Смекни!
smekni.com

Советская Армения в период Социалистического строительства (стр. 6 из 11)

У истоков армянской советской литературы стояли также крупнейшие мастера, представители демократического течения армянской литературы, ее классики—Ованес Туманян, Александр Ширванзаде, Иоаннес Иоаншсян, Нар-Дос, Аветик Исаакян, к которым примкнули известные уже тогда писатели Дервник Демирчян, Стефан Зорьян и другие. Эти писатели, всегда выражавшие сокровенные чаяния своего народа, не могли не видеть громадных перемен, совершавшихся после победы революции. И они сделали свой выбор—встали на сторону народной власти. Конечно, путь маститых деятелей армянской литера, туры к признанию новых принципов был нелегок, но они верили в силы освобожденного народа и выразили готовность •содействовать становлению новой жизни. В 1922 г. выдающийся армянский романист и драматург Александр Ширванзаде выступил в зарубежной армянской печати с заявлением, что он готов посвятить себя служению Советской Армении.
Приветствовал освобожденную родину Аветик Исаакян. Перелом в идейных взглядах крупнейших представителей армянской литературы, которые находились в то время за рубежом, оказал большое влияние на прогрессивную армянскую зарубежную интеллигенцию. В защиту Советской Армении выступили зарубежные армянские писатели Ерванд Отян, Аршак Чопанян, Ваан Текеян, художник Эдгар Шаин» скульптор Акоп Гюрджян и другие.
Сплочение творческих сил армянской литературы на новой идейной основе—принципах социалистического реализма, использование демократических традиций классической литературы прошлого стало главной задачей в области литературы. В процессе своего становления советская армянская литература преодолела имевшиеся трудности, сумела выработать правильное отношение к культуре прошлого. В 1929 г. в Армении была создана единая писательская организация— Федерация советских писателей Армении, сплотившая творческие силы армянской советской литературы, что имело громадное значение для ее дальнейшего развития.
1920—30-ые гг, были в Армении временем кипучей литературной жизни. На этот период приходится расцвет творчества многих армянских советских писателей. Поэзия Егише Чаренца, Гургена Маари, Гегама Сарьяна, Наири Зарьяна была хорошо известна и любима народом.
Творчество Егише Чаренца—эпоха в развитии армянской поэзии. Чаренц первым из советских армянских поэтов воспел революцию и ее вождя—В. И. Ленина, многие поэмы поэта являются непревзойденными образцами армянской гражданской лирики. Народ, революция, жизнь и поэзия не разрывно связаны в творчестве Чаренца; главное назначение искусства он видел в выражении стремлений и чувств многомиллионных масс трудящихся.
В области прозы творили такие замечательные мастера художественного слова, как Аксель Бакунц, Дереник Демирчян, Стефан Зорьян и другие. В 1936 г. в Армению возвратился великий армянский поэт Аветик Исаакян, по праву занявший место патриарха армянской литературы. В 30-ые гг. в армянскую литературу пришло новое поколение писателей—прозаики Рачия Кочар, Гарегин Севунц и ряд молодых поэтов. Сплочение творческих сил армянской советской литературы завершилось созданием в 1932 г. Союза советских писателей Армении.
Происходил также процесс складывания армянского советского искусства, приведший к созданию единых творческих организаций художников и композиторов. У истоков советской армянской живописи стояли также мастера, как Мартирос Сарьян, Седрак Араделян, Степан Агаджанян, Егише Тадевосян, Акол Коджоян, оказавшие своим творчеством большое воздействие на развитие армянского изобразительного искусства, определившие разнообразность и многогранность армянской школы живописи. Заметных успехов достигли армянские скульпторы— Сергей Меркуров, Ара Саркисян, Ерванд Кочар, Сурен Степанян и другие.
Музыкальное искусство было представлено такими композиторами как Александр Спендиарян, Романос Меликян, Спиридон Меликян, Анушаван Тер-Гевондян, творчество которых явилось большим вкладом в армянскую музыку. В истории армянской музыки неоценимы в частности заслуги Александра Спендиаряна. Его симфонические произведения, романсы и песни, питаемые истоками народной музыки, снискали великому композитору мировую известность. Творчество А. Спендиаряна во многом стимулировало новый, бурный подъем советского армянского музыкального искусства.
Крупнейшим событием в музыкальной жизни республики явилось открытие в 1933 г. Государственного оперного театра, на сцене которого были осуществлены постановки шедевров национального оперного искусства—«Алмаст» А. Спендиаряна и «Ануш» А. Тиграняна. В репертуар оперного театра вошли также спектакли мировой и русской классики. В 30-ые гг. в театре работали ведущие дирижеры К. Сараджев, М. Тавризян, режиссеры А. Бурджалян, А. Гулакян. Исполнительские силы театра были представлены большими мастерами—Айкануш Даниелян, Шара Талш, Павел Лисициан, Левой Исецкий-Иоаннисяя и другие. В 1932 г. в Армении была создана Государственная филармония, творческие коллективы которой проделали большую работу по пропаганде армянской национальной музыки, ознакомлению армянского зрителя с лучшими произведениями мировой музыки.

В 30-ые гг. выдвинулись молодые талантливые композиторы, внесшие большой вклад в развитие армянского музыкального искусства. Среди них ведущее место занимает композитор Арам Хачатурян, уже тогда снискавший славу одного из крупнейших композиторов страны. Музыкальные произведения различной формы создали композиторы Антон Маилян, Аро Степанян, Саркис Баласанян, Каро Закарян и другие.
Значительных успехов достигло театральное искусство В январе 1922 г. постановкой пьесы Г. Сундукяна «Пепо» открылся армянский драматический театр—первый государственный театр в истории Армении. За короткий срок вырос его творческий коллектив. В нем работали известные уже тогда мастера армянской сцены.Ованес Абелян, Асмик, Арус Восканян, Ваграм Папазян, Микаел Манвелян.

В середине 20-х гг. в театр пришли молодые талантливые артисты ставшие вскоре гордостью армянской сцены Грачия Нерсисян, Вагарш Вагаршян, Авет Аветисян, Ольга Гулазян и другие. Bольшой вклад в развитие армянского режиссерского мастерства внесли Левой Калантар, Аршак Бурджалян и другие На сцене Драматического театра, которому было присвоено имя Сундукяна, были поставлены многие шедевры армянской, русской и мировой драматургии. Особое внимание обращалось на создание современного репертуара, представленного пьесами советских драматургов. Армянский драматический театр прочно завоевал репутацию лучшего творческоко коллектива республики, пользовался большой любовью трудящихся.
В 1924_г. родилась армянская кинематография, первенцем которой явился документальный фильм «Советская Армения» В следующем году был поставлен первый художественный фильм—экранизация романа А. Ширванзаде «Намус» В .последующие годы—художественные фильмы «Зарз» «Злой дух», «Мексиканские дипломаты» и другие. Великолепным творческим успехом армянской кинематографии явился фильм «Пепо», поставленный известным .кинорежиссером Амо Бек-Назаряном в 1935 г.
В последующие годы годы появились фильмы «Гикор», «Каро», «Зангезур», «Севанские рыбаки» «Горный марш» и другие. В фильмах снимались лучшие артистические силы республики. Р Значительных успехов достигла советская армянская архитектура. Исключительную роль в развитии армянской архитектуры разработке генерального плана застройки столицы республики-Еревана, создании крупных архитектурных ансамблей сыграл выдающийся архитектор академик Александр Таманян (1885-1936). По проекту маститого зодчего были сооружены многие замечательные здания, в том числе театр оперы и балета и Дом правительства в Ереване. Большую работу по исследованию истории многовековой армянархитектуры выполнил выдающийся историк архитектуры Торос Тораманян (1864— -1934)

В годы социалистического строительства происходил активный процесс установления и расширения культурных связей между советскими народами. Армянская советская культура принимала в этом процессе деятельное участие. Уже на протяжении 20—30-х годов культурные контакты- между советскими народами стали проявлять тенденции сближения и взаимного обогащения социалистических культур; этим тенденциям суждено было стать одной из главных закономерностей развития многонациональной советской культуры. В эти же годы сложились многообразные формы культурного сотрудничества советских народов. В области науки—это обмен результатами научного поиска, совместная разработка научных проблем, взаимная помощь в подготовке научных кадров.

В области литературы—это расширявшиеся творческие контакты между писателями советских народов, приобщение трудящихся разных республик к лучшим произведениям братских литератур посредством их перевода на языки народов СССР. В области искусства—это взаимные гастроли творческих коллективов, содружество художников, музыкантов, деятелей театра, широкая пропаганда достижений искусства советских народов. Все эти формы^ сотрудничества проявились и в культурных связях Советской Армении.
В процессе сближения и взаимного обогащения культур советских народов большую роль сыграла культура русского народа, в особенности русский язык, выполнявший функции языка межнационального общения. Благодаря русской культуре и русскому языку советские народы, в том числе и армянский народ, получили возможность приобщиться к культурным достижениям не только народов СССР, но и мировой цивилизации.
Русская советская наука сыграла большую роль в развитии научной мысли в союзных республиках, в частности в Армении. В середине 20-х годов научные центры Армении— Ереванский университет и Институт науки и искусства установили контакты с Академией наук СССР, научными учреждениями РСФСР, Украины, Грузии, Азербайджана. В ноябре; 1925 г. Институт науки и искусства Советской Армении обратился с письмом к президенту Академии наук СССР А. Карпинскому, в котором выражалось пожелание установить постоянную связь с Академией наук СССР. Это предложение было принято.
В 1926 г. в АН СССР был образован особый комитет по исследованию производительных сил союзных и автономных.) республик. При комитете была создана специальная Закавказская комиссия во главе с академиком Ф. Ю. Левинсон-Я Лессингом. Закавказская комиссия АН СССР проделала значительную работу по изучению природных богатств Армении, выявила перспективы развития ее производительных сил, наметила возможности организации научно-исследовательской работы в республике. Ученые России способствовали развитию в Армении геологических, технических, биологических и общественных наук. Академия наук СССР выступила инициатором создания академических учреждений в республиках Закавказья. Закавказский филиал АН СССР, образованный в 1932 г. во главе с академиком Н. Я- Мар-а ром, способствовал дальнейшему развитию науки в крае, подготовил своей деятельностью создание самостоятельных филиалов АН СССР в каждой из республик Закавказья (1935г.). Продолжая традиции Ю. Веселовского, В. Брюсова и М. Горького, стоявших у истоков русско-армянских литературных связей нового времени, советские русские и армян-? ские писатели в первые же годы социалистического строительства расширили свое сотрудничество, внесли весомый вклад в пропаганду достижений культур братских народов. Была проделана большая работа по переводу на русский язык многих произведений армянских писателей—как классиков, так и современных. В 20—30-е годы на русский язык были переведены произведения советских армянских писателей Ав. Исаакяна и Д. Демирчяна, А. Акопяна и М. Арази,; Г. Сарьяна и С. Зорьяна, Е. Чаренца и Н. Зарьяна, А. Багкунца и других. Большие заслуги в переводе на русский язык произведений армянской поэзии имеют русские поэты В. Брюсов А. Ахматова, Б. Пастернак, П. Антокольский, С. Маршак, М. Светлов, И. Сельвинский и другие. В эти же годы упрочились связи с украинской, грузинской, азербайджанской, литературой, литературами других народов СССР. На армянский язык были переведены многие про-; иаведеиия, русской классической и советской литературы, ли-; тератур других советских народов, ставшие достоянием армянского читателя.
Расширению литературных связей между народами СССР способствовали взаимные творческие встречи писателей. В 1920—1930-е годы Советскую Армению посетили многие писатели России, Украины, Грузии, Азербайджана и других республик, которые делились своим творческим опытом, встречались с производственными коллективами республики, з своих произведениях отобразили царивший в Армении пафос социалистического строительства.
В эти же годы интенсивно развивались взаимосвязи и в области искусства. Стали входить в традицию взаимные гастроли ведущих театральных коллективов республик Закавказья. Большой вклад в установление и углубление творческих связей в области театрального искусства внесли старшие представители мастеров грузинской, армянской и азербайджанской сцены: режиссеры К- Марджанишвили, А. Бурджалян, И. Исфаганлы, выдающиеся актеры Арус Восканян, Верико Анджапаридзе, Акакий Хорава, Асмик, Бюль-Бюль и другие. Среди них особое место занимает Ваграм Папазян, с одинаковым успехом выступавший на сценах трех республик; этот великий актер был удостоен званий йародного артиста Армении, Грузии и Азербайджана.
Благодаря частому проведению взаимных творческих выставок художников ценители искусств Москвы и Ленинграда, Азербайджана, Украины, Грузии и других республик познакомились с произведениями ведущих армянских художников и скульпторов М. Сарьяна, С. Агаджаняна, С. Ара-келяна, Ф. Терлемезяна, А. Саркисяна, А. Урарту и других. В свою очередь трудящиеся Армении получили возможность ознакомиться с достижениями искусства братских республик Союза.
Взаимное сближение и обогащение культур советских народов содействовало воспитанию советских людей в духе интернационализма, повышению их культурного уровня, расширению кругозора. Растущее культурное сотрудничество народов СССР становилось характерной чертой жизни советского общества.
За два неполных десятилетия Советской власти Армения превратилась в признанный центр духовного творчества армянского народа. Это было большим, историческим достижением, так как до победы социалистической революции центры армянской культуры в основном находились вне пределов Армении. Создание советской государственности, открывшиеся широкие возможности свободного духовного творчества превратили Советскую Армению в центр новой армянской культуры—национальной по форме, социалистической с по содержанию.