Смекни!
smekni.com

Уголовное право и законодательство (стр. 3 из 6)

Поскольку в уголовном судопроизводстве могут быть затронуты и ограничены действиями и решениями государственных органов и должностных лиц конституционные права и свободы человека и гражданина, то нормы уголовно-процессуального права могут содержаться только в законе. Основания и пределы возможного ограничения или лишения этих прав могут регулироваться только законом, но не ведомственными или иным актом органов управления. «Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина – обязанность государства», - сказано в ст.2 Конституции РФ. Эту обязанность государство реализует путем законодательной деятельности. Принципы организации и деятельности судебной власти и прокуратуры определены в Конституции РФ, а их конкретизация применительно к уголовному судопроизводству может иметь место только в законе.

Конституция имеет высшую юридическую силу, прямое действие и применяется на всей территории РФ (ст.15). Поэтому в уголовном процессе конституционные нормы могут применяться непосредственно как нормативный акт высшей юридической силы. Конституционные нормы могут применяться совместно с процессуальными нормами, которые могут текстуально совпадать с конституционными нормами, что подчеркивает особую значимость такого рода норм процессуального закона, недопустимость отступления от их предписаний.

Конституция отнесла к ведению РФ судоустройство, прокуратуру, уголовное и уголовно-процессуальное законодательство (п. «о» ст.71 Конституции РФ). Следовательно УПК является источником уголовно-процессуального права на всей территории РФ. Законы РФ, устанавливающие правила производства по уголовным делам, должны после их принятия включаться в УПК путем изменения, дополнения его норм или в виде самостоятельных глав, разделов УПК.

В ряде законодательных актов, регулирующих организацию и деятельность суда и некоторых органов исполнительной власти, содержатся нормы или положения, которые должны учитываться в уголовно-процессуальном законодательстве, либо применяться вместе с ним. Это законы «О статусе судей в РФ», «О прокуратуре РФ», «Об оперативно-розыскной деятельности в РФ» и др. Имеются отдельные нормативные положения, прямо относящиеся к регулированию уголовно-процессуальных отношений, в «Положении об адвокатуре РФ». Нормы этих законодательных актов в сфере уголовного судопроизводства могут действовать только при условии их соответствия нормам УПК, что вытекает из отраслевого принципа правового регулирования.

Международные пакты, договоры РФ являются важным источником для совершенствования уголовно-процессуальных законов РФ. За последние годы многие изменения и дополнения, внесенные в уголовно-процессуальные законы РФ, были результатом признания нашим государством важности этих международных норм для защиты прав и свобод человека. Международные –пакты и договоры оказали определенное влияние и на конституционное законодательство РФ и законы РФ об уголовном процессе. Например, ст.11 Всеобщей Декларации прав человека 1948 года записано, что «каждый человек, обвиняемый в совершении преступления, имеет право считаться невиновным до тех пор, пока его виновность не будет установлена законным порядком путем гласного судебного разбирательства при обеспечении ему всех возможностей для защиты», что нашло отражение в нормах УПК.

В соответствии с подписанием нашей страной международных документов в законодательстве РФ должны найти свое выражение обязательные минимальные требования к судебной процедуре по уголовным делам, закрепленные в международных документах в области прав человека, а именно:

- право считаться невиновным (презумпция невиновности);

- право обвиняемого быть в срочном порядке уведомленным на понятном ему языке о характере и основаниях предъявленного ему обвинения;

- право пользоваться бесплатной помощью переводчика, если он не понимает языка, на котором ведется судопроизводство;

- право обвиняемого иметь достаточное время и возможность для подготовки своей защиты и сноситься с выбранным им своим защитником;

- право обвиняемого быть судимым без неоправданной задержки;

- право обвиняемого быть судимым в его присутствии и участвовать в судебной разбирательстве на основе полного равенства со стороной обвинения;

- право не быть принуждаемым к даче показаний против самого себя или к признанию себя виновным.

3.2. Значение международных договоров

Помимо законов к числу источников уголовного процесса ч. 3 ст. 1 УПК РФ относит общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации.

Органам дознания, следователям, прокурорам, судьям (мировым судьям) и судам при осуществлении уголовного процесса надлежит исходить из того, что общепризнанные принципы и нормы международного права, закрепленные в международных пактах, конвенциях и иных документах (в частности, во Всеобщей декларации прав человека, Международном пакте о гражданских и политических правах, Международном пакте об экономических, социальных и культурных правах), и международные договоры Российской Федерации являются в соответствии с ч. 4 ст. 15 Конституции РФ составной частью ее правовой системы. Этой же конституционной нормой определено, а в ч. 3 ст. 1 УПК РФ продублировано: если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора.

Орган дознания, следователь, прокурор, судья (мировой судья) и суд не вправе применять нормы закона, если вступившим в силу для Российской Федерации международным договором, решение о согласии на обязательность которого было принято в форме федерального закона, установлены иные правила, чем предусмотренные законом. В этих случаях применя­ются правила международного договора Российской Федерации[1].

В силу п. 3 ст. 5 Федерального закона «О международных договорах Российской Федерации» положения официально опубликованных международных договоров Российской Федерации, не требующие издания внутригосударственных актов для примене­ния, действуют в нашей стране непосредственно. В иных случаях наряду с международным договором Российской Федерации следует применять и соответствующий внутригосударственный правовой акт, принятый для реализации положений указанного международного договора[2].

3.3. Значение указов Президента РФ, указаний Генерального прокурора РФ, Постановлений Конституционного Суда, разъяснений Пленума Верховного Суда и других нормативных актов

Данные источники относятся к информационным. Нормативные указы Президента РФ как главы государства подлежат применению органами дознания, следователями, прокурорами, судьями (мировыми судьями) и судами в ходе принятия решений по конкретным уголовным делам, если они не противоречат Конституции РФ и федеральным законам (ч. 3 ст. 90 Конституции РФ)[3], но уголовно-процессуальных норм в I себе не содержат.

Обязательными также признаются указания Генерального прокурора РФ по не требующим законодательного регулирования вопросам предварительного следствия и дознания (ст. 30 I Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации»). Иногда вопросы, связанные с принятием процессуального решения, могут быть урегулированы постановлением Государственной Думы. Между тем, если положения УПК РФ (или другого закона) отличаются от требований, изложенных в таком постановлении, действует статья закона. Постановление Государственной Думы не является законом и, следовательно, не может иметь перед ним преимущественного значения[4].

Совсем новое явление для источников российского уголовно-процессуального права —постановления Конституционного Суда РФ. Этому суду не дано полномочие издавать какие-то нормативные акты, обязательные для организаций, должностных лиц и граждан. Однако принимаемые им решения (постановления) могут существенно влиять на содержание и юридическое значение законодательства. Осуществляя конституционный контроль, он (по представлению государственного органа, названного в ст. 125 Конституции РФ, либо при определенных там же условиях по жалобе гражданина) вправе признать какой-то закон полностью или частично противоречащим Конституции РФ. Такое решение по сути своей означает, что закон (в том числе регламентирующий уголовное судопроизводство) в целом или его часть не подлежат применению. Это своеобразный вид правотворчества, который в юридической литературе нередко называют негативным. При производстве по уголовным делам, как и в других сферах правоприменения, обязательны также постановления, содержащие даваемые Конституционным Судом РФ толкования положений Конституции РФ.

Конституционный суд РФ выносит постановления, которыми:

· признает несоответствующими Конституции положения, содержащиеся в той или иной статье УПК,

· предлагает Федеральному Собранию решить вопрос о внесении изменений в УПК,

· ориентирует правоохранительные органы до внесения изменений в уголовно-процессуальный закон решать рассматриваемые вопросы на основе применения положений Конституции.

Чтобы правильно применять уголовно-процессуальное законодательство, нужно знать соответствующие постановления Конституционного Суда РФ. Процесс издания такого рода постановлений, касающихся непосредственно данной отрасли законодательства, идет активно, пожалуй, более активно, чем это делается в отношении других отраслей законодательства, в том числе тех, которые призваны регламентировать жизненно важные экономические и политические права и свободы человека и гражданина. Случилось так, что к настоящему времени в общей массе постановлений по вопросам обеспечения прав человека и гражданина "уголовно-процессуальные постановления" составляют более одной трети. Что скрывается за такой "уголовно-процессуальной тенденцией" в деятельности Конституционного Суда РФ — пока что объяснить трудно. Сейчас можно лишь констатировать, что за сравнительно короткий период своей в деятельности, начавшийся весной 1995 г., он издал около двух десятков постановлений (а также обнародовал ряд своих определений), предназначенных для корректировки содержания и практики применения уголовно-процессуального законодательства.