Смекни!
smekni.com

ЦИВИЛИЗАЦИОННАЯ ПРИНАДЛЕЖНОСТЬ РОССИИ (стр. 7 из 9)

4.4 Фактор социальной организации

... У нас государство имело огромное влияние на общественную организацию, тогда как на Западе общественная организация обусловила государственный строй.

П.Н. Милюков. Очерки по истории русской культуры

Под воздействием вышеуказанных факторов: природно-климатического, геополитического, религиозного – в России сложилась специфическая социальная организация. Ее основные элементы следующие:

1. первичная хозяйственно-социальная ячейка – корпорация (община, артель, товарищество, колхоз, кооператив, концерн и т. д.), а не частнособственническое образование, как на Западе;

2. государство – не надстройка над гражданским обществом, как в западных странах, а становой хребет, порой даже демиург (творец) гражданского общества;

3. государственность либо обладает сакральным характером, либо неэффективна («смута»);

4. государство, общество, личность не разделены, не автономны, как на Западе, а взаимопроницаемы, целостны, соборны;

5. государственность опирается на корпорацию служилой знати (дворянство, номенклатура и т.д.).

Данная социальная организация отличалась чрезвычайной устойчивостью и, меняя свои формы, а не суть, воссоздавалась после каждого потрясения в российской истории, обеспечивая жизнеспособность русского общества, внутреннее единство его исторического бытия.

5. Проблема восприятие государства в традициях различных цивилизаций

5.1 Проблема восприятия государство на Востоке

Восточный тип цивилизации в мировой истории представлен широко и разнообразно. Классический вариант цивилизации восточного типа представлен обществами буддийского и конфуцианского Востока, имеющими циклический тип развития. В таких обществах присутствует особое отношение ко времени. Человек, по их представлениям, живет одновременно и в прошлом, и в настоящем, и в будущем. Кроме того, наблюдается идеализация прошлого.

Ментальность народов, относящихся к этому типу, обладает ярко выраженным своеобразием. Общественное сознание носит харизматический характер. Действительность воспринимается не только эмпирически, но и через призму веры в сверхъестественные силы. Цель существования понимается как приближение, движение к некому высшему харизматическому, сакральному идеалу.

Сосредоточенность на духовной стороне жизни – это отличительная черта общественного сознания при восточном типе цивилизации. Главной ценностью бытия для них всегда являлось постижение высшего сакрального смысла, а не реализация конкретных целей. Отношение к основным ценностям, идеалам, а также лидерам, вождям, монархам, которые рассматривались как носители высших ценностей, имели харизматический характер. Правители обожествлялись.

Восточные общества построены на принципах коллективизма. Личные интересы полностью подчинены общим, государственным. Личностное начало развито слабо. Важнейшим элементом общественного устройства являлась община. Интересы личности в общине подчинены интересам коллектива, который определял все стороны жизни: нравственные нормы, духовные приоритеты, культурные предпочтения, принципы социальной справедливости и социальной защиты, норму и характер труда. Община носит замкнутый характер. Кроме того, очень развит патернализм, т.е. модель государства скопирована с модели семьи.

Понятие о частной собственности в обществах восточного типа отсутствует. Речь идет лишь о коллективном праве на пользование, владение ресурсами (водой, землей и т.д.). Верховным собственником всего выступало государство, власть. Принадлежность к власти опосредованно давала право на собственность. Но это не частная собственность, т.к. имущественные права частных лиц не имели правовых гарантий.

Восточное общество построено на особом типе связей, которые имеют исключительно вертикальный характер (отношения подданства), то есть все связи в обществе замкнуты на властных структурах. Горизонтальные, независимые от власти связи (экономические, культурные, политические) между общинами отсутствуют. Все связи вертикально замкнуты на слой управляющей бюрократии, которая, в свою очередь, замкнута на единоличного правителя, власть которого ничем не ограничена и который рассматривается как наместник Бога на земле. Бюрократия, управляющая от его имени, играла колоссальную роль. Человек в таком обществе полностью зависит от произвола чиновников. Коррупция, злоупотребления властью при такой общественной системе неизбежны.

В таких обществах колоссальную роль играет централизованное государство. Их называют этатистскими обществами. Государство брало на себя функции контроля во всех сферах жизни человека. При ослаблении государства подобные общества распадаются. Тип государства – деспотия. Деспотия предполагает ничем не ограниченную бесконтрольную власть, не стесненную никакими формальными законами. Государство абсолютно преобладает над обществом.

Развитие в таких обществах идет медленно из-за традиционализма самой структуры общины. Традиция канонизировалась как высшая общественная ценность.

5.2 Проблема восприятия государства на Западе

Западный тип цивилизации можно обозначить как тип прогрессивного развития, при котором возникла самоподдерживающаяся экономика, демократическое общественное устройство, развитые системы жизнеобеспечения.

Этот тип цивилизации связан с постоянными изменениями в жизни человека. Жизнь так резко меняется, что опыт старшего поколения быстро устаревает и отвергается молодыми. Прошлое воспринимается лишь как материал для извлечения уроков, для патриотизма и национальной гордости, но само общество устремлено в будущее, ориентировано на движение вперед.

Еще в античной цивилизации вышли на первый план частнособственнические отношения, проявилось господство частного товарного производства, ориентированного преимущественно на рынок, появился первый в истории образец демократического (с оговорками) общества.

Западная цивилизация с самого начала стремилась достичь гармонии в обществе, найти разумное сочетание общественных интересов и интересов личности. Законы должны охранять права граждан и неукоснительно соблюдаться как властью, так и гражданами.

Уже в античности произошло абсолютизация свободы личности. Коллектив, общество признаны вторичными. В античном мире были заложены основы так называемого гражданского общества, предусматривающего право каждого гражданина участвовать в управлении, признание его личного достоинства, прав и свобод, а также систему социокультурных принципов, способствующих расцвету личности, мобилизации его творческого потенциала. После временного отступления в средние века наступило Возрождение античных традиций отношения к человеку.

Государство практически не вмешивается в частную жизнь человека[27]. Экономика, культура развивается независимо от власти, но в рамках закона, гарантом которого выступало государство.

Христианство, особенно протестантизм, оказало огромное влияние на развитие западной цивилизации. Протестантизм освободил человека от давления религии в практической жизни. Религиозное сознание сменилось светским мировоззрением. Упростилась религиозная обрядность. Протестантизм поощряет предпринимательство, активность в профессиональной деятельности человека, так как этим он как бы отдает долг Богу за данную ему жизнь.

Корпорации, т.е. объединения людей по интересам или профессии, существуют и в западной цивилизации. Сейчас они существуют в виде политических партий, которые в парламенте отстаивают интересы своих членов. Эти корпорации, в отличие от восточных, не подчиняются государству, так как здесь отсутствуют жесткие вертикальные связи, а, наоборот, развита система горизонтальных связей.

Государство на Западе воспринимается на как нечто сакральное, а как просто наличие чиновников, нанятых гражданами для того, чтобы регулировать отношения между людьми (судебная власть), вести внешнюю политику, организовывать оборону в случае войны.

5.3 Проблема восприятия государства в России

Это вопрос очень сложен для изучения, но, на мой взгляд, именно эта проблема является одной из основных, определяющих принадлежность России к той или иной цивилизации.

В Древней Руси в наличии было сосуществование сильной княжеской власти и вече. В целом путь развития Руси и Европы был схожим.

В период феодальной раздробленности наблюдалось три типа развития княжеств: формирование сильной княжеской власти и подавления оппозиции в виде народного (боярского) вече (Владимиро-Суздальское княжество); постоянная борьба между князем и боярами (Галицко-Волынское княжество); боярская республика (Великий Новгород). Таким образом, существовали как «восточная», так и «западная» альтернативы.

Все изменилось после татаро-монгольского нашествия. Влияние его на государственные традиции России описано многократно, поэтому скажем лишь о главных итогах контактов русских князей и остального населения с представителями Орды: изменение отношения к человеку, отсюда внедрение варварских, чрезвычайно жестоких методов наказания; патернализм; холопство (подданство-министиаритет) и в целом усилению тенденции, связанной с идеей сильной государственной власти и преобладания коллективного над личным. Собственностью на все, как и на Востоке, обладало государство, но это, на мой взгляд, связано не только с татаро-монгольским влиянием. До сих пор в России нет уважения к частной собственности. В России, при том, что она большую часть своей истории являлась аграрной страной, реально заработать, получить прибыль от земли из-за климатических условий невозможно. Поэтому богатство было либо унаследовано, либо украдено, либо подарено и, как правило, не очень береглось.