Смекни!
smekni.com

Блуменау С.Ф. (стр. 2 из 3)

Считая, что ограничители, предложенные государством Бурбонов для религии, способствовали нарастающей холодности в отношении людей к христианству, историк не показал, однако, механизмов, связывавших оба явления, хотя на другие причины религиозной индифферентности он все же ссылается. Отмечается, что раскол на протестантизм и католицизм, а затем полемика между иезуитами и янсенистами в рамках последнего сильно подорвали авторитет духовенства. Отчуждению населения от церкви, по сути, помогала часть священнослужителей, которая в духе Контрреформации предъявляла к мирянам жесткие требования морального порядка и настаивала на строгом соблюдении церковных канонов, что представлялось особенно обременительным рядовым обывателям.

Указывая на оформившееся в пору революции разделение Франции на часть, оставшуюся христианской и ту, что перестала быть таковой, Шартье объясняет данную ситуацию позицией священников, как главного субъекта религиозной истории. Там, где духовенство было многочисленным и сплоченным, жители не отступались от веры. В районах же, где церковников было сравнительно немного и где они неумело вели себя по отношению к пастве, обнаруживался отход от религии. Но конкретные исследования многих историков рисуют иную картину, свидетельствуя, что воздействие прихожан на кюре было сильнее, чем влияние духовных лиц на своих подопечных.

Показательны изыскания знатока истории Вандеи А. Жерара. Констатируя, что пастырские функции в департаменте осуществляли люди из одной среды, однокашники по семинарии, он замечает, что результаты присяги священников явились разными в районах бокажей и открытых полей. Ученый увязывает это с различием в позициях самих жителей, оказывавших давление на своих кюре5. Схожая ситуация прослеживается и в Анжу6. Вообще историки считают присягу духовенства своеобразным референдумом среди населения в отношении церковной реформы, иначе говоря, поддерживают они или нет традиционную веру.

Еще одна мысль Шартье представляется спорной и даже ошибочной. Напомним, что он считает всю предреволюционную Францию дехристианизированной страной. Но в научной литературе такая точка зрения не получила подтверждения. В связи с обсуждением монографии М. Вовеля "Дехристианизация II года"7 известный знаток проблемы Ж. Шолви, исследующий положение дел на Юге, заметил, что антиклерикализм имел успех лишь в ограниченных географических и социальных "секторах". Широким же слоям населения Южной Франции оставалась присуща глубокая религиозность, проявившаяся в период революции в защите веры и обрядов, распространении тайных молелен 8. И на западе страны, как признавал Ф. Гужар, дехристианизация, по большей части, насаждалась сверху, тогда как в народе ее сторонники были в явном меньшинстве, чем и объясняется быстрый спад движения в регионе9.

Вообще религиозные настроения и, шире, культурные представления французов не были однородными. Невидимая граница разделяла их по ряду признаков, в том числе, и половых. Ведь для женщин религия часто была средоточием высших духовных запросов, тогда как для многих мужчин исчерпывалась присутствием на воскресной мессе.

Можно говорить о существовании двух Франции: стране перемен и другой - традиционной. Первая оказалась восприимчивой к новым ценностям. Для нее характерно обмирщение духовной жизни. Религиозные мотивы в поведении вытеснялись интересами, здравым смыслом, знаниями. Центрами этой Франции стали города. Но исходившие от них импульсы достигали и тех сельских районов, что были открыты влиянию извне.

От такой Франции сильно отличалась традиционная. Здесь господствовали народная культура и "фольклоризированное христианство". Религиозные праздники и посты были важными вехами деревенского бытия. Страх греха и ада крепко засел в умах многих селян. Консервации традиционной религиозности могли способствовать специфика местности, отделявшей их от внешнего мира, а также и укорененность диалектов, затруднявших контакты между сельскими жителями.

Подытоживая мысли Шартье о мировидении, порывающем с ортодоксальной верой, следует, очевидно, согласиться с отысканием его истоков не в эпоху Просвещения, а гораздо раньше. Но стоит ли противопоставлять глубинные и медленные течения, постепенно расшатывавшие ведущую роль религии в обществе и кратковременный взрыв антиклерикальной пропаганды второй половины XVIII века? Обращает на себя внимание, что ряд примет дехристианизации ясно вырисовался только в 1770-ые годы. Так, именно за два десятилетия до революции обнаружился сильный отток из религиозных братств, причем, в основном, чиновников, судейских, буржуа - образованной, читающей публики. Эти перемены уже могли быть, отчасти, уже следствием влияния обличительной литературы эпохи Просвещения. Автор и сам пишет о широком хождении текстов, разрушавших основы христианской традиции (с. 116). Похоже, что коррозия религиозных убеждений стала результатом взаимодействия вековых тенденций с энергичной атакой критической мысли 50-80-х годов XVIII века. Импульс был задан давно, но появление множества подрывных сочинений катализировало антиклерикальное движение и придало ему большую масштабность.

Автор прослеживает и процесс дискредитации второй основы общества Старого порядка - королевской власти. В середине XVIII в. в критике государства обнаруживаются новые и значимые черты. Прежде оспаривались аспекты проводимой политики, подвергались атакам министры, королевское окружение, но не сам монарх. Следовавшие друг за другом в 1750-е годы вспышки общественного недовольства сопровождались появлением "подстрекательских воззваний", "подметных писем" с нападками и угрозами непосредственно в адрес Людовика XV. Полицейские шпики фиксировали разговоры, клеймящие короля.

И все же Шартье скептически оценивает предположение, что произошла полная и окончательная "десакрализация монархии". Ведь после 1774 г. и до революции выпады против следующего короля-Людовика XVI и не столь часты, и не столь резки, а временами и вовсе сходят на нет. А раз брань по поводу монарха не являлась во Франции чем-то органичным для предреволюционных десятилетий, то правомерно ли утверждать, что именно с 1750-х годов отношения между венценосцем и его подданными в корне изменились? Ученый считает, что разоблачительные прокламации и памфлеты сделались привлекательными для публики и широко распространились, поскольку король к этому времени перестал быть святыней в глазах людей. Как, и в случае с дехристианизацией, когда появлению ее очевидных примет предшествовало долгое и тихое отчуждение прихожан от их кюре, так и "поносные речи" против обладателя трона стали возможными из-за длительного ослабления уз между народом и монархией и потери последней ее особого священного ореола.

В научной литературе охлаждение населения обычно связывают с "отрывом" государя от большинства французов, с замыканием в придворном мирке, отказом от части ритуалов, утверждавших величие королевской власти. Шартье также отталкивается от этой гипотезы. Он подчеркивает, что система публичных церемоний начала разрушаться еще с 1610 г., с искажением традиционного погребального обряда при похоронах Генриха IV.

Но ученый приводит и контраргументы. Доступ в Версаль не был закрыт для публики и можно было попасть на празднества с участием короля. Получили распространение гравюры, настенные календари, свадебные грамоты с изображением членов королевской фамилии, что не позволяло французам "забыть" своего монарха. Вместо утраченных ритуалов появлялись новые. Благодарственный молебен по случаю наиболее торжественных событий, который служили одновременно во всех церквах страны, должен был усилить ощущение сопричастности народа к истории монархии. Но баланс оказывался неудовлетворительным. Простые люди не связывали свои благополучие и жизнь с судьбой короля, все равнодушнее относясь к его хворям и даже кончине. Ослабление религиозности тем более подрывало отношение к венценосцу, как к сакральной фигуре.

В целом, надо согласиться с автором: на протяжении двух дореволюционных столетий авторитет королевской власти падал. По нашему мнению, накопившееся отчуждение прорвалось в обстановке кризиса середины XVIII в. и вылилось в критику не только двора, но и короля. Отсюда -популярность обличительной литературы, которая, в свою очередь, усилила негативное отношение к существующим порядкам, что признает и сам Шартье (с. 148). Но и в 1750-1780-е годы "царистские" настроения в обществе оставались сильными, а процесс десакрализации монархии не был завершен. Это произойдет только в ходе революции и благодаря ей.

Третий важнейший аспект традиционного общества, подвергшийся оспариванию - социальные порядки и, прежде всего, сеньориальные отношения. Оно стало возможным благодаря политизации народной культуры. Автор подчеркивает, что процесс этот происходил вне связи с Просвещением и даже без воздействия крамольной литературы. Показательно, что доля городских торговцев и ремесленников - в будущем ведущей силы санкюлотского движения - среди читателей обличительных сочинений была ниже (45%), чем среди потребителей книжной продукции вообще (13%). Крестьяне же, вплоть до революции не проявляли никакого интереса к политическим памфлетам. Но независимо от этого в их умах происходили сдвиги: на протяжении 150 дореволюционных лет сознание заметно выросло, о чем свидетельствуют изменившийся характер выступлений и требований, сравнение приходских наказов 1614 и 1789 годов.

С середины XVI до середины XVIII вв. крестьянское движение - почти исключительно антиналоговое. Сталкиваясь с государством, оно все же, по предположению ученого, находилось в ту пору вне политики. Мысли недовольных прониклись утопизмом, устремлялись не вперед, а назад - к "золотому веку", к жизни без налогов. Показательно, что оспаривая нововведения властей, крестьяне апеллировали к обычному праву, традициям, защищали налоговые льготы и привилегии своих провинций. Движение вылилось в масштабные вооруженные бунты, длительные восстания, что в научной литературе нередко расценивалось как его сильная сторона. Шартье же намекает на бесперспективность такой формы сопротивления. Проявлением архаизма было и использование в ходе выступлений элементов карнавальной культуры (масок, переодевания).