Смекни!
smekni.com

Цивилизация и Великие исторические реки (стр. 2 из 4)


Тигр и Евфрат

Египет представляет собою плодородный оазис, отде­ленный от остального мира песчаными пустынями, ска­листыми пространствами, морями и обширными боло­тами. Совершенно иной характер имеет область рек Тигр и Евфрат, окраин­ные части которой, с первого взгляда имеют, как будто, самостоятельный характер, тогда как на самом деле они зависят всецело, и исторически и географически, от двух великих рек Передней Азии, которые образуют «Страну двух рек», или страну Междуречья — Месопо­тамию.

Уже за 2300 лет до начала нашей эры в долинах гор­ной Армении возникли зачатки цивилизации, но эти зачатки не получили своего дальнейшего развития. В Армении и в верховьях Евфрата и Тигра не было тех физико-географических условий, которые могли бы ук­репить и дать дальнейшее развитие зародышам культу­ры. Такие условия мы встречаем лишь в области ниж­него течения названных рек.

К югу от Арарата и Тандурека горы понижаются, образуя несколько параллельных цепей, направляю­щихся от истоков Аракса и от озера Урмии на юго-вос­ток, к Мекрану; эти цепи отделяют Месопотамию от вы­сокого плоскогорья Ирана, проходя по левому берегу Тигра. Некоторые вершины этих гор, как, например, Эльвенд, к юго-западу от Экбатаны, и Алиджук, к югу от Испагани, поднимаются на высоту 3000 — 4000 мет­ров; здесь же находится вершина Ку-и-Дена в 5200 мет­ров высоты, представляющая после Демавенда наиболее возвышенный пункт Передней Азии. Со стороны Ира­на и Белуджистана эти горные цепи образуют как бы одну сплошную стену, постепенно понижающуюся к юго-востоку. У подошвы этой стены на высоте почти 1500 метров над уровнем моря группируются наиболее знаменитые исторические города Персии и Мидии: Экбатана, Испагань, Персеполь, Шираз.

Если существует какое-либо место в Месопотамии, на котором по-настоящему зародилась цивилизация, так это там, где была Нижняя Халдея. Эта первобытная цивилизация, как и цивилизация Египта, имела своей колыбелью самую южную часть вавилонской долины, почва которой сплошь состоит из наносной земли. Из всей долины Тигра и Евфрата это были первые места, где человек мало-помалу освободился из своего живот­ного состояния и сумел перейти в стадию цивилизован­ной жизни. Точно такая же картина наблюдалась и в Египте, в долине Нила. С течением времени в той и другой стране цивилизация все более и более крепла и распространялась с низовьев рек вверх по течению. Из­вестно, что Фивы в Египте возникли гораздо раньше Мемфиса; точно так же и в Месопотамии первое разви­тие цивилизация получила в городах Ур и Ларзам, ле­жавших почти в устье Евфрата и Тигра.

Религия с ее символами и обрядами, зародившись в нижнем течении Нила, Евфрата и Тигра, распространя­лась по тому же пути, каким шла цивилизация вообще. Таким образом, в бассейне Тигра и Евфрата цивилиза­ция возникла в Нижней Халдее. Наиболее известным из этих центров халдейской цивилизации был Вавилон. Также предполагается, что народ, известный в истории под именем ассирийцев, заимствовал из Халдеи первые зачатки своей цивилизации.

На этом сходство с Египтом не заканчивается. По всей видимости, когда в этой области только появились первые люди, она представляла собой картину такого же хаоса, как и первобытная нильская. Чтобы сделать из этой пустыни одну из самых богатых и обильных областей в мире, первобытным жителям надлежало урегулировать течение рек и при помощи каналов и плотин распределить равномерно по всей местности жи­вительную влагу, которая в ущерб для некоторых час­тей территории скоплялась в других, — словом, нужно было сделать буквально то же, что пришлось сделать первобытным жителям Египта. Следовательно, обитатели равнины под страхом угрозы самых ужасных несчастий принуждались к сложному и мудрому координирова­нию своих индивидуальных усилий. Как следствие, государственное устройство Халдеи было очень похожим на государственное устройство древнего Египта.

Различие географической среды не замедлило со­здать с течением времени между цивилизациями Егип­та и Халдеи весьма характерные и заметные отличия. Хотя Нижняя Халдея представляет, без сомнения, наи­более изолированную часть тигро-евфратского бассейна, тем не менее, ее изолированность далеко не столь силь­на, как в Египте. С самого раннего периода месопотамской истории Халдея и Ассирия подвергаются различ­ного рода внешним влияниям. Не так далеко находилось одно государство, в Библии называемое Элам и в самом раннем периоде истории изобиловавшее городами. В этих городах-крепостях находили себе приют различные разбойники, которые на протяжении многих веков совершали набеги на Халдею.

Но по мере того как цивилизация, родившаяся в области разливов и нано­сов, поднималась вверх по течению Тигра и приближа­лась к горной стране Курдистан, ей предстояло встре­титься с еще более многочисленными и не менее воин­ственными, нежели эламиты, разбойничьими племена­ми. Усваивая постепенно религию, обряды, письмен­ность, искусство и науку халдеев, жители остальной Месопотамии в конце концов в течение второго тысяче­летия до начала нашей эры приобрели господство над всем средним течением Евфрата и Тигра. К тому време­ни они сделались опасными соперниками Вавилона, ос­лабевшего вследствие постоянных войн с фараонами XVI, XVII и XVIII династий.

Рассматривая историю месопотамской цивилизации, необходимо подчеркнуть тот факт высокой важности, что без своих халдейских предшественников народы Верхней Месопотамии, по всей вероятности, не были бы в состоянии подняться над той низкой ступенью культуры, на какой находятся даже и в наше время жители Курдистана и Луристана. Но, с другой стороны, без ассирян мирная земледельческая цивилизация Нижней Халдеи потребовала бы целых тысячелетий для того, чтобы выйти за пределы нижнего течения Евфрата и Тигра и распространиться по всей Передней Азии вплоть до Эгейского моря.


Инд и Ганг

Общие черты исторического и культурного движе­ния, происходившего в первобытной истории Египта и Месопотамии, с полной очевидностью обнаруживаются и в сложной и таинственной истории Индии. Контраст между идиллической анархией первобытной ведийской эпохи и жестоким деспотизмом кастовой ор­ганизации общества в брахманический период индий­ской истории теснейшим образом соответствует разнице физико-географических условий, среди которых осуще­ствились последовательные фазы исторической эволю­ции Индии. Более древняя из этих фаз, именно отме­ченная характером идиллической анархии, развилась в волшебно плодородных долинах Кашмира; вторая на­чалась и протекала в области Мадья-деса (центральная часть Индо-Гангской долины).

Индусские и персидские поэты воспевают Кашмир как страну наслаждений; самое ее название, воспринятое литерату­рой всего западного культурного мира, сделалось сино­нимом страны очарований. Климат Кашмира по своим достоинствам не имеет себе равного в Индии и весьма напоминает климат Западной Европы, обладая при этом большим постоянством. По всей стране поднимаются высокие холмы, образуя ок­ругленные долины, в которых народная фантазия поме­щала рай. Действительно, эти долины не имеют себе по­добных по климатическим достоинствам, плодородию почвы, пленительности и великолепию окрестных пей­зажей, отражающихся в озерах и текущих водах.

В то время как эта очаровательная местность, благоприятствовала развитию пастушеской жизни и земледелия, вся обширная область Мадья-деса, упоми­наемая законами Ману под названием Центральной страны, носила те отличительные черты, которые способствуют развитию речных цивилизаций и уже рассмотрены на примерах Нильской долины и Месопотамии.

Малейшая нерегулярность в годовых климатических колебаниях, зависящая от изменений в атмосферном давлении, в распространении ветров и осадков, грозит здесь для населения самыми тяжелыми последствиями. Когда не бывает долго дождей, то реки и каналы пересыхают, и огромное количество людей ожидает голодная смерть. Голодовки в Индии яв­ляются постоянной угрозой не только для населения Синда и Пенджаба, но и для населения всего бассейна реки Ганг и восточных берегов Индостана. Вся эта мест­ность периодически лишалась бы всего населения, уми­равшего от голода, если бы здесь нельзя было устраи­вать каналов и искусственного орошения. Собственно, земледелие тут возможно только при помощи этих искусственных каналов. Но достаточно какой-либо реке, питающей эти каналы, вы­сохнуть или изменить свое русло, и вся окружающая местность становится пустыней. Постоянную необходимость возмещать недостаток воды искусственным образом, слишком сложным для того, чтобы выполняться отдельными семьями или ком­мунами, дополняет еще один элемент, уже отмеченный при рассмотрении Нила и рек Месопота­мии.

Ареной культурной истории Индии в продолжение всей ведийской эпохи была западная половина Мадья-деса. В старинных индийских трактатах упоминается толь­ко об одной реке — Синд (Инд); только в одном из гим­нов упоминается о Ганге. Наоборот, в брахманическую эпоху цивилизация расцветает на берегах Ганга, а вся западная часть страны превращается в дикую область.

Несмотря на крайне скудные памятники, оставленные первобытной индийской цивилизацией, несмотря на очевидное искажение памятников древней письмен­ности позднейшими поколениями брахманов, все же имеется возможность проследить распространение индийской цивилизации с верховьев Инда к устью, в ту страну, где Инд, пробившись через пески пустыни, те­ряется в огромной лагуне. По мере того как древние арийцы, основатели индийской цивилизации, удаля­лись из счастливой Верхней страны, в их душах ослаб­лялось доверие к своим силам. Радостное настроение, порожденное свободной жизнью под благодетельным не­бом, среди богатых пастбищ и плодородных полей, за­менялось чувством страха перед засухами и боязнью не­достатка воды. Религиозный культ все более и более отклоняется от божеств Агни и Сомы, мирных покровителей домашнего очага; на сце­ну выдвигаются новые божества — бог атмосферы Индра и повелитель ветров Рудра, который громовым голо­сом гоняет по небу облака и заставляет их орошать поля арийцев. В общественной жизни начинают играть заметную роль жрецы, как обо­собленная жреческая каста.