни могут способствовать их антиобщественному сексуальному поведению. А жертва в таком состоянии, теряя осторожность, во многих случаях провоцирует совершение преступления своим поведением.

"Низкое образование, – отмечает А.Б. Сахаров, – недостаточная развитость и культура приводят к значительному сужению и упрощению интересов, к огрублению нравов, развитию индивидуальных тенденций и эгоистических инстинктов"[[80]].

Подводя вывод можно сказать, что наиболее криминально активными при совершении половых посягательств являются лица в возрасте от шестнадцати до восемнадцати лет с асоциальными установками.

Нет нужды доказывать, что всякое неблагополучие в ней пагубно отражается на детях, свидетелях этого неблагополучия. Оно способно обусловить возможность его дальнейшего аморального и антиобщественного поведения. Лица, воспитанные в такой обстановке, убеждаются в допустимости социально-негативных традиций и стереотипов поведения. И поэтому воспринятое в детстве социально-негативное поведение они репродуцируют, будучи уже взрослыми.

Профессор Н.А. Беляев отмечает, что "…объективно существующие причины порождают преступления не непосредственно, а, воздействуя на сознание человека, формируя антисоциальные свойства личности, которые в конечном итоге и являются непосредственной причиной преступления. Поэтому изучение причин преступности в значительной степени должно сводиться к изучению обстоятельств, под влиянием которых сформировалась личность преступника, к научному обобщению и анализу этих обстоятельств"[[81]]. Во-вторых, выяснение условий, обстоятельств, способствующих формированию антиобщественной установки личности, достижению преступного результата (условия, способствующие совершению конкретного преступления)[[82]].