Смекни!
smekni.com

Религия и мифы древней Месопотамии

Списоклитературы:

  1. ВасильевЛ.С. «Историярелигий Востока.Для студентовВУЗов.» 1999. Ростов-на-Дону.стр.53-58.

  2. ТокаревС.А. «Религияв истории народовмира» 1986. Москва.стр.321-332

  3. ЭлиадеМ., Кулиано И.«Словарь религий,обрядов и верований.Миф, религия,культура» 1997С.Петербургстр.228-233


Введение.

В VII в. до н.э. врайоне междуреками Тигри Евфрат (территориянынешнегоИрака) обиталипастухи иземледельцы.К 3500 г. до н.э. зарождениеписьменностиознаменовалопереход отпервобытногообщества кистории. В ходеархеологическихраскопок Убейдаи Урука былиобнаруженырасписныегончарныеизделия, многочислен­ныестатуэтки истроения, архитектураи украшениякоторых отличаютсянеобыкновеннойсложностью.Изначальныйязык сохранилсяв некоторыхтопонимахюжного региона,куда позднеепридут шумерийцысо своим собственнымязыком, а такжес системоймаркировкии подсчетаскота, котораястанет их первойписьменностью.Аккадцы, гово­рившиена семитскомязыке, сохранилии переосмыслилитрадиции шумерийцеввкупе с их божествами— этот про­цесспродолжалсяв течение несколькихвеков, когдашли бесконечныевойны междугородами-государствамии со всех сторонвторгалисьновые враги.Начиная с XVIII в.до н.э. уже можноговорить о двухтерриториальныхобъединениях:

Ассирия —на севере, Вавилон— на юге. В царскихархивах ассиро-вавилонскогопериода и, вособенности,VII-VI вв. мы находиммифы и эпическиесказания, которыесчитались оченьдревними ужев ту эпоху, когдабыли записаны.

Условияисторическогоразвития народовМесопотамиибыли во многомсходны с египетскими,и развитие этопро­текалов значительнойстепени параллельно.Поэтому, хотяпрямые историческиесвязи междуЕгиптом и Двуречьембыли слабы, покрайней мерев раннюю эпоху,тем не менееформы религиив обеих странахимели оченьмного обще­го;конечно, былиу них и существенныеразличия.

Источникамиизучения религийдревнего Двуречьяслу­жат чрезвычайномногочисленныетексты, главнымобразом наглиняных табличках,обнаруженныхпри раскопкахдревних вавилонскихи ассирийскихпоселений идворцов, и найденныетам же богатейшиевещественныепамятники, втом числе изображениябогов, духови пр.

Шумерийскаяэпоха. Древнейшиеобщинные культы.

Древнейшиепамятникивысокой цивилизацииДвуречья, основаннойна оросительномземледелиии регулированиитечения рек,восходят кчетвертомутысячелетиюдо н. э. Она принадле­жалашумерам — древнейшемудосемитическомунаселе­ниюМесопотамии,этническаяпринадлежностькоторого остаетсяеще не совсемясной. Древниешумерийскиеобщи­ны —самостоятельныемелкие поселки,окруженныезем­ледельческимирайонами,—представлялисобой первич­ныетерриториальныеобъединения,имевшие каждоесвой общинныйкульт. У каждойобщины — вначале,возможно,родоплеменной— был свой местныйбог-покровитель;он считалсяповелителемданной местностии имел своегослу­жителяв лице князяобщины—патеси(энси). Этот патесибыл одновременнои вождем и жрецом.

Общинныекульты шумерийцевв древнейшуюэпоху — до началатретьего тысячелетия— были, по-видимому,совершенносамостоятельны,отражая самостоятельностьсамих общин.Но общины эти,вероятно, в ещеболее раннеевремя самисложились измелких родовыхили территориальныхгрупп. На некоторыхпримерах можнокак бы воочиювидеть, какскладывалисьобразы общин­ных(или племенных)патронов. Вдревнем г. Лагашебогом-покровителемсчитался Нингирсу(то есть повели­тельГирсу). А Гирсу— это был небольшойпоселок, влив­шийсяв состав Лагаша.Другой поселок,вошедший вЛагаш, имелпокровительницейбогиню Бау. Ивот, когда произошлообъединениеэтих поселков,возниклопредстав­ление,что богиня Бау— жена Нингирсу.

Объединениестраны иобщегосударственныебоги.

Уже в шумерийскуюэпоху (четвер­тое— третье тысячелетиедо н. э.) обра­зовались,путем такогослияния иком­бинированияместных представленийо богах-покровителях,общенародныебо­жества. Вчисле их особенновыделяласьвеликая троица:боги Ану, Эа иЭнлиль. Происхождениеэтих образовнеясно, во всякомслучае онисложные. Ану— от шумерийскогоан (небо) — вначалебыл, вероятно,просто оли­цетворениемнеба. Этимологияимени Энлильспорна; счи­тают,что она восходитк шумерскомулиль (ветер,ды­хание, тень,дух). В текстахЭнлиль получаетэпитеты «царьнаводнения»,«гора ветра»,«царь страны»и пр. Возможно,что это божествобыло связанос ветром, дующимс гор и нагоняющимдождевые тучи,а отсюда иногдавозникали инаводнения.Бог Эа почиталсяособен­ноприморскимиобщинами и,видимо, былпокровителемрыбаков; егоизображалив виде человека-рыбы;он счи­талсяв то же времякультурнымгероем и в мифахизобра­жаетсякак защитниклюдей от другихбогов. В эпохуполитическогообъединениястраны названныетри бога почиталиськак великиеобщенародныебожества. Заними закрепилисьэпитеты: Ану— непостижими далек, Энлиль— могуч и царствен,Эа — мудр и свят.

Между этимии местнымибожествамижрецы сталиустанавливатьгенеалогическиесвязи. Нингирсубыл объ­явленсыном Энлиля,богиня Иннина(покровительницаХаллаба) — дочерьюСина, позже —супругой Ануи т. д. Такимобразом, ужев шумерийскуюэпоху, до вторжениясемитическихнародов — аккадийцев,аморреев, шелпро­цесс формированияпантеона боговиз прежнихбожеств-покровителейобщин. Сюдавплеталисьи черты олицетво­рениясил природы,и черты культурныхгероев.

Интересно,что изображениябогов уже всамую раннююэпоху по большейчасти антропоморфны.В отличие отЕгипта, Месопотамияпочти не зналазооморфныхбогов; исключениемявляется тотже Эа, изображавшийсякак человек-рыба.Почти не зналаМесопотамияи культа животных— опять-такине в примерЕгипту. Вообщесле­ды тотемизмаздесь малозаметны. Были,правда, священ­ныеживотные —быки, змеи. Кстати,священные быкичасто изображалисьс человеческимиголовами, тогдакак в Египте,напротив, богизачастую изображалисьв виде человека,но с головойкакого-либоживотного.

Семитическаяэпоха. ВозвышениеВавилона. Мардук.

Первоначальныешумерийскиеобразы эпоха,богов оченьтрудно очиститьот последующихсемитическихнаслоений. Всемитическуюэпоху (с серединытретьего тысячелетиядо н. э.) древнешумерийскиебожества былисохранены взначительноймере под своимипрежними именами.Но появилсяи ряд новыхбогов с семитическимиименами. Иногдаэти семитическиеимена давалисьстарым шумерийскимбогам, а некоторыеиз них долгосохраняли обаимени. Так, богинюИннину сталиназывать Иштар(у аккадийцев— Эштар, у асси­рийцев— Истар, у западныхсемитов — Аштарт,Астарта); богЛарсы Уту, связанныйс солнцем, получилназва­ние простоШамаш — солнце(у евреев — Шемеш,у ара­бов — Шамс,у аморреев иассирийцев— Самсу, Самас);некоторые изсемитическихнародов (финикийцы,южные арабы)олицетворялиэто солнечноебожество вженском образе.Бога Нингирсупереименовалив Нинурту (преждечитали «Ниниб»).По своемупроисхождениюэти и дру­гиебожествасемитическогопантеона быливсе же по­кровителямиотдельныхобщин: Наннар— он же древнийСин — покровительг. Ура; Нинурта(Ниниб, прежнийНингирсу) —Лагаша; Набу— г. Борсиппы;Нергал (подземноебожество смерти)вначале былместным патро­номг. Куту.

Со временивозвышенияг. Вавилона, сначала второготысячелетиядо н.э., выдвигаетсяна первое местопокро­вительВавилона богМардук. Он ставитсяво главе сонмабогов. Жрецывавилонскиххрамов сочиняютмифы о пер­венствеМардука наддругими богами.Мало того, онипытаются создатьнечто вродемонотеистическогоуче­ния. Существует-девообще толькоодин бог Мардук,все другие боги— это лишь разныеего проявления:Нинур­та — Мардуксилы, Нергал— Мардук битвы,Энлиль — Мардуквласти и т. д.В этом тяготениик монотеизмуотразиласьполитическаяцентрализация:вавилонскиецари как разприбирали крукам все Двуречьеи станови­лисьсамыми могущественнымиповелителямиПередней Азии.Но попыткавведения монотеизмане удалась,ве­роятно из-засопротивленияжрецов местныхкультов, и прежниебоги продолжалипочитаться.

Обожествлениецарей.

Как и в другихдревневосточныхгосударствах,в Двуречье саминосители властистановилисьпредметомрелиги­озногопоклонения.Шумерийскиепатеси былиодновре­менножрецами богов.Цари объединенногоДвуречья, начинаяс Саргона,претендовалина особую близостьк небеснымбогам:они считалисьлюбимцами,ставлен­никамибогов, правилиот их имени. Набарельефахцари обычноизображалисьлицом к лицус богами либоносили божескиеатрибуты. Настеле Нарамсинацарь изображенв рогатом головномуборе как божество.На стеле с кодек­сомзаконов Хаммурапицарь стоитперед богомШамашем и изего рук получаетзаконы.

Вавилонскиеи другие жрецыподдерживаликульт ца­рей,ибо этот культим самим обеспечивалустойчивостьпри­вилегированногоположения. Онине соперничалис царя­ми, какэто порой делалиегипетскиежрецы.

Народныеземледельческиекульты. Умирающиеи воскресающиебоги.

Наряду софициальнымкультом богов-покровителейгосударстваи культомцарейсохранялисьи другие, несомненноглубоко древниеи чисто народныекульты. Преждевсего, земледельческийкульт божестврастительностии плодородия.Почиталосьженское божество,богиня плодо­родия,известная подтем же именемИштар, как ибогиня-покровительницаодного из шумерийскихгородов, и пото­мувпоследствиис ней, видимо,слившаяся. Каки другие аналогичныеженские божестваплодородия,Иштар обна­руживалаи черты эротическойбогини: например,в тексте древнейпоэмы о Гильгамешеэтот геройсурово упрекаетее в сладострастнойжестокостик своим любовникам.Мужским дополнениемИштар был богДумузи (болееизвестный поддругим именем— Таммуз) —олицетворе­ниерастительности.Существовалмиф о его гибели,нисхождениив подземныймир и возвращениина землю, номиф этот известентолько по отрывкам.Думузи ми­фологическирассматривалсякак сын водяногобоже­ства Апсу,и полное имяего — Думу-зи-Апсу,что значитистинный сынАпсу. Был обычаиоплаки­ватьпогибшегоДумузи; этоделали жен­щины.Сохранилсятекст плачаИштар по погибшемувозлюблен­номуДумузи: «Господьсудьбы большене жи­вет, господьсудьбы большене живет... Суп­ругмой больше неживет... Господьзем­ных недрбольше не живет...Тот, кто лелеетростки в земле,больше не живет,владыка зем­нойсилы большене живет...» ' ит. д. Лет­ниймесяц (июнь —июль) был посвященДумузи.

Из всего этоговидно, что Думузи— земледельче­скоебожество, смертьи воскресениеего — олицетво­рениеземледельческогопроцесса (параллельегипетскомукультовомумифу об Осирисеи Исиде).

Любопытно,что вавилонскиежрецы пыталисьперенес­тикульт погибающегои воскресающегоДумузи на своегоМардука: в одномтексте именноМардук (Бэл)гибнет у воротподземногоцарства и жена-богинявозвращаетего к жизни.

Семиты назвалиДумузи-Таммуза«Господином»— Адони (в греческойи латинскойформе—Адонис),культ еговпоследствиишироко распространилсяпо всей Перед­нейАзии. Известенмифологическийрассказ о гибелиАдониса наохоте от клыковдикого кабана.Еще еврей­скийпророк Иезекиилъвидел в Иерусалимеженщин, плачущихпо Таммузе(Иез. 8:14); вероятно,это былиженщины-вавилонянки.А «садики Адониса»,с быстро прорастающимирастениями,еще гораздопозднее разво­дилисьв странах Востока.Обычай этотисследовалФрэзер .

Жречествои организациякульта.

Уже в древнейшуюэпоху в связис объединениемобщин и образованиемпервых государствскладываетсяобособленноесословие жрецов.Жрецы — прислужникихрамов, вла­девшихзначительнымибогатствами,представлялисобой оченьвлиятельныйобщественныйслой. Происходилиони обычно иззнатных фамилий.Звание жрецабыло наслед­ственным.Одним из ритуальныхтребований,предъявляв­шихсяк кандидатамв жрецы, былотребование,встре­чающеесяво многих религиях,—не иметь физиче­скихнедостатков.

Наряду сжрецами существовалии жрицы, а такжехрамовые прислужницы.Многие из нихбыли связаныс культом богинилюбви Иштар,практиковалихрамовую проституцию(иеродулы) ипредавалисьоргиастическимкультам. С другойстороны, тойже Иштар служилижре­цы-евнухи,носившие женскиеодежды, исполнявшиежен­ские пляски.

При большиххрамах существо­валразветвленныйштат жрецов,писцов, астрологови искусныхремесленников.Особая категориясвященно­служителейзанималасьежедневнымуходом за статуямибогов — их кормили,мыли, одевалии развлекали.Всем прочимверующим позволялосьприносить вдар богам пищуили ставитьперед алтаремфигурки воисполнениеобета;кроме того,народ мог приниматьучастие впразднествахи мифологическихпредставлениях,сопровождавшихподоб­ныеторжества. Людичасто прибегалик чарам и заклятиям,чтобы избавитьсяот болезни,обеспечитьпродолжениерода, навестиили снять порчу.В медицинскихзаклятияхнередко взываютк одному илинесколькимбогам, умоляяпростить явнуюили невольнуюобиду, а в письменнойих версии имеетсяпустое место,куда вставлялосьимя просителя.Большой популярностьюпользовалисьоживленныепрофес­сиональнымиколдунамиглиняные статуэткибогов и духов,которые выставлялисьили закапывалисьв доме, чтобыобес­печитьему защиту.Личные имена,в большинствесвоем производныеот богов, показываютверу людей вто, что личныебоги-покровителидаруют процветаниеи здоровье.

Культ вообщебыл строгорегламентирован.Вавилон­скиехрамы, обычнов форме ступенчатыхбашен (зиккураты),были весьмавнушительнымзрелищем; онипо­служилиповодом к созданиюеврейскойлегенды о построе­нииВавилонскойбашни.

Жрецы былив то же времяучеными. Онимонополизи­ровализнания, которыебыли необходимыдля веденияорганизованногоирригационно-земледельческогохозяйст­ва.Чтобы следитьза сезоннымиразливами рек,необходи­мобыло систематическинаблюдать задвижениемнебес­ных светил.Поэтому в Вавилонииочень раноразвиласьастрономическаянаука, не уступавшаяегипетской.Наб­людениявелись жрецамис высоты ихбашен-храмов.

Ориентировказнаний на небо,необходимостьнепре­рывныхнаблюденийза светилами,а также сосредоточениеэтих наблюденийв руках жрецов— все это отразилосьсущественнымобразом нарелигии и мифологиинародов Месопотамии.Довольно раноначался процессастрализациибожеств. Богии богини, местныепокровители,стали ассоциироватьсяс небеснымисветилами.Возможно, конечно,что астральныечерты, элементыолицетворениянебесных явлений,входили в образыбогов как составнаячасть и в самуюначальнуюэпоху, еще доразвитияастро­номическихзнаний. Ведьнедаром и самопонятие «бог»изображалосьв вавилонскомклинописномписьме идео­граммой,означающейзвезду, и этотзнак в качестведетер­минативасопровождалкаждое имя богаили богини.

Когда же сталинакапливатьсяастрономическиезнания, а изразрозненныхобразов боговсоставилсяцелый пан­теон,жрецы распределилимежду богамив системати­ческомпорядке отдельныенебесные светилаи другие явления:произошлаастрализациябогов. Бог ЛарсыУту, видимоискони связывавшийсяс солнцем, сталпод име­немШамаш (солнце)почитатьсяпо всей стране:бог Ура — Синбыл отождествленс луной; другиевеликие боги— с планетами:Набу — Меркурий,Иштар — Вене­ра,Нергал — Марс,Мардук — Юпитер,Нинурта — Са­турн.Кстати, именноиз Вавилонииэтот обычайназывать небесныесветила, особеннопланеты, именамибогов пере­шелк грекам, отних к римлянам,и римские (латинские)имена боговсохранилисьв названияхэтих планетвплоть до нашихдней. Месяцыгода тоже посвящалисьбогам.

Эта астральнаяориентировкарелигии Вавилонапо­влияла ина созданиекалендаря,12-ричной системывре­мяисчисления,унаследованнойвпоследствииевропейцами.Вавилонскиежрецы приписываличисловым отношениямотрезков времении делениямпространствасвященноезначение. Сэтим связанопоявлениесвященных чисел— 3, 7, 12, 60 (5 Х 12) и др. Этисвященные числатоже былиунаследованыевропейскимии другими народами.

Мифология.

МифологияДвуречья богатаи весьма разнообразна.В ней можновстретить икосмогоническиесюжеты, историио созданииземли и ееобитателей,в том числевылепленныхиз глины людейи легенды оподвигах великихгероев, преждевсего Гильгамешаи, наконец, рассказо великом потопе.Знаменитаялегенда о великомпотопе, впоследствиистоль широкораспространившаясясреди разныхнародов, вошедшаяв Библию и принятаяхристианскимучением, непраздная выдумка.Жители Двуречья,особо выделявшиесреди прочихбогов богаюжного ветра,гнавшего водыТигра и Евфратапротив теченияи грозившегокатастрофическими наводнениями,не могли восприниматьтакого роданаводнении(особенно наиболееразрушительныеиз них) иначекак великипотоп. В томже, что такогорода катастрофическоенаводнениидействительнобыло реальнымфактом, убеждаютраскопки английскогоархеолога Л.Вулли в Уре (в20-30-е годы), во времякоторых былобнаруженмногометровыйслой ила, отделявшийнаиболее древниекультурныеслои городищаот более позднихИнтересно, чтосохранившийсяв фрагментахшумерскийрассказ о потопенекоторымидеталями (сообщениебогов добродетельномуцарю о намеренииустроить потопи спасение его)напоминаетбиблейскуюлегенду о Ное.

Особенноинтересен одинмифологическийтекст, изложен­ныйв сохранившейсясерии семиглиняных табличек;он носит условноеназвание поначальнымсловам — «Энумаэлиш» (буквально— когда вверху).В мифе рассказывает­сяо начале мира,о богах и ихборьбе замироустройство.

Когда вверхунебеса еще небыли названы,а внизу суша(?) имени не имела,были толькоАпсу изначальный,отец их, Муммуи Тиамат, чтородила всехбогов, воды ихсливалисьвоедино... Полейеще не было,болот не встречалось,богов еще небыло ни одного,тогда былисозданы богипосреди неба,Ламму и Лахамуполучили бытие...

Здесь говоритсяо первобытномхаосе — Апсу.Это, быть может,мужское олицетворениеподземнойбездны и подземныхвод. Тиамат —женское олицетворениетой же бездныили первобытногоокеана, соленойводы, изобра­жавшеесяв виде четвероногогочудовища скрыльями.

Мумму — подчиненныйим дух. Ламмуи Лахаму — види­мо,мифологическистарейшая парабогов. Далеев мифе рассказываетсяо борьбе народившихсябогов с силамихао­са. Самыйинтересныйэпизод в этойборьбе — момент,когда Тиаматподнимает своистрашные полчищапротив богов,против зарождающегосямирового порядка.Боги в страхене решаютсявыступитьпротив чудовища.Один толькоМардук отваживаетсяна бой и беретсязащитить богов,но с условием,что боги признаютего первенствоперед всемидругими. Ондействительно,после жестокойборьбы, побеждаети убивает чудовищнуюТиамат, рас­секаетее тело, создаетиз его частейнебо и землю.Отныне Мардук— первый междубогами. Мифэтот, созданныйнесомненновавилонскимижрецами, призванбыл оправ­датьпервенствоих бога Мардуканад богамидругих под­чиненныхгородов.

В другихмифологическихтекстах говоритсяо созданиипервого человекапо имени Адапа(его создал богЭа), о потереэтим первымчеловекомбессмертия,то есть о происхождениисмерти (Эа хотелнаделить Адапубессмер­тием,но тот вследствиесвоей ошибкине получаетего).

Некоторыеинтересныемифологическиемотивы содер­жатсяв знаменитомэпосе о Гильгамеше— древнейшемиз дошедшихдо нас эпосов.Не касаясьсодержанияэтого эпосав целом, обратимвнимание толькона один эпизод:встречу герояГильгамешана краю света,за «водамисмерти», сосвоим предкомУтнапиштимом.ПоследнийрассказываетГильгамешуо страшномпотопе, посланномбогами и затопившемвсю землю; отпотопа спассятолько он,Утнапиштим,с семьей и сживотными,построив ко­рабльпо совету Эа.Этот мифологическиймотив и отдель­ныеего деталиочень напоминаютизвестноебиблейскоесказание опотопе, которое,вероятнеевсего, и былоза­имствованоевреями отвавилонян.

Демонологияи заклинания.

Наряду спредставлениямио небесныхбогах и культурныхгероях в религиинародов Двуречьякрупную рольиграли чрезвычайнодревние верованияо многочисленныхнизших духах,по большейчасти злых,губительных.Это духи зем­ли,воздуха, воды— Анунаки иИгиги, олицетворениябо­лезней ивсяких несчастий,поражающихчеловека. Дляборьбы с нимижрецы составилимножествозаклинаний.Наиболее опаснымисчитались «семьдухов бездны»,виновникивсяких болезней.В заклинанияхперечисляютсяих имена и ихспециальности:Ашакку поражалголову чело­века,Намтару — горло,злой Утукку— шею, Алу — грудьи т. д. Вот однотипичное заклинаниепротив «семидухов бездны»:

Семеро их,семеро их,

в подземнойбездне семероих...

В недрахподземныхбездны взращеныони,

ни мужскогоони пола, ниженского...

Они — разрушительныевихри,

жен они неберут, детейне рождают,

жалости исостраданияони не знают,

молитв ипросьб они неслышат...

Они — вскормленныена горах кони,

враждуютони с Эа,

могучи средибогов они,

становятсяна дороге, приносятгоре в пути.

Злые они, злыеони...

Семеро их,семеро их и ещераз семероих... '

Для защитыот злых духовпомимо многочисленныхза-клинательныхформул широкоупотреблялисьамулеты-апотропеи.(обереги). Вкачестве апотропеяпротив злогодуха применялось,например, егособственноеизображе­ние,настолькоотвратительноговида, что, увидевего, дух долженв страхе убежать.

Магия и мантика.

Практиковалисьи весьма разнообразныечисто магическиеобряды. Описанияих вместе стекстамизаклинаний-за­говоровдошли до насв большом количестве.Среди них известныобряды лечебнойи предохранительной,вредо­носной,военной магии.Лечебная магиябыла перемешана,как это обычнои бывает, с народноймедициной, ив сох­ранившихсярецептах нелегкоотделить одноот другого, нов некоторыхиз них магиявыступаетвполне отчет­ливо.

Вот примермагическогорецепта противглазной бо­лезни:«Из чернойшерсти, из белойшерсти с этойсто­роны тыспрядешь; 7 и 7узлов ты завяжешь;заговор тыпрочтешь; узелиз черной шерститы привяжешьна больой глаз,узел из белойшерсти ты привяжешьна здоровыйглаз и...»

А вот фрагменттекста, описывающегообряд военноймагии: «Когдавраг противцаря и его страны...царь долженидти справаот войска».(Принеся жертву)«ты сделаешьиз сала изображениеврага и повернешьпри помощиулинну (?) еголицо на спину(чтобы обратитьего в бегство)».Вероятно, послеэтого фигураврага сжигаласьили уничтожаласькак-нибудьиначе; обычноколдуны сжигали,топили, зарывалив землю, замуровыва­лиизображениесвоей жертвы,но это уже невоенная, авредоноснаямагия.

Чрезвычайноразвита былав Вавилониисистема мантики— различныхгаданий. Средижрецов былиособые специалисты-гадатели(бару); к нимобращалисьза пред­сказаниямине только частныелица, но и цари.Бару толковалисны, гадали поживотным, пополету птиц,по форме масляныхпятен на водеи т. п. Но самымха­рактернымприемом мантикив Вавилониибыло гаданиепо внутренностямжертвенныхживотных, особеннопо печени. Техникаэтого последнегоспособа (такназывае­маягепатоскопия)была разработанадо виртуозности,каждая частьпечени имеласвое название,существо­валиграфическиесхемы, глиняныемодели человеческойпечени с гадальнымизнаками. Впоследствииэта тех­никабыла заимствована— вероятночерез хеттови этрусков —римлянами.

Представленияо загробнойжизни.

Представленияо загробнойжизни были ввавилонскойрелигии весьмасмутны. Погосподствовавшимповерьям, душиумерших идутв подземныймир, где ведутунылую жизньбез всякойнадежды. Идеизагробно­говоздаяниявавилонскаярелигия незнала. Дажепред­ставленияо неодинаковостисудьбы душ загробом были,в отличие отегипетскойрелигии, неразработаны.Вся религиянародов Месопотамиибыла ориентированана земную жизнь,она не обещалачеловеку наградыили утешенияв потустороннеммире. Это оченьхарактерно.Ведь и египетскаярелигия лишьв слабой степении лишь в позднейшеевремя давалачеловеку какое-тоуте­шение,какую-то надеждуна лучшую жизньза гробом внаграду зазаслуги в этойжизни. На раннемэтапе историиклассовыхобществ, каки в доклассовомобщест­ве, этотмомент утешениязагробнойнаградой вообщеобычно отсутствует;он появляетсялишь позже, всвязи с гораздоболее обострившимисяклассовымипротиво­речиями.

Ассирийскаяэпоха.

В эпоху Ассирийскойимперии (VIII—VII вв.до н. э.) религиознаясистема Месопотамииизмениласьмало. Ассирийцыне внесли почтиничего новогони в экономическийуклад, ни вкуль­туру. Онилишь заимствовалиу покоренноговавилон­скогонаселения еговысокую культуру,письменность,а также и религию.В эпоху ассирийскоговладыче­ствагосподствовалите же шумеро-вавилонскиебоги. Могущественноевавилонскоежречествосохранило своипозиции.Завоеватели-ассирийцыучились у негомудро­сти инакопленнымзнаниям, переписывалирелигиозныетексты, мифы,заклинания.Значительнаячасть шумеро-вавилонскихрелигиозно-мифологическихтекстов дошладо нас как разв ассирийскойредакции, онихранились взнаменитой«библиотекеАшшурбанипала».Но пантеонбогов был пополненплеменнымии национальнымибо­жествамисамих ассирийцев.Их племеннойбог Ашур (Ассур)— типичныйбог-воитель— превратилсяв офи­циальногопокровителягосударства,что нисколько,правда, не помешалосохранениюкульта всехпрежних богов.Широкомураспространениюкульта Ашураме­шало то, чтоассирийскиежрецы никогдане пользо­валисьтаким могуществом,как вавилонские.Главным служителемАшура считалсясам царь, якобынаходив­шийсяпод особымпокровительствомэтого бога.Культ Ашурабыл чистогосударственный.Среди ассирийцевбыл популярени культ богагрозы Раммана(он же Адад).

Интересно,что ассирийцыпытались придатьнекоторымвавилонскимбожествамчерты, болеесоответствующиевоинственномухарактеруассирийскогонарода. Богиняплодородияи любви мягкаяИштар превратиласьу них в грознуювоительницу.

С крушениемассирийскоговладычествабыстро сошлина нет боги —покровителиАссирии, и преждевсего Ашур. Отассирийскогонаслоения врелигии Месопотамиине осталосьи следа.

Наследиевавилонскойрелигии.

Сама же вавилонскаярелигия держа­ласьдолго и прочно,может быть,по­тому, чтоона была связанас действи­тельнообширнымизнаниями вавилон­скихжрецов, особеннов области астрономии,время­исчисления,метрологии.Вместе с этимизнаниями вавилонскаярелигиозно-мифологическаясистема рас­пространиласьи за пределыстраны. Онаповлияла нарелигиозныепред­ставленияевреев, не­оплатоников, ранних христиан.В античную ираннесредневековуюэпоху вавилонскиежре­цы считалисьхраните­лямикакой-то небыва­лой,глубокой мудрости.Особенно многоядови­тых семяноставила вавилонскаядемоноло­гия:вся средневековаяевропейскаяфантасма­горияо злых духах,вдохновлявшаяинкви­зиторовна их дикиепреследования«ведьм», восходитпреимущест­веннок этому источ­нику.

Заключение.

Справедливостиради надо заметить,что отнюдь невсе сто­роныжизни, не всясистема идейи институтовдревнего Двуре­чьяобусловливалисьрелигиознымипредставлениями.Например, текстызаконов Хаммурапиубеждают в том,что нормы правабыли практическисвободны отних. Этот весьмасущественныймомент свидетельствуето том, что религиознаясистема Дву­речья,по образу иподобию которойвпоследствииформировалисьаналогичныесистемы другихближневосточныхгосударств,не была тотальной,т. е. не монополизировалавсю сферу духовнойжизни. Она оставляламесто для взглядов,поступков ипорядков, несвязанныхнепосредственнос религией, иименно этапракти­ка моглаповлиять нахарактер религиозныхпредставленийнаро­дов восточногоСредиземноморья,начиная отсемитскихплемен Сириии Финикии икончая крито-микенскимипредшественника­миантичных греков.Не исключено,что она сыгралаопределен­нуюроль в появлениисвободомыслияв античности.На это сто­итобратить вниманиепотому, чтовторой вариантдревнейшейрелигиознойсистемы мира,древнеегипетский,практическиод­новременныйс месопотамским,привел в этомсмысле к другимрезультатам.


МИНИСТЕРСТВООБЩЕГО И ПРОФЕССИОНАЛЬНОГООБРАЗОВАНИЯРОССИЙСКОЙФЕДЕРАЦИИ


РОССИЙСКИЙГОСУДАРСТВЕННЫЙГУМАНИТАРНЫЙУНИВЕРСИТЕТ


ФАКУЛЬТЕТЗАЩИТЫ ИНФОРМАЦИИ


Рефератпо «Историимировых цивилизаций».

«Религияи мифы ДревнейМесопотамии».


Преподаватель: проф. БудановаВ.П.

Студент:Зубов К.С.1 курс,2 группа


Москва2001г.