Смекни!
smekni.com

Военно-политический аспект создания океанского ВМФ

Военно-политический аспект создания океанского ВМФ

А.Н. Золотов, доктор военных наук, профессор, заслуженный деятель науки РФ, капитан 1 ранга; С.К. Свирин, доктор военно-морских наук, профессор, заслуженный деятель науки и техники РФ, контр-адмирал; П.П. Шамаев, кандидат военных наук, капитан 1 ранга; С.В. Кочергин, кандидат технических наук, капитан 1 ранга

Печальной памяти “доктринальные положения” (1945г.) борьбы с Россией А. Даллеса и откровения “фултонской речи” У. Черчилля (1948 г.) положили начало к противостоянию двух социально-политических систем, приведших к резкому обострению военно-политической обстановки в мире. Именно со второй половины 40-х годов начинается этап “холодной войны” между двумя этими системами, который средства массовой информации стали именовать “третьей мировой войной без применения оружия”. В апреле 1949 г. по инициативе США был создан военный блок НАТО, угрожающий Советскому Союзу, кстати, существующий до сих пор, несмотря на ликвидацию организации Варшавского договора, и по-прежнему направленный теперь уже против России и неудержимо стремящийся к расширению на Восток. Для создания угрозы нашей стране с востока и юга в 1955 г. были созданы военные блоки СЕАТО и СЕНТО.

США как главная сверхдержава, возглавившая коалицию государств, противостоящих социалистическому лагерю и отделенная от него и большинства своих союзников океанами и морями, в военном строительстве отдала предпочтение военно-морским силам, и в первую очередь их ракетно-ядерной составляющей, сосредоточив на атомных ракетных подводных лодках (пларб) до 65-70% ядерного потенциала.

Система боевого патрулирования пларб была отрегулирована до предела: две трети из 41 подводного ракетоносца (60-79-е годы) находилась в строю (остальные - в заводском ремонте), половина из них - постоянно в море на боевом патрулировании (коэффициент постоянной готовности (Кцг) = 0,67, коэффициент оперативного напряжения (КОН)=0,5). Та же ситуация сохраняется и поныне, несмотря на то, что в составе ВМС США количество находящихся в строю пларб системы “Трайдент” снизилось до16-17 единиц.

При наличии в составе ВМС США в 70-е годы более 100 многоцелевых атомных подводных лодок (АПЛ)15-22 постоянно находились на боевом патрулировании, решая противолодочные и разведывательные задачи (КОН около0,2), в том числе в Баренцевом, Японском и Охотском морях, зачастую с нарушением территориальных вод СССР. Начиная с 60-х годов многоцелевые АПЛ США начали регулярно осваивать районы Арктики, планомерно наращивая эти усилия и по сей день.

Из 16-20 действовавших в 50-70-хгодах авианосцев США половина находилась в строю, а3-4 - постоянно в море у европейских и азиатских берегов. Ныне в составе ВМС США насчитывается 12авианосцев (из них 7атомных), при этом их количество в составе передовых группировок практически не изменилось.

Для обеспечения базирования своих сил (пларб) в 60-х годах США арендовали на Европейском континенте базы Холи-Лох (Великобритания) и Рота (Испания), для авианосных сил - Неаполь и Аугуста в Средиземном море; на Азиатском континенте для пларб - бухту Апра (о-в Гуам), для авианосных сил - порты Иокосука и Субик-Бей. Ныне эти базы ликвидированы. При этом США как бы абонировали важнейший в геополитическом и стратегическом отношении регион - Средиземное море. Эскадра ВМС США, находившаяся на этом театре еще с военного времени, в конце 40-х была преобразована в 6-й американский флот, который выполнял функции стратегического военно-политического давления не только на арабские страны, конфронтировавшие с союзниками США, в частности с Израилем, но и на страны соцлагеря во главе с СССР. С 1963 по 1967г. количество постоянно патрулировавших пларб США с ракетами, нацеленными на объекты на нашей территории, увеличилось на Средиземноморском театре с 2 до10. Ядро 6-го американского флота составили два авианосца, два крейсера, четыре фрегата и более десяти эсминцев. Основой ВМС США в районах Тихого и Индийского океанов стал 7-й оперативный флот, численность которого колебалась в зависимости от обстановки, от 50 до 225 боевых кораблей и вспомогательных судов, от 58 до 87 тыс. человек личного состава.

Во второй половине 70-х годов в ВМС США вводятся новые типы вооружения — противокорабельные ракеты (ПКР) “Гарпун” и “Томагавк”. Одновременно с наращиванием ВМС США совершенствуются и наращиваются силы флотов стран-союзниц по военным блокам: Великобритании, Франции, Италии, Испании, Японии и др.

Таким образом, послевоенная военно-стратегическая обстановка характеризовалась постоянным наращиванием военно-морских сил и активизацией деятельности блоков во главе с США, открыто направленных против Советского Союза, предполагая решать стратегические задачи через океан, реализуя концепцию “войны с моря против суши”. Эта концепция предусматривала нанесение ударов ядерным оружием атомных подводных лодок и авианосной авиацией по территории Советского Союза, снабжение войск в Европе. Непосредственное вторжение планировалось осуществлять через море. Иными словами, предполагаемая война могла вестись только при помощи мощных военно-морских сил, главную ударную силу которых составляли сначала ударные авианосцы, затем пларб.

В результате страны социалистического содружества, возглавляемые СССР, оказались как бы заблокированными противостоящей стороной с океанских и морских направлений. Чтобы прорвать такое “блокадное кольцо”, необходимо было иметь мощный океанский флот, в основе которого в качестве главной ударной силы стали бы атомные подводные лодки. Тем более геостратегическое положение Советского Союза, не обладавшего заморскими базами, вынуждало силы ВМФ для выхода в океан преодолевать большие расстояния, форсировать узкости и проливы, контролируемые объединенными военно-морскими силами (ОВМС) НАТО, что, в свою очередь, было возможным выполнять только наиболее скрытно действующими силами. Именно подводные лодки явились наиболее эффективным родом сил в борьбе с мощным надводным флотом. Эту же роль могли бы выполнять и авианосцы, о создании которых уже в ту пору ставился вопрос в правительстве. Однако стране, с большим напряжением восстанавливающей разрушенную войной экономику, строить такие большие корабли объективно было не по силам. И, тем не менее, эта проблема постоянно находилась в поле зрения, изучалась и исподволь готовилась к реализации. Принятое решение о преимущественном строительстве высокоэффективных сил отнюдь не означало, что создание надводного флота замораживалось. На его строительство отводилось в конце 40-50-хгодов около трети ассигнований, выделяемых Военно-Морскому Флоту.

Создание океанского флота потребовало гигантских средств и усилий страны в течение всего послевоенного времени, которое можно условно разделить на четыре этапа:

1946-1955 гг. - разработка теоретической базы создания ракетно-ядерного оружия и структуры современного океанского флота, массовое строительство дизельных подводных лодок, средних и малых надводных кораблей;

1956-1975 гг. - этап строительства океанского флота, выход флота в океан;

1975-1985 гг. - этап достижения и поддержания военно-стратегического паритета ВМФ с ОВМС НАТО;

1986-1996 гг. - этап обоснования предложений ВМФ по повышению эффективности и их реализации при кардинально изменившейся геополитической обстановке в мире.