Смекни!
smekni.com

Зима 1889/1890 гг. в Ясной Поляне. (Картины Яснополянской жизни в 1890-х годах.) (стр. 4 из 5)

Но те с причитанием бухались в ноги.

"Ну, и я в ноги, ну и я, ну и я. Ну, что же вам нужно?" - приговаривал Толстой, отбивая бабам земные поклоны. Вдруг плач баб сменился истерическим хохотом, и тут только Толстой, вглядевшись, узнал в бабах своих дочерей. Вскочив с коленей, Толстой прямо покатился от хохота и, наконец, сквозь смех и слезы заявил: "Нет, это прямо безбожно", - и ушел в свой кабинет.

На другой день после спектакля начался разъезд гостей, кончился шумный праздник и начались будни. Лев Николаевич усердно занялся "Послесловием" к "Крейцеровой сонате", но работа шла плохо. "Нездоровится мне", - жаловался он.

Однажды уже в конце января, мы рано разошлись спать, но я засиделся внизу, в библиотеке, за составлением каталога. Стояла глухая ночь, полная луна ярко светила, и в доме было светло, как днем. Вдруг какой-то не-то крик, не-то стон прорезал тишину ночи. Я вздрогнул, вскочил и стал прислушиваться. Через минуту страшный стон повторился. Я выскочил за дверь, мигом взбежал наверх. В зале света не было, но среди ярко освещенной луной комнаты кто-то стоял на четвереньках и мучительно стонал. Я шагнул в залу и остолбенел: стоящий на четвереньках был Лев Николаевич. На измученном, покрытом потом лице прилипли пряди волос, и вдруг опять глухой протяжный стон.

"Левочка, Левочка, что ты? что с тобой?" - послышался за мной тревожный голос Софьи Андреевны, и полуодетая, в капоте, в туфлях на босу ногу, она бросилась к Льву Николаевичу. Мы подняли его, отвели назад в спальню и стали кипятить на спиртовой лампочке воду для припарок. Оказалось, что Лев Николаевич решил перейти в кабинет, чтобы никого не будить стонами, но дорогой в зале от боли опустился на руки и уже не мог больше сдерживать стоны 36 .

Проболел Толстой долго, поправился немного, написал несколько мелких вещиц ("Для чего люди одурманиваются?" 37 , "Первая ступень" 38 ), поехал на лошадях к своему брату Сергею Николаевичу в его имение Пирогово, там снова заболел 39 , и его, тяжелобольного привезли в Ясную Поляну. Только в марте Толстой стал поправляться, Еще осенью много раз он предлагал мне и другим своим собеседникам прочесть "Катехизис непротивления" Баллу 40 и "Декларацию непротивления" Гаррисона 41 , рассказывал о "Сети веры" Хельчинского 42 . Теперь он решил перевести с английского "Катехизис" Баллу и "Декларацию" Гаррисона для книгоиздательства "Посредник". В переводе помогали ему обе дочери. Но когда перевод был сделан, планы Толстого уже далеко ушли от первоначального намерения. Оба эти перевода легли в основание нового сочинения "Царство божие внутри вас", которое он начал тогда писать и писал два года. В это время уже везде переписывалась и читалась "Крейцерова соната" и "Послесловие" к ней, и против Толстого поднялась буря негодования. Бранили и укоряли его все: и херсонский архиерей, и народник Михайловский 43 , и фельетонист Суворин 44 , и философ Оболенский 45 , люди, называвшиеся единомышленниками и последователями Толстого, также обращались к нему с укорами.

"Где вы хотите напечатать "Крейцерову сонату?" - спросил я его.

"Еще не решил", - ответил он.

"Так отдайте ее "Русским ведомостям".

Этой газете, всегда корректной и сдержанной, я тогда наиболее симпатизировал.

"Зачем же, - возразил Толстой, - отдавать мне им, людям, у которых со мной нет ничего общего? Духовно они мне чужды и враждебны".

Как раз в это время принесли почту, и Толстой, показывая мне принесенное письмо, сказал; "Ну вот, это от Оболенского. Я давно ждал этого письма, наверное, просит у меня "Крейцерову сонату". Вот ему я ее и отдам". С этими словами Толстой вскрыл письмо и погрузился в чтение. Письмо было длинное, но по мере того как он читал, лицо его все более и более омрачалось, черты заострялись, не докончив письма, он молча собрал его и ушел в кабинет. Впоследствии я узнал, что письмо Л. Е. Оболенского (издававшего тогда журнал "Русское богатство"), человека, дружественного Толстому, было резкой критикой на "Крейцерову сонату" и, главное, "Послесловие", потому что в герое "Сонаты" и его рассуждениях все хотели видеть бред сумасшедшего. Так медленно и с таким трудом пробивала умы современников простая и логичная мысль Толстого.

В семье Льва Николаевича "Крейцерова соната" также нашла сурового критика в лице Софьи Андреевны. Но здесь причина была чисто личная: в переживания героев Лев Николаевич внес, очевидно, много своего личного и семейного. И вот в ответ на как бы пренебрежительное, само собою подразумевающееся обвинение жены Позднышева Софья Андреевна написала "Ее Крейцерову сонату", где представлены оправдания для жены и обвинения мужа. Но и в этом отношении Толстой не заслуживал упрека: он одинаково воспроизвел психологический анализ как мужчины, так и женщины. Как художник, Толстой умел говорить только правду, и односторонность и тенденциозность были для него совершенно чужды.

Он очень метко подмечал все особенности сталкивавшихся с ним людей и по 2-3 фразам, по выражению лица умел отгадывать их душу. От художественного произведения он требовал прежде всего правды. Он часто говаривал нам, собравшимся вокруг него: "Если бы кто-нибудь из вас описал свою жизнь - ну, вот, Владимир Михайлович (Лопатин), Алексей Митрофанович, - это было бы величайшее художественное произведение".

Но мы чувствовали, что сказать о себе всю правду, без всяких философских и художественных прикрас, без всякой лжи и умолчаний, никто из нас не мог.

Наступила весна, солнце сильно прогревало землю. Потекли ручьи. Толстой уже поправлялся от своей болезни и подолгу сидел в зале в кресле. Однажды у нас зашел разговор о его болезни. Софья Андреевна сказала, что, по словам доктора, болезнь была уже не такая опасная, хотя, конечно, можно было и умереть.

"Ты напрасно меня пугаешь, - обратился Лев Николаевич к жене, - я знаю, что я ни от какой болезни не умру".

"Что ты хочешь сказать?"

"А вот то самое, что говорю. Ты считаешь смертью гибель моего тела? Так разве это я? Не думай, что я помру и что вы помрете - это ведь такое кажущееся явление, как то, что где-то там, на горизонте земля сходится с небом.

Я всегда останусь с вами, как сейчас, и вы со мной и друг с другом. Ты, Маша, - обратился Толстой к дочери, - думаешь, что я когда-нибудь могу умереть?"

И, вынув Евангелие, которое он всегда носил с собой в кармане, он прочел о жизни вечной.

Мы с любовью молча смотрели на такого старенького, слабого, больного - и в ту минуту такого могучего, сильного, непобедимого, любимого - и в эту минуту чувствовали, что он действительно не может умереть и никогда не умрет для нас.

Список литературы

1 Толстой А. Л. (1877 - 1916) - сын Л. Н. Толстого. Помещик. Участник русско-японской войны 1904 г. Чиновник особых поручений при Тульском губернаторе.

2 Толстой М. Л. (1879 - 1944) - сын Л. Н. Толстого. Помещик. Участвовав в первой мировой войне в чине прапорщика. В 20-е гг. эмигрировал за границу.

3 Толстая Софья Андреевна (1844 - 1919) - жена Л. Н. Толстого.

4 Толстой Л. Л. (1869 - 1945) - сын Л. Н. Толстого. Писатель, сотрудник газеты "Новое время". Умер в Швеции.

5 Кузьминские: Татьяна Андреевна (урожд. Берс) (1846 - 1925) - младшая сестра С. А. Толстой. С 186 г. замужем за А. М. Кузьминским. Автор воспоминаний о Л. Н. Толстом.

Александр Михайлович (1843 - 1917) - двоюродный брат С. А. Толстой, муж Т. А. Берс. Юрист. В 80-е гг. Х1Х в. - председатель Петербургского окружного суда. В дальнейшем - сенатор.

Их дети:

Вера Александровна (1871 - ?)

Василий Александрович (годы жизни неизвестны)

Мария Александровна (1869 - 1923)

Михаил Александрович /1875 - ?).

6 Толстой С. Л. (1863 - 1947) - сын Л. Н. Толстого. Помещик. Писатель, композитор, музыковед. Большую часть жизни посвятил изучению и популяризации творческого наследия Л. Н. Толстого. Автор воспоминаний о Л. Н. Толстом. Награжден орденом Трудового Красного Знамени.

7 Толстой И. Л. (1866 - 1933) - сын Л. Н. Толстого. Помещик. Служил в Калужском земстве. В 1914 г. уехал в США, где занимался чтением лекции о жизни Л. Н. Толстого.

8 Толстой И. Л. (1888 - 1895) - сын Л. Н. Толстого. Умер ребенком.

9 Толстая (в замужестве Сухотина) Т. Л. (1864 - 1950) - дочь Л. Н. Толстого. Участница поставленного в 1889 г. в Ясной Поляне спектакля по пьесе Л. Н. Толстого "Плоды просвещения" (роль горничной Тани).

10 Толстая (в замужестве Оболенская) М. Л. (1871 - 1906) - дочь Л. Н. Толстого. Из всех детей Л. Н. Толстого была ближе всех к отцу. Разделяла его взгляды и следовала им в жизни. В 1889 г. участвовала в постановке спектакля по пьесе Л. Н. Толстого "Плоды просвещения" (роль кухарки).

11 Толстая А. Л. (1884 - 1979) - дочь Л. Н. Толстого. Согласно завещанию Л. Н. Толстого в 1910 г. совместно с В. Г. Чертковым издала три тома посмертных сочинений. Л. Н. Толстого.

12 Слепцов В. А. (1836 - 1878) - русский писатель. Автор реалистических рассказов, очерков, повести "Трудное время", рисующих картины жизни разночинцев в годы реакции и кризиса демократического движения середины 60-х гг.

13 Имеется ввиду рассказ В. А. Слепцова "Ночлег".

14 Имеется ввиду рассказ В. А. Слепцова "Питомка". Рассказ повествует о безуспешных попытках молодой женщины найти свою ранее отданную на воспитание в чужую семью дочь, о душевных и черствых людях, встречающихся на пути героини рассказа.

15 Ср. дневниковые записи Л. Н. Толстого:

21 октября 1889 г.: "Разговор спорный тоже с иронией с Новиковым. Только что осрамился, пристыдился, опять делаю то же. Что, если бы я то же говорил с любовью. Как далеко мне до этого. Вечером опять разговор с Новиковым, опять без жалости, и любви..." (Толстой Л. Н. Полн. собр. соч. М., 1952. Т.50. С.160);