Смекни!
smekni.com

Эпоха Ярослава Мудрого (стр. 2 из 3)

Известие о нашествии врагов и о том, что они обступили Киев со всех сторон, пришло к Ярославу в Новгород в то время, когда он был занят обустройством своей земли. Великий князь собрал войско и вновь это были варяги, новгородская дружина и новгородские «вои»- ремесленики, смерды. Ярослав сначало пробился в Киев, а затем вышел в чистое поле для решающего сражения. Весь день длился бой, и лишь и лишь к вечеру русы стали одолевать печенегови те побежали «разно», т.е. кто куда. От этого поражения печенеги так и не смогли оправиться. После 1036 года их набеги на Русь практически прекратились. В 1037 году Ярослав в ознаменование блистательной победы над печенегами и на месте битвы заложил храм – собор Святой Софии. Он был наименован, так же, как и главный собор Константинополя, и в том была своя политическая символика.

Этот год стал знаменательным и в другом смысле, в это время зарождается русское летописание.Создается Древнейший летописный русский свод. Его связывают со строительством Софийского собора, который сразу становиться не только религиозным, но и духовным центром страны.

К тому же, вероятно, появился и первый свод законов «Русская Правда» Ярослава Владимировича.Относительно того, что там в значительной мере преобладают нормы взаимоотношений жителей Руси с варягами и колбягами, т.е. лицами пришлыми, которые буйно проявляли себя во время новгородских событий 1015-1016 годов, и жители Новгорода получили от Ярослава в благодарность за поддержку этой грамоты, заметим, что варяги и далее активно участвовали в междоусобице на Руси; они входили в войско Ярослава и во время последующих военных событий сражались на стороне Ярослава против Мстислава. Так что регулирование их отношений с местными жителями касалось не только Новгорода, но и других местностей Руси. Кстати, это подтверждается и самой «Русской Правдой», нормы которой относятся ко всей территории Руси и не ограничены каким то одним регионом и действуют на всей ее территории как единого государства, каким Русь и стала после 1036 года.

Таким образом, и в этом смысле вторая половина 30-х годов стала переломной.

После 1036 года объединеная Русь наконец смогла обрести собственного метрополита. Однако в это время положение великого князя было несколько иным, нежели Владимира, поставившего, по существу, в 987-989 годах Византию на колени. Ярпослав Владимирович лишь утверждался как великий князь Руси, он нуждался не только в широкой идеологической поддержке внутри страны, но и в благожелательном политическом климате за рубежом. Поэтому и последовало приглашение из Константинополя митрополита, что сразу же нормализовало русско-визанстийские отношения в «после смутное время» и стабилизировало международные связи Руси.

Все указывает на то, что объединение Руси Ярославом стало поворотным пунктом во многих отношениях. Принятие первого на Руси свода законов, упорядочение церквовной организации, начало составления нового летописного свода – были теми чертами государственной, религиозной, культурной жизни Руси, которые как бы подчеркнули этот знаменательный поворот.

«Русская Правда», если говорить точно, не являлась абсолютно первым российским сводом законов. До нее существовал «Закон Русский», который упоминается в договорах Руси с Византией.

Общность норм «Закона Русского», «Русской Правды» Ярослава и западных Правд, пожалуй, является одним их наиболее весомых аргументов в пользу того, что Ярослав создал свою «Правду», не имея в виду Новгорородское общество, а всю Русь, объединенную после 1036 года. «Закон Русский» и западные Правды также аппелировали ко всему обществу. Но уже в момент создания нового свода законов, состоявшего из 17 статей, было ясно, что общество стремительно уходило вперед. Нужен был новый правовой кодекс, который бы защитил быстро складывающуюся собственность «сильных мира сего» на землю и связанные с этим материальные приобретенияи разного рода общественные преимущества. И такой новый свод законов начал создаваться еще при жизни Ярослава Владимировича.

С большим упорствос и настойчивостью Ярослав Владимирович продолжал внешнюю политику своего отца и деда. Но он расширил ее маштабы, совершенствовал методы проведения в соответствии с растущей хозяйственной, военной, политической мощью государства. Он утвердил власть Руси на западном берегу Чудского озера и вывел русские гарницы к Прибалтике. Здесь был основан город Юрьев (нынешний эстонский Тарту). Город получил свое название в честь Георгия-Юрия, таково было христианское имя Ярослава Владимировича. Ярослав предпринимал неоднакратные походы на воинственное балтское племя ятвягов; в летописях упоминается и его походы на Литву. Тем самым Ярослав стремился обеспечить выход Руси к Балтийскому морю, укрепить безопасность ее северо-западных границ.

Еще в 30-е годы 11 века Русь продолжала успешное противоборство с Польшей. Но после того, как были отвоеваны «Червенские города» Польша испытывая влияние со строны Германской империи и Чехии, а также прибалтийский славянских языческих племен, теперь нуждалась в поддержке со стороны Руси. Союз двух государств был укреплен династическими браками: польский король женился на сестре Ярослава Добронеге (христианское имя Мария), а старший сын Ярослава Изяслав женился на сестре Казимира 1. Русь оказала Польше помощь в войнах с Чехией и прибалтийскими славянами.

На севере Русь связывали тесные дружеские отношения со Швецией. Ярослав был женат на дочери шведского короля Ингигерде. Добрыми были отношения и с Норвегией, куда была выдана замуж за норвежского короля младшая дочь Ярослава Елизавета.

После долгого периода мирных отношений с Византией Русь при Ярославе начала новую войну с великой империей. Поводом послужила расправа с русскими купцами в Константинополе.

Большая русская рать под началом старшего сына Ярослава Владимировича двинулась на ладьях к Константинополю. Но около западных берегов Черного моря флот попал в бурю, которая разметала и потопила часть русских судов. Около шести тысяч войнов во главе с воеводой Вышатой высадились на сушу, другие морем двинулись обратно.

Узнав об этом, император Константин Мономах приказал приследовать русский флот и уничтожить русское войско. Но в морском сражении русы нанесли поражение грекам и лишь после этого двунулись на родину.

Судба сухопутных войск была трагичной. Греки окружили и взяли в плен отряд Вышаты, многих из них ослепили и отпустили восвояси для устрашения Руси. Долго еще по русским селам и городам бресли несчастные слепцы, пробираясь к родным очагам.

Лишь в 1046 году Русь заключила новый мирный договор с Византией. В знак возобновления дружеских связей между двумя странами был устроен брак византийской принцессы, дочери Константина мономаха, и четвертого сына Ярослава – Всеволода. В 1053 году у молодой четы родился сын, которого назвали в честь деда Владимиром, а в христианстве дали ему, как и деду, имя Василий. Это был будущий великий киевский князь Владимир Мономах.

Этот брак лишь подчеркнул, как вырос за последнее десятилетие муждународный авторитет Руси. Русь по истине стала Европейской державой. С ее политикой считались Германская империя, Византия, Швеция, Польша, Норвегия, Чехия, Венгрия, другие европейские страны. На востоке вплоть до низовьев Волги у нее теперь практически не было соперников. Ее границы простирались от Карпат до Камы, от Балтийского моря до Черного.

Рост международного престижа Руси подтверждали и династические браки киевского княжеского дома. Все сыновья Ярослава были женаты на владетельных принцессах – Византии, Польши, Германии. Его дочери были выданы замуж за правителей разных стран. Старшая Анна – за французкого короля Генриха 1, Анастия – за венгерского короля Андрея, младшая красавица Елизавета – за норвежского короля Гарольда.

Интересна судьба этих женщин. После смерти мужа Анна Ярославна во время малолетства сына была регентшей Франции, Елизавета после гибели на войне короля Гарольда вторично вышла замуж за короля Дании и играла большую роль в европейской политике.

Церковь и религия при Ярославе.

Митрополит Иларион.

Во времена Ярослава христианская церковь получила на Руси более широкое распространение и приобрела определенный вес в обществе. Этому способствовал и сам великий князь, который, по отзывам современников, отличался большой набожностью, знанием церковных сочинений. При жизни он получил прозвище "Мудрого».

Ярослав задложил великокняжеский монастырь святых Георгия и Ирины- в честь христианских святых,, своего и своей жены. Монастыри стали появляться повсеместно и в больших городах, и в сельской местности, знаменуя собой дальнейшее распространение христианства и упрочнения роли церкви в обществе.

В середине 50-х годов 9 в. Под Киевом возник знаменитый Печенерский монастырь. У истоков его создания стоял Иларион, священик великокняжеской церкви в селе Берестове, загородней резиденции великих князей. Иларион был глубоко верующим человеком.

Именно Илариону принадлежит пряд произведений, написанных в 40—50-е годы. Первое место среди них занимает блестящий памятник идеологии и культуры 9 века «Слово о законе и благодати». По существу в этом произведении Иларион излагает государственно-идеологическую концепцию Древней Руси, концепцию которую повлияла на мировозрение других русских авторов 9 века. Именно тогда, в 40-е годы 9 века, на руси впервые возникла концепция о закономерной связи Руси с мировой историей, с мировыми державами. Вся обстановка 9 века требовала создания таких таких государственно-идеологических концепций.