Смекни!
smekni.com

Реформы П.А. Столыпина (стр. 4 из 5)

«Поход на Финляндию»

Так Ленин озаглавил свою статью, это название полностью определяет смысл политики царизма и Ш Думы в отношении Финляндии. Царь и Столыпин вместе с правооктябристским большинством Думы твердо решили покончить с финляндской конституцией, не останавливаясь даже перед примирением военной силы. Ненависть царизма к Финляндии была обусловлена тремя причинами: во-первых, провал политики генерала Бобрикова и восстановление финляндской конституции в результате первой русской революции; во-вторых, Финляндия являлась ближайшей базой и убежищем русских революционеров, в-третьих, автономная Финляндия с ее всеобщим избирательным правом была живым отрицанием российской Империи. Первым шагом Столыпина в отношении Финляндии были внесенные еще в первую сессию три запроса правительству – октябристов, националистов и крайне правых. В первом запросе выражалось беспокойство по поводу того, что якобы правительство Финляндии не выполняет высочайшего указа от 19 октября 1905 года о порядке предъявления докладов. Запрос националистов объяснений о принятых мерах по ограждению государства от готовящихся посягательств на государственный порядок и безопасность России. Крайне правые требовали запрета общества «Война». Запросы были рассмотрены в месячный срок. Столыпин выступил по этому вопросу и на основании всех трех запросов сформулировал главную задачу: остановить, наконец, процесс, который при дальнейшем попустительстве может привести к полному обособлению этой страны. Одну из самых хороших формулировок, относящихся к финскому вопросу, дал 3 февраля 1912 года Дейтрих. Если же посмотреть на все те реформы, которые были задуманы Столыпиным и объявлены в декларации, то мы увидим, что большинству из них не удалось сбыться, а некоторые были только начаты, но смерть их создателя не дала им завершиться, ведь многие введения держались на энтузиазме Столыпина, который пытался хоть как-то усовершенствовать политическую или экономическую структуру России.

Ухудшение отношений между Столыпиным и Николаем II.

Уже в 1909 году отношения между Николаем II и Столыпиным начали портиться. Я уже писал, что царь не любил людей, которые имели твердый характер, он считал, что подобные лица «узурпируют» его власть. Реформы, задуманные Столыпиным (преобразование местного управления, государственное страхование рабочих, введение всеобщего начального образования, введение земства в западных губерниях и т.д.) не грозили устоям самодержавия, но революция была побеждена, и, как считал Николай II и его помощники из Совета объединенного дворянства, побеждена навсегда, а поэтому реформы не нужны. Систематические придирки и кляузы крайне правых царю на главу правительства, что немало попортило крови Столыпину. Решено было создать Морской генеральный штаб из двух десятков людей, так как это вызывало дополнительные расходы, Столыпин решил провести его штаты через Думу, которая утверждала бюджет. Николай II считал, что все дела о вооруженных силах – его личная компетенция. Николай II демонстративно не утвердил законопроект. В это же время Распутин приобретает значительное влияние при дворе. Скандальные похождения «старца» заставили попросить царя выгнать Распутина из столицы, но Николай сказал, что лучше десять Распутиных, чем одна истерика императрицы. Узнав об этом разговоре, Александра Фёдоровна просто возненавидела Столыпина и в связи с правительственным кризисом. При утверждении штатов Морского генерального штаба настаивала на его отставке.

В марте 1911 года разразился еще более мощный кризис. При учреждении западных земств, правые поспешили дать бой Столыпину в государственном совете, и проголосовали против курий, получив негласное разрешение монарха. Для Столыпина итоги голосования явились полной неожиданностью, он понял, что Николай предал своего премьера. На ближайшей аудиенции у царя Столыпин подал в отставку. Он был вполне уверен, что его отставку примут, но этого не произошло из-за двух причин. Во-первых, царь не принимал за министрами права выходить в отставку, считая, что только монарх может лишать министров их постов, а во-вторых, он подвергся довольно единодушной атаке князей и вдовствующей императрицы Марии Федоровны, которая объясняла Николаю, что Столыпин – человек, который способен вывести Россию из кризиса. Таким образом Столыпин не получил отставку, которую он ждал. Поняв ситуацию, он выдвигает перед Николаем ряд жестких условий. Во-первых, распустить Государственный совет и думу на три дня и законопроект провести по 87 статье, а главных своих противников – П.Н.Дурнова и В.Ф.Трепова – Столыпин требовал удалить из государственного совета. И еще назначить с 1 января 1912 года туда 20 новых депутатов по выбору Столыпина. Но Николай II никогда не прощал таких «силовых приемов». Надо отметить, что Столыпин, в результате своей пятилетней деятельности, потерял скромность, приобрел монументальность, но он знал, что Николай на этом дела не оставит. Царь начал мелко, но постоянно щелкать по носу своего премьера: не подписывал законопроектов, которые были приняты обеими палатами, назначал в правительство активных противников Столыпина. Ползли слухи о скорой отставке премьера.

Убийство Столыпина.

В августе 1911 года Столыпин отдыхал в своем имении в Колнобережье, там он работал над новыми проектами, которые собирался представить на заседании Думы, но и работу, и отдых пришлось прервать из-за поездки в Киев, где должен был открыться памятник Александру II. Пребывание в Киеве началось с оскорбления. Столыпину не нашлось места в автомобилях, в которых следовала царская свита, ему явно давали понять, что он лишний. Председателю Совета министров пришлось искать извозчика. Когда свита притормозила, Распутин оглянулся и увидел Столыпина и кликушески возопил «Смерть за ним, смерть за ним едет. За Петром… за ним!» По городу поползли мрачные слухи.

Решающие события развернулись 1 сентября. В 6 часов утра Кулябко, начальник Киевского охранного отделения, доложил о готовящемся покушении киевскому генерал-губернатору Ф.Ф.Трепову. В 7 часов утра он сообщил об этом Столыпину и попросил его не гулять по городу. Вечером того же дня все сановные гости слушали оперу Римского-Корсакова «Сказка о царе Салтане» в Киевском оперном театре. В антракте Столыпин беседовал с другими министрами. Мало кто заметил молодого человека, который поднялся со своего места в 18 ряду и направился по центральному проходу к министрам. Быстро подойдя к Столыпину на расстояние 2-3 шага, человек во фраке выхватил из кармана револьвер и дважды выстрелил в упор.

Одна пуля попала в руку, прошла навылет и ранила скрипача в оркестре, а другая раздробила Владимирский крест на груди Петра Аркадьевича и, изменив прямое направление в сердце, попала в живот.

Стрелявший был немедленно схвачен. Жандармам едва удалось отбить его от публики, готовой растерзать убийцу. Им оказался 24-летний Дмитрий Богров, анархист и секретный сотрудник охранки. Входной билет ему выдало охранное отделение.

Вечером 5 сентября 1911 года Петр Столыпин скончался. Пуля при попадании задела печень, и это решило дело. Медицина оказалась беспомощной. Похоронили его в Киево-Печерской лавре.

9 сентября Богров предстал перед судом. Заседание проходило при наглухо закрытых дверях. На рассвете 12 сентября Богров был повешен.

Подлинная проблема, связанная с убийством Столыпина, состоит не в том, кем он был убит – агентом охранки или революционером, а в том знала ли охранка о замысле Богрова. Поспешность и закрытость следствия и суда над Богровым уже тогда не могла не вызвать недоумения в обществе. Молниеносность расправы характерна, как показывает исторический опыт, всегда в одном и том же случае: когда нужно скрыть какую-то правду, очень нежелательную каким-нибудь весьма влиятельным лицам.

Заключение.

Революция показала огромный социально-экономический и политический разрыв между народом и властью. Стране требовались радикальные реформы, которых не последовало. Можно сказать, что страна в период столыпинских реформ переживала не конституционный кризис, а революционный. Стояние на месте или полуреформы не могли решить ситуацию, а только наоборот расширяли плацдарм для борьбы за кардинальные преобразования. Только уничтожение царского режима и помещичьего землевладения могли изменить ход событий. Меры, которые предпринял Столыпин, в ходе своих реформ были половинчатыми. Главный же крах реформ Столыпина состоит в том, что он хотел осуществить реорганизацию не демократическим путем и вопреки нему. Струве писал: «Именно его аграрная политика состоит в кричащем противоречии с его остальной политикой. Он изменяет экономический фундамент страны, в то время как вся остальная политика стремится сохранить в возможно большей неприкосновенности политическую «надстройку» и лишь слегка украшает ее фасад». Конечно же, Столыпин был выдающимся деятелем и политиком, но при существовании такой системы, которая была в России, все его проекты «раскалывались» о непонимание или нежелание понять всю важность его начинаний. Надо сказать, что без тех человеческих качеств, таких как: смелость, целеустремленность, напористость, политическое чутье, хитрость – Столыпину вряд ли удалось бы сделать хоть какой-то вклад в развитие страны.