Смекни!
smekni.com

Североамериканская буржуазная революция (стр. 2 из 7)

Глава III. Развитие войны за независимость.
Причины войны за независимость. Усиление колониального
гнета Англии с 60-х годов XVII века.

Быстрый экономический рост колоний побуждал их освободиться от ограничений, создаваемых Англией в области торговли, промышленности и пользования землей. Колонии желали освободиться от налогов, вводимых Английским правительством по своему произволу. Вопреки всему этому в 60-х годах XVIII века колониальный гнет Англии усилился. Семилетняя война 1756 – 1763 г.г. истощила ее финансовые ресурсы. Государственный долг Англии вырос с 53 тыс. До 140 тыс. Фунтов стерлингов. Король и министры хотели поправить финансовое положение за счет колоний. Захват Англией Канады, Флориды и земель к западу от Аллеган облегчал проведение новых насильственных мер в 13 колониях.

По окончании Семилетней войны около десяти тысяч английских войск было оставлено в колониях. В 1765 г. Английский парламент принял так называемый квартирный акт, разрешавший посылать в колонии новые войска и размещать солдат и офицеров на постой среди населения. Меры эти имели в виду обеспечить взимание новых налогов и подчинение колоний новым запретам.

В колониях еще в XVII и в начале XVIII веков множество запретов на открытие мануфактур, производство и вывоз шерстяных изделий, разного рода инструментов. Торговля колоний с другими странами, минуя английских купцов – посредников, издавна была запрещена, но велась контрабандой, принявшей огромные размеры. Фактически многие запреты плохо соблюдались, и на них не обращали внимания. Но с 1761 года английское правительство стало требовать их неукоснительного выполнения и издало закон, обязывавший суды и население колоний содействовать таможенным сборщикам при розыске и конфискации товаров, считавшихся контрабандными.

Английские купцы открыто призывали к запрещению мануфактур в колониях. Начало промышленного переворота в Англии увеличило возможность сбыта английских промышленных изделий за океан и рост мануфактур в колониях. Один из анонимных памфлетов, опубликованных в Англии уже в начале войны за независимость, излагал опасения английских капиталистов по поводу быстрого роста производства тканей, шляп и скобяных изделий в колониях и требовал "подавить развитие этих мануфактур".

Не следует, однако, преувеличивать роль промышленности в экономике колоний, занятых в то время главным образом сельским хозяйством и торговлей.

Запретительные меры английского правительства в отношении пользования землей, новые налоги и торговые пошлины вызвали в колониях еще больше недовольства, чем ограничения в области промышленности.

В 1763 году Георг III издал указ о запрещении колонистам занимать земли и селится к западу от Аллеганских гор. Эта мера лишала рабовладельцев возможности захватывать западные земли и переносить на них плантации с уже истощенных участков в южных колониях. Крупные земельные спекулянты тоже теряли возможность обогащения на захвате новых земель. Королевский указ задевал и интересы мелких арендаторов, желавших уйти на Запад и стать там самостоятельными фермерами. Арендаторам приходилось оставаться на землях, принадлежавших крупным английским собственникам, и продолжать уплату им так называемых твердых рент. Указ 1763 г. Покровительствовал крупной земледельческой аристократии и мехоторговцам, скупавшим пушнину у индейцев за Аллеганами и опасавшимся, что массовое переселение колонистов на эти земли подорвет индейский пушной промысел и лишит крупных земельных собственников рабочей силы в восточных районах.

В 1765 году английский парламент обложил колонии так называемым гербовым сбором с каждой торговой сделки, документов, газет и объявлений. Сопротивление населения заставило английское правительство отменить гербовый сбор, но политика обложения налогами колоний без их согласия продолжалась. В 1767 году по настоянию английского министра финансов Таушенда в колониях были введены новые пошлины на ввоз товаров из Англии. Усиление колониального гнета Англии и господство английской земельной аристократии стали главной помехой на пути самостоятельного капиталистического развития колоний. В этом и заключалась основная причина, вызвавшая революционно-освободительную войну североамериканского народа за независимость.

Нарастание сопротивления колониальному игу.
Лойялисты и оппозиция.

Недовольство гербовым сбором дало сильный толчок широкому демократическому движению против английских колонизаторов в Нью-Йорке и в Новой Англии. Во многих городах и селениях возникали митинги, народ громил дома сборщиков нового налога. Гербовые марки сжигались на кострах, сборщиков вымазывали дегтем и вываливали в перьях. Начался бойкот английских товаров. В ряде городов были созданы радикальные демократические общества для организации бойкота и борьбы за отмену гербового сбора. В состав этих обществ входили мастеровые – печатники, плотники, столяры, кораблестроители, чеканщики, кожевники и многие другие ремесленники, фермеры и матросы. В Нью-Йорке и Коннектикуте члены этих обществ именовались "сынами свободы". В одной из прокламаций против гербового акта говорилось, что скоро англичане введут налоги и на "солнечный свет, на воздух, которым мы дышим, на землю, в которую мы ляжем".

Во главе народного движения часто становились представители революционной патриотической буржуазии и буржуазной интеллигенции. В гостиницах и на постоялых дворах зачитывались газеты, прокламации и листовки. Народ распевал патриотические революционные песни. Журналист Сэмюэль Адамс и доктор Уорен были активистами этого демократического движения.

В Нью-Йорке в 1765 году собрался конгресс представителей ряда колоний, призвавший к бойкоту английских товаров. Перепуганные английские купцы опасались за судьбу своей торговли в колониях и добивались в 1766 году отмены гербового сбора. Но введение новых торговых пошлин привело к дальнейшему подъему движения за отказ от покупки английских товаров. Патриотически настроенные круги буржуазии, плантаторов и народ не желали признавать за Англией права облагать колонии новыми поборами без их согласия.

Отношения между населением и английскими войсками обострялись. 2 марта 1770 года в Бостоне английские солдаты открыли огонь по толпе, осыпавшей их насмешками, и убили несколько мастеров и матросов. В городе вспыхнуло всеобщее возмущение. По требованию собрания английские войска были выведены из Бостона.

Кровавые столкновения вызывала и аграрная политика английского правительства, поддерживавшая взимание с арендаторов твердых земельных рент в пользу крупных землевладельцев. В 1768 году фермеры Северной Каролины, арендовавшие королевские земли, объединились для борьбы за отмену твердых земельных рент, введение бумажных денег и освобождение арестованных за долги. Участники этого движения называли себя "уравнителями". Несколько тысяч человек из них громили дома чиновников. Против повстанцев были посланы в 1771 году войска, рассеявшие "уравнителей". Несколько десятков человек было убито, а главари движения казнены. В этих событиях сказывалось нарастание общенациональной борьбы североамериканского народа против британских колонизаторов и обострение социальных противоречий среди населения колоний.

Сторонники сохранения господства Англии состояли главным образом из крупных земельных собственников восточных районов, имевших пожалованные королем земли, части плантаторов, привилегированных купцов, опасавшихся потери английского рынка, чиновников, английского духовенства. Эти группы населения составляли основу консервативного течения лойялистов. Его представители, подобно сторонникам усиления королевской власти в Англии, именовали себя тори. Лойялисты видели в английской монархии оплот против народных движений.

Силы оппозиции объединились под общим наименованием вигов, среди которых вполне отчетливо наметились два направления. Первым и наиболее влиятельным из них было умеренное течение, опиравшееся на патриотические группировки плантаторов и буржуазии, заинтересованных в захвате западных земель и отмене стеснений, наложенных Англией на экономическое развитие колоний. Плантаторы и буржуазия надеялись добиться расширения самоуправления колоний путем давления на английское правительство, не идя на окончательный разрыв с Англией.