Смекни!
smekni.com

Археология (стр. 1 из 2)

Мир-Теймур Мамедов

Не знаю кто первый, где и как начал «ковырять» землю под ногами, чтоб выкопать заинтересовавший предмет (или часть его), но знаю одно: тот человек заложил основу археологии, науки о Прошлом. Главного источника информации о далеком и близком «Вчера». Благодаря археологии легче понять наше «Сегодня» и «Будущее», вступающей в свои права с каждой секундой проживаемой нами.

Вот как объясняет слово археология Археологический словарь: «археология» (англ. аrchaeology), изучение прошлого на основе материальных остатков деятельности человека, т.е. техника обработки полученной таким образом информации и преобразования ее для изучения в рамках первобытной истории (см. Доисторический период), а при наличии также письменных источников – и древней истории (см. Протоисторический период). Методика археологии изменяется в зависимости от периода, что привело к появлению специализации по предметам, например классическая, средневековая, индустриальная археология и т.д. (У.Брей, Д.Трамп «Археологический словарь» пер. с англ. М. «Прогресс» 1990г. стр.24)

Приведу слова Клод Леви Стросса «Ученый – это не тот, кто дает правильные ответы, а тот, кто ставит правильные вопросы», цитата как нельзя к месту: археология ставит перед современниками вопросы. Ответы на эти вопросы ищут специалисты смежных с археологией дисциплин (наук) и, на первый взгляд, очень далеких от нее.

Иногда легенда, литературный источник воспринимался как объем информации и становился причиной важных археологических открытий. Пример этому жизнь и открытие гениального дилетанта – самоучки Генриха Шлимана, который поверил в реальность воспетых Гомером событий и открыл в 1870 году в Малой Азии легендарную Трою, а затем на Балканах – в Микенах, Тиринфе, Орхомене – царские дворцы и гробницы, поражавшие своим великолепием. Человек не имеющий филологического образования, тем не менее, тщательно, снова и снова перечитывал Гомера и верил в то, что сообщали древние авторы о греческой или римской старине. Его вера, талант организатора, многочисленные публикации поколебали яростных оппонентов – ученых, с возмущением отвергающие мысли «самоучки», и они потерпели сокрушительное поражение, как только была открыта Троя, о которой писал Гомер.

Уже после его смерти было установлено, что открытые им памятники Трои, Микен, Тиринфа намного древнее того времени, к которому греки относили Троянскую войну. История эгейского мира сразу стала старше на две тысячи лет. В этих новых рамках стало возможным искать следы тех царств и народов, о чьем могуществе рассказывали мифы.

Не менее значимы были открытия сделанные английским археологом Артуром Эвансом, 40 лет своей жизни, посвятивший археологии, и в частности, раскопкам на о. Крите. Прекрасные рельефы на вазах, миниатюрные каменные печати, красочные фрески на стенах раскопанных дворцов – все это ошеломило научный мир и всех, кому была интересна История. Информация из раскопов лилась «обильным водопадом». Многое из того, что появилось из земли, не могли понять. Так было с табличками из дворца Кносса; только после смерти Артура Эванса смогли расшифровать информацию с табличек, но этого не застал столь фанатично преданный своему делу человек.

Возраст Баку (Крепости, как основы будущего города) также помогла определить археология, тем самым, поставив «все точки над i» о древности этого города.

Сара Ашурбейли (Аллах рахмат элэсин) пишет: «Археологические исследования и раскопки… позволяют датировать старую Бакинскую Крепость как город античного периода и считать его древность более 2000 лет» (выделено мной) (С.Ашурбейли «История города Баку» Баку, Азернешр, 1992 г. стр.39).

«… Археологические данные свидетельствуют о древнетюркских племенах, населявших Апшерон и Азербайджан задолго до нашей эры» ( так же, стр. 58).

Другой, не менее известный ученый, опирающийся в своих исследованиях на археологию, пишет: «Апшерон был обитаем уже 35-40 тысяч лет назад» (Л.С.Бретаницкий «Баку» Л. Искусство, 1965 год стр.12).

Археология таит в себе так много информации. Благодаря ей можно узнать, что ели, как охотились, на кого была организована охота в очень далекие времена. «… Наскальные изображения лова рыбы (белуги) сетями (выделено мною) в Гобустане, наличие костных остатков рыб (белуги и других осетровых) и тюленей в слоях мезолита Гобустана датируются X-IX тысячелетиями до нашей эры и являются бесспорным свидетельством наиболее развитого морского промысла для всей территории Кавказа» (Гаджиев Д.Б., Рустамов Д.Н. «Рисунки рыб в наскальных изображениях Гобустана» Баку, 1987г. стр.35).

По времени, не столь отдаленному от нас, живущих в 2006 году, были сделаны интересные открытия. Находки на территории Крепости, открытые учеными во время своих изысканий, доказывают еще раз выводы других о древности Баку: «В 1991 году во время раскопок около Гыз Галасы на уровне скалы найдены два кремниевых отщепа, похожие на орудия труда – скребок и нож, аналогичные другим районам Азербайджана и датируемые эпохой мезолита и неолита (12-8 тысяч лет до нашей эры). Эти материалы свидетельствуют о древнейшем поселении в старой Бакинской Крепости» (Нач. Бак. Арх. Экспедиции Фархад Ибрагимов «О результатах археологических раскопок 1991г. в Баку» стр.19).

Полуистлевшие пергаменты, заботливо укрытые в земле, в глиняных контейнерах – кувшинах (кюпах) донесли до нас многие исторические факты. А главное – дух Прошлого. Документы, дошедшие до нас, свидетельствуют: «Значение Баку, как важного порта, отмечено в старинном Атласе, составленном в 1375 году. Здесь Каспийское море называется Бакинским морем» (подчеркнуто мной) (К.Алиев «Античная Кавказская Албания» г. Баку, Азернешр, 1992 год стр.118)

Благодаря археологии мы получаем информацию о том, где жили наши предки, как строили, из чего и как они отапливали помещение, и какой формы была их печь. На основании археологических изысканий проводимых на пласте эпохи бронзы можно проследить эволюцию многих ремесел. Археология дает нам богатейший фактический материал, отметающий так называемые «научные» тезисы лжеученых о коренных племенах, населяющих древнюю Албанию.

Строительные навыки, приемы древних тюрков – азери не исчезли, а проявлялись во всех последующих эпохах, обогащаясь, все время новыми штрихами. В постройках доисламского периода и позже, во времена Халифата азербайджанские мастера, строители – устады обогатили исламскую архитектуру, внесли в нее все то, что смогли пронести через века: «характерно, что все гроты, где укрывался древний человек, входами обращены только на юг или на юго–восток, что давало возможность получать лучшую инсоляцию в осенний и зимний периоды» (стр.19).

«В период ранней бронзы и энеолита жилые и хозяйственные сооружения были чаще всего круглой формы. …Материалом строительства во всех случаях служил сырцовый кирпич и глинобит. В глинобитную массу добавлялась солома, что увеличивало ее прочность. Кирпичи изготовлялись размером 40 х 40, 42 х 42 см при толщине 10-12 см… Глинобитные постройки имели чаще каменные основания (стр.22)

«Толщина стен была различной: 18-20 см, 50-70 см, полы помещений были земляными и обмазаны глиной. Помещения отапливались глиняными очагами четырехугольной формы, а также крупными «мангалами», на которых приготовлялась пища (стр.23). «В постройках эпохи бронзы, состоящих из нескольких отделений, кирпичные перегородки были с двух сторон оштукатурены глиной. Большинство циклопических сооружений относится к эпохе бронзы и имеет утилитарное назначение и, видимо, связано со скотоводческим хозяйством отгонного типа» (стр.25). (К.М. Мамед заде «Строительное искусство Азербайджана» г. Баку «Элм» 1983 год).

О древних связях Востока с Западом свидетельствуют археологические находки. В 1963 году в Испании, у Алмунесара (провинция Гранада), был найден первый архаический финикийский некрополь VIII-VII веков до н.э., ставший особенно знаменитым благодаря обнаруженным в ряде могил египетским алебастровым урнам. Позже, год спустя (1964г.) в районе устья реки Рио Велец, на холме Тосканос было обнаружено поселение финикиийцев того же периода. Такие же поселения найдены в Иберии. Таким образом, активное проникновение финикийцев в Иберию и в земли на пути к этому богатому серебром полуострову до колонизации тех же регионов карфагенянами доказано археологически.

Среди греческих историков, писавших о Древнем Востоке, выделяется Геродот, посвятивший свой главный труд истории греко – персидских войн. В нем он, использовал рассказы проводников и жрецов, а также собственные наблюдения путешествий по Востоку. Подробно описывает природу, обычаи, религиозные верования и историю стран и народов, рассказывает о кораблестроении, водном транспорте и торговле, об одежде, пище и способах лечения. Первое подробное описание Атропатены и Албании дано в «Географии» Страбона (I век до н.э.), где он сообщает целый ряд подробностей, рассказывает о границах Атропатены, упоминает также о ее жителях. Географ подробно останавливается на вопросах населения и территории, хозяйства, религии, обычаев.

Интересные сведения об Атропатене и Кавказкой Албании сохранились в труде истории античности Плутарха (конец I века – начало II века н.э.). Описывая поход римлян на Атропатену, он пишет о том, что в Албании римлян встретили 60.000 пехотинцев и 12.000 конников. Следующий поход возглавил Антоний. Ему грозило такое же поражение, какое потерпел Красс. Такое положение повергло Антония в отчаяние. В это время армянский царь Артабаз, считая дело проигранным, тайно отдает приказ всем своим покинуть римлян «хотя главным виновником войны был именно он (АРМ. Царь)»Плутарх «Антоний» стр. 29).

Голод, болезни и паника среди римского войска заставили Антония спешно покинуть Атропатену. Римляне отступали не по той дороге, по которой пришли в эту страну, полную неожиданностей. По совету проводников Антоний отступал, держась «ближе к горам, которые поднимались по правую руку». Надпись, обнаруженная археологами на камне в Гобустане оставлена римским легионером императора Доминициана в I веке н.э., когда войско римлян также возвращалось в Рим, пройдя через горы Гобустана.