Смекни!
smekni.com

Херсонес Таврический (стр. 3 из 4)

Византийский период. Византийский период (с V- XIII в.) характеризуется новой религией, получившей в начале IV в. права гражданства, христианством, а с ним и новыми формами жизни народа в духовном и внешнем выражении идей.

Для Византийской империи Херсонес в эту пору является важным стратегическим пунктом в борьбе с северными варварами, с которыми Византия постоянно ведет отчаянную оборону. Византийская эпоха, как позднейшая в Херсонесе, дает нам самое большое количество и разнообразие памятников, как монументальных, так и мелких бытовых. Верхние слои херсонесского городища почти все относятся к этой эпохе, культура ее является своеобразной во всех ее проявлениях, с сильным влиянием не только старой эллинской цивилизации, но и восточной, вначале персидской, затем арабской и, наконец, италийской. "В Херсонесе открывается весь быт, вся культура византийского города".

При императоре Феодосии II (408-450) гунны, угрожающие Византии, как говорит Прокопий (VI в.), наводнили Тавриду от Боспора до Херсонеса и угрожали последнему. Херсонес, если были на него нападения гуннов, наверное, отражал их благополучно, так как, после упадка Боспорского царства, "Херсонес достиг значения первоклассного города". Но, несмотря на его "первоклассность", он в надписи Феодосию (379-395) и Аркадию (395-408) признает владычество последних,(15) и ремонт укреплений производится имперским трибуном, Флавием Витом. Кроме зависимости политико-гражданской, Халкедонским вселенским собором (451 г.) Херсонес ставится в зависимость в делах церкви от Константинопольского патриарха. Какова была зависимость Херсонеса от Византии, трудно сказать, так как, кроме поздне-римских или ранне-византийских монет, правда, в большом количестве, нет памятников, на основании которых можно было бы говорить о ее степени.

При императоре Льве I (457-474), по словам Прокопия, гунны осаждали Херсонес и, причинив ему много неприятностей, отняли часть его территории. Нападение это так пошатнуло оборону Херсонеса, что он обращается к императору Зенону (474-491) с просьбой помочь ему восстановить стены. Просьба эта была удовлетворена, а благодарность херсонесцев изложена в "надписи Зенона", найденной еще ученым Палласом в 1794 году, которая читается так:

"Самодержец Кесарь Зенон, благочестивый, украшенный трофеями величия и славы, доказал щедроту и благочестие свое как всем подвластным ему городам, так и нашему городу, пожаловав из городских пошлин верных ему баллистрариев с тем, чтобы деньги были употреблены на постройку стен, служащих для защиты города. И мы, благодарные граждане, поставили сию надпись в вечное воспоминание его царствования. Построена башня в правление светлейшего комита Диогена, лета 521 индикта 14". Башня, о которой говорится в конце, вероятно, находящаяся в ю.-в., теперь уже вся раскопанная и расследованная Р.Х.Лепером, и прозвана "Зеноновой башней".

К концу V в. [царствование Анастасия I (491-518)] относится, открытый в 1902 г., крестовидный храм среди христианского некрополя в 100 саж. от стен города. Пол храма мозаичный, хорошо сохранившийся, с рисунками (птицы, цветы, вазы, плоды). В стене найдены монеты IV в. и Юстиниана VI в. Стены были украшены фресками с греческими и древне-грузинскими (последнее очень интересно) надписями. Под храмом ряд склепов, может быть, с останками мучеников или епископов. При Юстине I (518-527) гунны снова причиняют бедствия Херсонесу и при Юстиниане (527-565) почти разрушают стены. Готский писатель того времена Иордан говорит, что гунское племя Аулзиагры "летом кочуют в обширных степях, а зимой возвращаются на берега Понта". Защищая греческие поселения на юго-восточном берегу Тавриды и пределы Византии, Юстиниан строит крепости Алустон (н. Алушта) и Гурзубиты (н. Гурзуф), оставляя готам и гуннам прочие части полуострова. Под покровительством Юстиниана Херсонес обстраивается, представляет хороший рынок и временно благоденствует; чрез него Византия ведет с южно-русскими кочевниками "хитросплетенные козни Византийской дипломатики". В это время начинается сильная варваризация греческих поселений и настойчивое проникновение новых влияний, особенно малоазийских. При Юстине II (565-578) на Тавриду сначала напали авары, а потом при хане Турксакфе турки, а хан Бокхан даже осаждал Херсонес, но все эти попытки не имели успеха. Около 590 г. в Херсонесе находится сильный византийский гарнизон, охраняющий его пределы, под начальством "дукса Херсонеса Евпатерия". Константин II (641-668) ссылает за осуждение его указа о монофелитах в Херсонес папу Мартина I, который здесь и умирает около 655 г. "В кругозор византийской политики" вступили при императоре Ираклие (610-641) хазары, сорганизовавшиеся в водоразделе между Волгой и Доном; в конце VII в. они уже между Феодосией и Херсонесской областью с центром в Фуллах и Сугдее (н. Судак). Около 702 г. хазарский каган, окончательно покорив готов, сделал своей резиденцией их столицу Дори (Феодори, н. Мангуп-Кале), а в 705 г. упоминается о проживающем в Херсонесе хазарском сановнике, носившем титул тудуна, т.е. наместника. В это время хазары играют роль в судьбе императора Юстиниана II (1, 685-695, 2, 705-711). За свои жестокости и деспотизм Юстиниан был свержен с престола патрицием Леонтием, сделавшимся императором, и отправлен с отрезанным носом и языком в Херсонес. Здесь его встретили горожане насмешками, и Юстиниан бежал к хазарскому кагану в Дори, где и женился на его дочери Феодоре, и, после многих приключений, с помощью царя болгар Тарбелия вернул себе трон (705 г.), не забыв неприветливости Херсонеса. В 710 году отправляется мстительная экспедиция во главе с Варданом, который исполнил поручение самым жестоким образом, разорив город и перебив жителей. Вторая карательная экспедиция была неуспешна и кончилась тем, что полководец Вардан, при поддержке хазар свергнув, казнил Юстиниана и занял его престол под именем Филиппика (711-713), а Херсонес получил прежние права вольности, но с каганским протекторатом хазар, которые тоже дали некоторые привилегии. Узость территории заставляла Херсонес держаться торговлей и, несмотря на все политические неурядицы и стеснения, Херсонес до X в. сохраняет облик древних общественных учреждений и независимость гражданского управления и даже вскоре, под протекторатом хазар, "освобождается от главенства Византии и делается вольным городом". Во время иконоборческих волнений VIII в. Херсонес ревностно стоит на стороне иконодулов и служит местом их убежища. К этой эпохе относят происхождение пещерных монастырей с храмами (Инкерман, Успенский скит, Мангуп-Кале, Тепе-Кермень, Качи-Калень и др.)... В начале второй четверти IX в., по рассказу жития св. Стефана, архиепископа Сурожского, было нашествие "русской (?) рати" на Херсонес и Сурожь под начальством князя Бравалина (Бравлина) ("князь бранлив и силен зело").

Это весьма любопытное событие записано в "Новгородских летописях" и в "Степенной книге". Это, вероятно, был один из варяжских набегов. В царствование Феофила (829-842) по просьбе хазар отправляется к ним строитель Петрона для постройки крепости Саркела (где она, вопрос спорный). Петрона советует императору уничтожить вольности Херсонеса и по поручению императора проводит в жизнь свой проект настолько, что Херсонес теперь лишен свободы и "управляется Византийскими стратегами" с военно-гражданскими полномочиями, жившими доходами с провинций; управление это было плохое. Херсонес, как провинция (фема), считался 12-ой, обнимал всю юго-восточную часть берега.

Херсонес, по словам Будиловича, в IX в. начинает играть для нарождающейся Руси "роль культурного моста" между Византией и Русью. Мне лично думается, что Херсонес неособенно важным мостом был Руси с Византией; варяго-русские торговые ладьи могли непосредственно из Днепра проходить в Царьград, да и удобнее было идти мимо берегов Балканских, чем заходить в Херсонес. Херсонес же служил мостом в ближайшие пункты южного Черноморского побережья к Трапезунту и Синопу, которые в это время были передачей мало-передне-азиатской культуры, расцветавшей под сенью исламизма. Свидетельством об этом могут служить арабские монеты этого времени в Приднепровьи, а в Херсонесе находится их большое количество. В конце IX в. в Придоньи, Приднепровьи и Придунавьи укрепляются печенеги, которые сильно теснят хазар.

Дух свободы, как видимо, еще не угас в вековом подчинении у херсонаситов: они при Льве VI (886-912) пытаются отложиться от империи. В 944 году Херсонес извещает императора (Роман I 919-945) о походе Игоря на Царьграде, кончившемся неудачно для Игоря: "се идут Русь без числа корабль; покрыли суть море корабли". В договоре Игоря с Византией говорится, что он обязался охранять ее от набегов "черных (приднепровских) болгар". По этому же договору Русь не должна тревожить корсунских рыбаков в устье Днепра. К этому времени относятся остатки знаменитой и самой обширной базилики, так называемой "Уваровской" (открытой графом А.С.Уваровым в 1853 г.). В половине X в. к Херсонесу императоры проявляют особую заботливость, что особенно видно из наставления Константина VIII Багрянородного (945-959) к сыну его Роману II (959-968). Багрянородный автор советует, сохраняя над Херсонесом власть, стремиться поддерживать его благосостояние и вести с ним дружественные отношения; Херсонес должен быть главной базой в дипломатической деятельности Византии с северо-восточными племенами, это центральный дозорный пункт; в случае его возмущения, парализовать всеми мерами его морскую торговлю и, не принимая особых мер, всячески наносить ему экономический ущерб. Херсонесская епископия переименована в архиепископство и повышена до степени 24-й во всей Византии. Византия, стремясь поддержать свое влияние на народы Приднепровья, снаряжает опытное дипломатическое посольство во главе с Колакиром (966 г.), "сыном верховного магистрата Херсонеса", который убеждает русского князя Святослава завоевать Болгарское царство. Плоды этого посольство известны: Святослав завоевал Болгарию, но не для Византии, а для себя, на этой почве произошла война Руси с Византией, неудачная для первой. Русь все более и более связывает свою жизнь с многовековым Херсонесом, охраняя его от разных степняков и ведя большие торговые предприятия с ним. Сильной струей за купцами хлынула на Русь богатая и заманчивая культура, но с ней проникли скромные и нам мало известные апостолы Евангелия. Целое столетие они, начиная с низов народа, постепенно проникая в хоромы князя, строят твердое основание Христовой веры и рушат шаткое бесхитростное язычество русских славян. После борьбы язычник князь Владимир принимает новую веру, но, как политический великий ум, хочет из нового момента своей жизни получить и выгоды для своей страны. Он хочет связать свое имя, свой род, свою страну с домом великих императоров, с великой культурой Византии и, с желанием принять новую веру, просит руку сестры императоров (Василий II и Константин IX 975-1025), а решительность своей просьбы подкрепляет тем, что подступает и берет Херсонес – опорный северный пункт Византийской империи в 989 г. Испуганные императоры согласны выполнить его просьбу с условием, чтобы он крестился. Владимир выразил свое согласие и крестился. Так или иначе шли хронологические события (летописцы, сказания и хроники византийские разногласят о времени и месте крещения), но факт тот, что Херсонес становится культурным центром для новопросвещенной Руси. Князь Владимир, возвращаясь на Русь из Херсонеса, везет с собой епископов со священниками, учителей, строителей, художников, мастеров, предметы церковные и бытовые... – одним словом, все, в чем нуждается Русь в новой своей жизни. С этого времени все вещи, поражающие воображение русина, им называются "корсунскими", хотя часто они по происхождению далеко не корсунские. Корсунь (Херсонес) для него – символ культуры и чуда художественной и промышленной техники. "Путь из варяг в греки" становится одним из интенсивных. Херсонесские купцы проникают на далекий север Балтики, а чрез Киев, Галич и в Западную Европу. В начале второй четверти XI в. появились в южно-русских степях новые тюрки – половцы, они проникли и в Тавриду до XIII в. держат ее в страхе, препятствуя сношениям с севером. Херсонесская фема около 1059 г. имеет в составе своем Сугдею (н. Судак); в надписи, относящейся к этому году, говорится о заботе империи о Херсонесе: "сделаны ворота преторские железные; возобновлены и прочие ворота города при Исаакии Комнене, великом царе и самодержце римском, и Екатерине, благочестивейшей августе, чрез Льва Алиата, патриция и стратега херсонесского и сугдейского". За половцами пришли к владениям Херсонеса печенеги с аналогичными желаниями всех северо-восточных полудиких кочевников, у которых глаза горели жадным огнем от одной мысли о богатствах греческих колоний. Связи Херсонеса с Русью в XI в. начинают развиваться не только на севере в Приднестровье, но и Прикубанье. Русская колонизация из Северской и Черниговской земли проникла в Придонье, а затем по восточным берегам Азовского моря и на берега Кубани и на Тамань, где в XI в. колонистов было так много, что явилась возможность основать Тмутораканское княжество. С ним то Херсонес ведет дружественные отношения, как с силой, могущей союзно бороться с кочевниками, но византийский "Катопан" в Херсонесе, вопреки настроению херсонесцев, боясь усиления (а может быть, и по другим причинам) сильного князя Тмутораканского Ростислава, вероломно последнего отравил, за что был убит херсонесцами. "Вскоре после этого наместника Византии исчезает и Херсонес – самостоятельная республика. В XI-же веке проникают в Черное море корабли итальянских коммерческих республик и начинается конкуренция их с Херсонесом, возвышение же порта Судака грозит большим экономическим уроном для Херсонеса, и жители его выражают крайнее неудовольствие против Византии за эти попустительства. Появляется на историческую сцену Тавриды колонизация италийцев, позднее (XIII) с центром (для генуэзцев) в Каффе (бывшая и нынешняя Феодосия), которая является наиболее опасным соперником не только коммерческим, но и политическим. К 1095 г. относят поход на Корсунь (Херсонес) русских князей Владимира Мономаха, Давида Игоревича и Ярослава Ярополковича (если этот поход не легендарен). В 1096 г. половцы заняли Херсонес. Как видимо, в нем самом неспокойно: он волнуется против Византии и даже, принимая у себя византийского самозванца, известного под именем Лже-Диогена, пытается угрожать императору Алексею I Комнену (1081-1118).