Смекни!
smekni.com

Адмирал Нахимов и синопская победа русского флота (стр. 3 из 3)

В разгаре боя Нахимов внимательно следил за действиями эскадры. Восхищенный быстротой и четкостью маневров корабля “Париж”, Нахимов, зная, как высоко ценится его одобрение, приказал благодарить “Париж” сигналом. К сожалению, сделать это было невозможно, так как на “Императрице Марии” все сигнальные фалы были перебиты. Благодарность Нахимова была передана адъютантом адмирала, прибывшим на шлюпке к “Парижу”.

Корабль “Ростислав”, став весьма удачно против батареи №6 и корвета “Фейзи-Меабуд”, открыл по ним огонь. Турецкий корвет и батарея сильно вредили кораблю. Турецкая граната, ударив в одно из орудий среднего дека корабля “Ростислав”, разорвала орудие, разбила палубу и зажгла кокор; 40матросов были ранены и обожжены. Горящие части упали в люки крюйт-камеры (место хранения пороха). Кораблю грозила страшная опасность, но вскоре пожар был потушен. Действия корабля “Ростислав” были успешны; корвет “Фейзи-Меабуд” выбросился на берег и сгорел, а батарея №6 была уничтожена.

Корабль “Три святителя” действовал против фрегатов “Каиди-Зефер” и “Низамие”. После первого неприятельского выстрела у “Трех святителей” был перебит шпринг; корабль развернуло по ветру, и он подвергся метким продольным выстрелам батареи №6. Рангоут корабля сильно пострадал. Тотчас же были посланы баркас и полубаркас для завоза нового шпринга. Полубаркас мгновенно был разбит и потоплен неприятельским ядром. Матросы полубаркаса перебрались на баркас и выполнили свое дело. После этого корабль “Три святителя”, подтянув на шпринге корму, быстро заставил “Каиди-Зефер” выброситься на берег.

Во время боя вышел из своей линии турецкий пароход “Таиф”, которым командовал английский инструктор капитан Слэд, и пустился в бегство. Фрегаты “Кагул” и “Кулевчи” погнались за ним, но “Таиф”, идя полным ходом, часто меняя курс, быстро вышел из под огня фрегатов. В открытом море “Таиф” встретился со спешившей к Синопу эскадрой Корнилова.

В 1час.30мин. фрегат “Одесса” под флагом Корнилова поднял сигнал следовавшим за ним пароходам “Крым” и “Херсонес” атаковать неприятеля, поставив его в два огня.

Пароходу “Таиф”, шедшему на юго-юго-восток, лег на пересечку курса фрегат “Одесса” и сблизился с ним. Вскоре туман закрыл “Таиф” от русских пароходов, и он, пользуясь преимуществом в скорости, скрылся.

В 17 час. 18 ноября бой был закончен. Транспорты и купеческие суда затонули от попавших в них ядер. Фрегаты “Фазли-Аллах”, “Низамие”, “Каиди-Зефер”, корвет “Неджми-Фешан” и пароход “Эрекли”, зажженные, по-видимому, своими экипажами, взлетели на воздух один за другим.

В Синопском бою, прославившем русских моряков, было уничтожено 13кораблей (вся турецкая эскадра состояла из 14кораблей); из 4500человек экипажа более 3000было убито и ранено. Много турок попало в плен, в том числе начальник турецкой эскадры вице-адмирал Осман-паша и два командира фрегатов.

Русская эскадра не потеряла ни одного корабля, однако некоторые корабли имели довольно значительные повреждения. Так, флагманский корабль Нахимова “Императрица Мария” имел 60пробоин и 11других повреждений. Корабль “Три святителя” получил 48пробоин и 17других повреждений. Корабль “Константин” имел 30пробоин. Всего корабли русской эскадры имели 201пробоину и 77других повреждений. Потери в личном составе были незначительные — 38человек убитыми и 235ранеными.

19 ноября эскадра исправляла повреждения на кораблях. Через 36часов после боя эскадра пошла в Севастополь. 22 ноября во втором часу дня корабли “Великий князь Константин”, “Три святителя” и “Ростислав” стали на Севастопольском рейде. К ночи пришли и остальные корабли.

Синопская победа вписала славную страницу в историю русского флота, еще раз подчеркнув беспримерный героизм русского народа.

Иностранная печать старалась умалить значение победы русских моряков. В действительности же Синоп поразил Западную Европу совершенством русского флота.

В Синопском сражении во всей полноте развернулось замечательное дарование адмирала Нахимова. Достаточно прочесть приказ Нахимова от 17ноября, чтобы убедиться в том, что Синопский бой был так блестяще выигран потому, что в нем каждый участник, проникнувшись волей к победе, исполнял в точности намеченный план начальника эскадры.

Характерными чертами военно-морского искусства адмирала Нахимова в этом бою являются:

Тщательное изучение и точный анализ всех элементов обстановки, в которой должен был произойти бой, и принятие плана боя в соответствии с конкретными условиями обстановки.

Одновременная атака двумя колоннами, нацеленными в центр боевого порядка противника с точным распределением целей после занятия диспозиции.

Нанесение первого удара по флагманскому кораблю турок, что при низких моральных качествах противника способствовало скорейшей победе.

Отсутствие боязни береговых батарей неприятеля, которая была характерна для иностранных флотов.

Прибытие эскадры-победительницы в Севастополь при сильнейшем шторме доказывало, что все исправления поврежденных кораблей были сделаны с полным знанием дела. Адмирал Корнилов называл переход от Синопа до Севастополя второй победой эскадры Нахимова.

Синопская победа произвела огромное впечатление в России и явилась тяжелым ударом для Англии и Франции. Вскоре англо-французский флот, стоявший с 27октября в Босфоре, вошел в Черное море. Это было явно враждебное действие против России.