Смекни!
smekni.com

Уголовно-правовой анализ мошенничества и вымогательства (стр. 5 из 7)

«Шантажной» является угроза распространить позорящие потерпевшего или его близких сведения либо иные сведения, которые могут причинить существенный вред правам и законным интересам потерпевшего или его близких. Такие сведения могут быть как ложными (в этом случае их распространение образует идеальную совокупность вымогательства и клеветы - ст. 129 УК РФ), так и истинными, например сведения о прошлой судимости, заражении ВИЧ-инфекцией, аморальных поступках и т.п.

Сведения при шантажной угрозе должны быть такого характера, что их оглашение может нанести вред законным интересам лица.

Президиум Верховного Суда РФ по делу О. и С., осужденных по ч. 2 ст. 163 УК, которые требовали у Б. и Р. 6 тыс. долл., угрожая сообщить о совершенном ими преступлении, указал: «Угрозу разглашения сведений о действительно совершенном преступлении нельзя признать обстоятельством, существенно нарушающим права Б. и Р. либо причиняющим вред их законным интересам» и прекратил дело за отсутствием состава преступления.1

Угроза должна носить реальный характер, т.е. возможность ее исполнения для потерпевшего должна быть очевидной.

Вымогательство является оконченным с момента предъявления требования о передаче имущества или прав на имущество и высказывания потерпевшему угрозы.

При анализе квалифицирующих признаков вымогательства отмечается неудачность законодательной конструкции ч. 2 и ч.3 ст. 163 УК РФ. П. «г» ч. 2, введенный Федеральным законом от 08.12.2003 г. № 162-ФЗ, устанавливает ответственность за вымогательство, совершенное в крупном размере. П. «б» ч. 3 – за вымогательство, совершенное в целях получения имущества в особо крупном размере. Исходя из буквального толкования нормы, следует, что вымогатель должен получить имущество в крупном размере, а это уже отвечает признакам хищения. Данный признак не соответствует определению вымогательства, обозначенному законодателем как преступление с формальным составом.

П. «в» ч. 2 ст. 163 УК РФ содержит квалифицирующий признак «с применением насилия». В ряде случаев в УК термин «насилие» используется неоднозначно. В УК нет четкого определения данного понятия. В то же время законодателем используются близкие термины, которые можно считать различными формами проявления насилия: психическое принуждение, физическое принуждение, причинение физических страданий, насильственные действия, физическое насилие, физическая боль, угрозы, побои, истязание, нападение, принуждение, понуждение, издевательство, особая жестокость, мучения для потерпевшего.

В целом понятие «насилие» является сложным и требует отдельного глубокого исследования. В настоящее время непоследовательность в использовании данного термина порождает различное толкование его в теории и на практике. В ряде статей Уголовного кодекса термин «насилие» не конкретизируется. Этим понятием может охватываться как физическое, так и психическое насилие.

Применительно к вымогательству можно сделать вывод, что в первой части статьи речь идет о психическом насилии (угрозы), во второй и третьей частях – о физическом. Так во второй части статьи речь идет о применении насилия без оговорки последствий, в третьей части - последствия конкретизированы - причинение тяжкого вреда здоровью потерпевшего.

Только реализация угрозы насилием нашла отражение в квалифицирующих признаках вымогательства. Реальное повреждение или уничтожение имущества требует дополнительной квалификации по ст. 167 УК РФ.

§4. Субъект и субъективная сторона вымогательства

Субъективная сторона вымогательства, как преступления с формальным составом, в литературе характеризуется прямым умыслом.

Мотивом вымогательства является корысть. Это подтверждается тем, что законодатель включал вымогательство (до исключения признака неоднократности в декабре 2003 г.) в число тех преступлений, которые образовывали признак неоднократности наряду с хищениями. Пункт 1 Примечания к ст. 158 УК РФ прямо указывает на корыстную цель хищений. Отсутствие корыстной цели исключает квалификацию требований передачи чужого имущества, права на имущество, совершения других действий имущественного характера как вымогательство.

Несмотря на существование цели в объективной действительности, цель по своей природе носит глубоко субъективный характер. В противном случае имели бы место иные мотивы. Например, месть, личная неприязнь и т.д. Именно таким образом мотивы и цели обусловливают друг друга.

Вымогательство (как преступление, предусмотренное ст. 163 УК РФ) является преступлением, посягающим на имущественные отношения, совершаемым только с прямым умыслом, по корыстным мотивам и с целью увеличения имущественной сферы вымогателя либо направленным на недопущение ее уменьшения.

Виновный должен сознавать, что требует передачи чужого имущества, на которое он не имеет никаких прав. Требование возврата долга, предоставления товара, за который произведена предоплата, и т.п. под угрозой применения насилия, уничтожения имущества или распространения позорящих сведений состава вымогательства не образует.

П. требовал деньги от М. и А. за возмещение физического и морального ущерба в связи с избиением сына, угрожая привлечением их к ответственности за побои. Опасаясь ответственности и не желая огласки, М. и А. передали П. деньги.

Президиум Кировского областного суда, рассмотрев дело в порядке надзора по протесту заместителя Председателя Верховного Суда РФ, признал отсутствие в действиях П. состава вымогательства.1

Требование возврата долга, предоставления товара, за который произведена предоплата, и т.п. под угрозой применения насилия, уничтожения имущества или распространения позорящих сведений состава вымогательства не образует.

В содержание субъективной стороны вымогательства входят также корыстные мотивы вымогателя и цель незаконного получения им чужого имущества, приобретения права на имущество или получения других имущественных выгод.

Вымогательство относится к числу корыстных преступлений против собственности. Поэтому преступление совершается в целях неосновательного обогащения или извлечения материальной выгоды в другой форме.

Для состава этого преступления не существенно, был ли виновный намерен в действительности привести угрозу в исполнение.

Субъект преступления - любое лицо, достигшее четырнадцати лет.2

Особенности установления субъективной стороны кражи, грабежа, разбоя и вымогательства состоят, прежде всего, в том, чтобы отграничить эти преступления друг от друга. Кражу необходимо отличать от грабежа, грабеж - от разбоя и вымогательства, разбой - соответственно от грабежа и вымогательства.

При этом устанавливаются как общие для субъективной стороны данных преступлений признаки, так и специфические, присущие только конкретному составу.

Корыстная цель означает желание завладеть чужим имуществом, причем конечная цель распоряжения им неважна. Например, похититель может иметь намерение направить похищенные денежные средства в помощь детскому дому, но это не будет исключать его ответственности за преступление против собственности.1

Субъективная сторона вымогательства характеризуется прямым умыслом и корыстной целью. Виновный сознает, что им предъявляется незаконное требование, высказывается угроза, и желает таким путем добиться неправомерной передачи ему чужого имущества, права на него или совершения в его пользу действий имущественного характера.

Наиболее опасные квалифицированные виды вымогательства предусмотрены ч. 3 ст. 163 УК. Ими являются вымогательство, совершенное: организованной группой (п. "а"); в целях получения имущества в особо крупном размере (п. "б"); с причинением тяжкого вреда здоровью потерпевшего (п. "в")

§5. Квалифицированные и особо квалифицированные виды вымогательства

Наиболее опасные квалифицированные виды вымогательства предусмотрены ч. 3 ст. 163 УК РФ. Ими являются вымогательство, совершенное:

1) организованной группой по предварительному сговору(п. «а»);

2) с применением насилия (п. «в»);

3) крупный размер вымогательского требования (п. «г»).

Квалифицированным вымогательством (ч. 2, 3 ст. 163 УК РФ) являются указанные противоправные действия, совершенные группой лиц по предварительному сговору, неоднократно, с применением насилия, а также вымогательство, совершенное организованной группой в целях получения имущества в крупном размере, с причинением тяжкого вреда здоровью потерпевшего, лицом, ранее два или более раз судимым за хищение либо вымогательство.

Первые два обстоятельства соответствуют признакам, предусмотренным в ч. 3 ст. 158 УК РФ. Причинение тяжкого вреда здоровью должно быть следствием насилия, соединенного с угрозой и требованием передачи имущества.

В случае убийства в процессе применения насилия деяние должно квалифицироваться по совокупности ч. 3 ст. 163 и п. «з» ч. 2 ст. 105 УК РФ. Если убийство совершено с целью сокрытия факта вымогательства, действия виновного следует квалифицировать по п. «к» ч. 2 ст. 105 и соответствующей части и пункту статьи 163 УК РФ. Эта позиция обозначена и в п. 11 постановления Пленума ВС РФ от 27 января 1999 г. №1 «О судебной практике по делам об убийстве (ст. 105 УК РФ)».1

Также по совокупности следует квалифицировать вымогательство с последующим исполнением угрозы и совершением убийства, причинением вреда здоровью соответствующей тяжести, поджогом или с использованием иного способа уничтожения имущества.