Смекни!
smekni.com

Римский характер (стр. 3 из 3)

Со временем уже существовавший разрыв между греческой астрономией и ее римской интерпретацией в связи с взглядами «предков» все более углубился. Он достиг кульминации в связи с достижениями Александрийской школы и в первую очередь Птоломея. Его прославляли как сверхчеловека, подобного божеству, но следовать за ним могли лишь немногие избранные. Поэтому у самих римлян во II в. интерес к космосу ослабел, на первое место выдвинулась политика, выработка образа императора, идеального с точки зрения разных социальных слоев.

Таков был путь, пройденный в Риме «космическим мифом», никогда не утрачивавшим власти над умами хотя интерпретировался он по-разному, отвечая идеологическим запросам разных эпох и разных слоев общества.

3. Римский характер.В одной мудрой пословице говориться: «Посеешь поступок, – пожнешь привычку, посеешь привычку, – пожнешь характер, посеешь характер, – пожнешь судьбу». Свой характер и особую судьбу имеют не только отдельные люди, но и целые народы. Своеобычный характер народа Рима тесно связан с его удивительной исторической судьбой. Каким же был этот характер? В ходе, каких повседневных дел и забот, на основе каких обычаев и привычек складывался и формировался?

Главным занятием римлян в первые века их истории были земледелие и война. Желая похвалить человека, римляне обычно говорили про него, что тот хороший земледелец и хороший воин. По преданию, отцом Ромула (а значит, родоначальником всего римского народа) был Марс – бог земледелия и войны.

Каждый год на исходе зимы земледельцы выходили в поля, а воины – в поход; на исходе осени одни делили урожай, а другие – награды и добычу. (В глубокой древности римский новый год отмечался в марте празднествами в честь начала земледельческих работ и военных походов, а в октябре праздновалось завершение сезона военных походов. Таких сезонных военных праздников нет в календаре других народов).

Большинство римлян посвящали лучшие годы своей жизни ратным трудам. Римляне считали, что лучшие воины выходят из хороших земледельцев, поскольку необходимые тем и другим качества во многом совпадают: крепость тела и сила духа, выносливость и неприхотливость, почтение к старшим.

Выше всех остальных достоинств римляне ставили воинскую доблесть, понимая ее более широко, чем другие народы. В представлении римлян доблесть означала не только личную храбрость, но также верность родине, преданность боевым соратникам, способность безропотно и стойко переносить тяжкие труды и лишения, беспрекословное повиновение командирам. Воины многих народов не уступали римлянам своей отвагой, но мало кто из них мог, подобно римскому легионеру, во время похода нести на своих плечах более сорока килограммов разной поклажи, каждый вечер возводить на месте ночной стоянки военный лагерь – целый город, укрепленный рвами, валами и частоколами, - и довольствоваться за все свои труды более скудным пайком, чем то, что получали римский рабы. Ни в одной другой армии не было такой суровой дисциплины, такого неукоснительного исполнения приказав. Рассказывали, что римские часовые, не получившие во время наступления врага приказа об отходе, предпочитали погибнуть, но не оставить своего поста. Передавали также, что с яблони, вокруг которой был построен римский военный лагерь, за время стоянки не было сорвано ни одного яблока.

Все качества, необходимые доблестному воину, римляне усваивали, чуть ли не с колыбели, впитывали с молоком матери. В римской семье власть отца над детьми (не только малолетними, но и взрослыми) была сравнима с властью полководца над солдатами. За малейшие провинности и просто за непослушание отец семейства мог назначить суровые наказания, а за серьезные проступки и преступления даже обрекал своих домочадцев на смерть. Не только в бедных, но и во многих зажиточных семьях сыновья под присмотром отца целый день трудились на полях бок о бок с рабами и ели ту же грубую похлебку, что и рабы. Однако и сам отец должен был неусыпно заботиться о своем хозяйстве и своих домочадцах: не делавший этого, мог быть подвергнут, позорному наказанию, лишиться своей власти имущества.

Взрослые римляне обязаны были столь же беспрекословно, как и отцу, подчиняться выборным должностным лицам - магистрам, особенно высшим из них - консулам, управлявшим в мирное время государством, а военное – армией. Ни в одном греческом городе-государстве магистраты не обладали такой властью, почетом и привилегиями, как в Риме.

Консулов повсюду сопровождала почетная стража из ликторов, несших на плечах пучки прутьев (за пределами городских стен в них втыкали секиры). Консул мог приказать ликторам высечь, а в некоторых случаях – даже обезглавить любого провинившегося гражданина. Консулы и другие магистраты носили особую одежду и украшения, выделявшие их из числа остальных римлян. По окончании срока службы бывшие магистраты становились сенаторами и до конца своих дней принимали участие в обсуждении и решении важных государственных дел, пользуясь всеобщим уважением, властью и почетом. Их сыновья также вызывали всеобщее уважение, а со временами сами, как правило, становились магистратами и сенаторами.

Однако и у простых людей в Риме была возможность выдвинуться и занять более почетное и высокое положение в обществе. Раб, скопивший деньги на выкуп, мог получить свободу, а иногда и римское гражданство. Простой воин мог за свои заслуги стать офицером, а почетный и зажиточный, но знатный гражданин – магистратом и сенатором. Поэтому у римлян была в ходу поговорка: «Каждый сам кузнец своей судьбы».

Власть в Риме была связана с трудами и большой ответственностью. Полководцы, магистраты и сенаторы должны были также неусыпно заботиться об армии и государстве, как отцы о своих домочадцах. За нарушение принятых в Риме правил поведения, отступление от простого и сурового образа жизни сенаторы подвергались более серьезным наказаниям, чем обычные граждане. Свою службу в армии сыновья сенаторов начинали рядовыми солдатами (правда, не в пехоте, а в коннице), и служили они гораздо дольше, чем обычные римляне. В битве при Каннах был убит примерно каждый десятый из всех взрослых граждан, и каждый третий из сенаторов или их сыновей.

Людям, обладавшим властью в Риме, нелегко было использовать ее в своих личных интересах. Римляне обычно не принимали самолично, на свой страх и риск важных решений в государственных или даже семейных делах. Полководцы все серьезные вопросы обсуждали в военном совете, состоявшем из опытных офицеров, консулы – в сенате, отцы – в кругу своих домочадцев и друзей. (Само слово «консулы» буквально означает «те, кто советуется» или «те, кто совещается» поэтому оно так похоже на наше слово латинского происхождения «консультация».) Решения, принятые сообща, римляне считали наилучшими.

Римляне предпочитали проводить на людях, в окружении друзей, родственников и соседей не только время трудов, но и свой досуг. Солдат, сторонившийся сослуживцев, и гражданин, избегавший сограждан, вызывали всеобщее презрение. Когда греческий архитектор предложил одному римскому сенатору построить дом так, чтобы соседям не было видно происходящее внутри, римлянин наотрез отказался, пожелав, чтобы вся его жизнь происходила на глаз у людей.

Сильнее власти магистратов и отцов в Риме была власть старинных обычаев и традиций. С величайшим почтением относились римляне к делам и нравам своих предков. Из поколения в поколение передавались сказания о подвигах древних героев, которые неизменно были образцами для подражания. Все свои беды и несчастья римляне объясняли отступлением от древних нравов. Они выбирали из самых уважаемых и заслуженных людей особых магистратов – цензоров, обязанных следить за нравами и поведением граждан и строго карать отступивших от завещанного предками простого и сурового жизненного уклада.

Затевая какое-либо дело, римляне всегда оглядывались назад, старались представить себе, как действовали бы в таком случае их деды и прадеды. Все новое и необычное вызывало у них опасение, недоверие. Само слово «новое» имело у римлян дополнительное значение «плохое». Новым человеком они называли наглого выскочку, новыми делами – государственный переворот. Первый римский император Август постоянно повторял, что считает хорошим человеком лишь того, кто не желает никаких изменений издревле сложившегося порядка вещей. Римляне верили, что сами боги охраняют этот порядок и сурово карают тех, кто стремиться изменить. Один римский мудрец писал:

Новый путь отыскивать всем опасно,

Ты иди дорогою верной предков,

Не дерзай священные связи мира

Рвать самочинно.

Приверженец римлян своим нравам и обычаям нередко оборачивалась враждебностью к чужим. Гордясь собственной силой и доблестью, они пренебрежительно относились даже к народам высокой древней культуры. Для многих римлян слова «грек» и «ученый» являлись бранными. Желая сказать о ком-то, что тот погряз в пороках и распутстве, римляне говорили: «Он живет на греческий лад».

Однако постоянный рост богатства и могущества Рима, подчинение все новых племен и народов и связанные с этим неизбежные перемены во всех областях жизни заставляли римлян внедрять новое в свою жизнь, перенимать у других народов (и, прежде всего у тех же греков) то, без чего латиняне уже не могли обойтись. При этом римляне, обычно ссылаясь на пример предков, также многое заимствовавших у чужеземцев, или же выдавали установление новых порядков за восстановление забытых старых (так любил поступать, например, Август). Это позволяло римлянам идти в ногу со временем, не отрекаясь при этом от своих взглядов и традиций. По словам одного наблюдательного греческого историка, прожившего много лет в Риме, римляне легче, чем другие народы, меняют свои привычки и заимствуют у чужеземцев все полезное.

Умение изменяться, оставаясь самими собой, сочетание твердости и гибкости, пристрастия к старине и чуткости к новому позволяли римлянам успешно решать сложные задачи, которые ставила перед ними жизнь.