Смекни!
smekni.com

Поляки в этнической структуре Казахстана. Прошлое, настоящее и будущее. (стр. 3 из 3)

Во время Великой Отечественной войны некоторое количество поляков-спецпереселенцев вступило в ряды I и II армии Войска Польского. После окончания военных действий появилась возможность остаться в Польше, которой воспользовались многие поляки. Некоторые вернулись в Казахстан к своим семьям и позднее не получили права на выезд из Казахстана. В общем, только ограниченное количество поляков вернулось в то время на Родину (оно не превышает несколько сот человек).

Более многочисленным было возвращение из Казахстана на Украину в послевоенный период, когда имело место кратковременное упразднение комендатур, хотя отсутствуют по этому вопросу какие-либо достоверные данные. Согласно нашим предположениям, после войны на Украину возвратилось всего лишь несколько тысяч человек.

Следует также отметить случаи добровольной миграции в послевоенное время с Украины, хотя это было преимущественно соединение семей.

С 1954 г. происходит многотысячная миграция в Казахстан со всех концов Советского Союза по всесоюзной программе освоения целинных земель этого степного края. Прибыли сюда и поляки, численность которых, согласно официальным статистическим данным, возросла с 53~ 102 (1957 г.) до 61 445 (1970 г.) человек. Это был значительный рост, тем более, что в это время проходила вторая волна репатриаций польских граждан. В эти годы в Казахстане оказались на добровольных началах многочисленные (в пределах нескольких тысяч) группы поляков из Белорусии.

В конце 50-х годов в Казахстане началась крупномасштабная миграция жителей сельских местностей в города, в том числе за пределы этой республики, среди которых были также граждане польской национальности. Следует отметить, что, покидая село, поляки вынуждены были менять свою национальность, а это, в свою очередь, позволяло им избавиться от преследующего их позорного клейма "врага народа" (советского) и "изменника родины" (советской).

Перемена национальной принадлежности в советском учете существовала и ранее и продолжает существовать (например в Казахстане). Процедура эта не является сложной: ведь представители других славянских этнических групп "становились" русскими. Поляки следовали этим примерам. Правительство Польской Народной Республики не благоприятствовало своим соотечественникам, т.е. вообще не интересовалось их судьбами. В связи с этим замена национальности была во многих случаях единственной возможностью облегчения своего жизненного и общественного статуса.

Согласно сообщениям одного из информаторов, только в годы перестройки поляки перестали умалчивать свою этническую принадлежность, а многие из них начали демонстративно заявлять о своем польском происхождении. О дальнейшей запуганности и шаткости национального самосознания поляков в 80-е годы, а также о воздействии советских средств массовой информации на взаимоотношения этнических групп свидетельствовали муссируемые СМИ сообщения о забастовках, демонстрациях перед зданием Генерального консульства СССР в Кракове и оскорбительном отношении к кладбищам советских солдат, погибших на территории Польши во время II мировой войны. После таких событий польское население в Казахстане становилось объектом травли и преследований. Случалось также, что в такое время польские семьи делали решительный шаг, вписывая в документы своих детей национальность "русский".

Предварительное определение численности отдельных этнических групп является сложным заданием, особенно если возможны были упомянутые выше замены. Необходимо также иметь ввиду и то, что значительное количество современных семей в Казахстане - это смешанные браки. Кроме того, каждый молодой человек в возрасте 16 лет имеет право избрать национальность - отца или матери. В списках учета детей графа "национальность", как правило, не заполнялась. В настоящее время, особенно в польско-немецких семьях, вписывается, как правило, национальность "немец", что продиктовано возможностью в будущем эмигрировать в Федеративную Республику Германию.

Есть все основания для предположения, что современная общественно-политическая обстановка в Казахстане приведет к тому, что идентифицирование с польским народом будет котироваться выше, чем в прошлом, как со стороны самих поляков, так и представителей других этнических групп. Эта тенденция, однако, во многом зависит от многих международных и местных факторов. На сегодняшний день во взаимоотношениях поляки - казахи предпочтительнее быть поляком, нежели русским. С другой стороны, по мере усиления казахского национализма, трактующего все "белое" население "чужаками", выгоднее оставаться представителем многочисленного и сильного соседа. И поэтому предпринимаемые нашими соотечественниками решения по избранию национальности будут иметь индивидуальный характер.

На основании исследованных нами документов и материалов и многолетних изысканий на местах считаем возможным утверждать, что официальные статистические данные, касающиеся численности польского населения в Казахстане, не отличаются в значительной степени от действительности. Проверка официальных данных в нескольких десятках населенных пунктов позволила отметить некоторые случаи серьезных расхождений. Исследования проводились в трех областях, которые являются крупнейшими центрами сосредоточения польского населения. Можно даже полагать, что в них проживает свыше половины польской диаспоры в Казахстане. В настоящее время трудно представить себе, что в каких-то регионах Казахстана проживают неизвестные доселе многочисленные группы граждан польской национальности.

Существуют скупые данные, касающиеся судеб польских спецпереселенцев из Кустанайской и Северо-Казахстанской областей. Немногочисленна также информация о жизни поляков в центральных и западных областях Казахстана. Можно только предположить, что, если бы существовали где-нибудь многочисленные группы, они были бы в состоянии откликнуться на призывы полонийных организаций в Казахстане на страницах местных газет, по случаю, например, нового закона о реабилитированных или же по поводу возможности материального возмещения за годы репрессирования. Хотя категорическое отрицание такой возможности было бы весьма необоснованным.

В крупных городах, в которых русификация населения была наиболее результативной, граждане с польским происхождением вряд ли пожелают возвратиться к нему.

Известно также (что подтверждается данными архивных документов), что не все воспитанники польских детдомов, после войны все еще находящихся на территории Казахстана, возвратились на родину в 50-е годы. Пока нельзя установить, сколько их осталось на постоянное жительство в этой республике. Неизвестно также, сохранили ли они и в какой мере свое национальное самосознание и стремятся ли возвратиться в Польшу.

Поляки в Казахстане убеждены в том, что их соотечественников в этой республике огромное количество. И это неудивительно, ибо подобное мышление свойственно всем национальным меньшинствам. Следует учесть также и тот факт, что поляками считают и старообрядцев, сосланных царскими властями или же бежавших от преследований из западных регионов Российской империи в Казахстан в первые десятилетия XX века.

На основании проведенных до сих пор исследований и статистических данных считаю обоснованным полагать, что численность поляков в Казахстане не превышает в настоящее время 100 тысяч.

Необходимость сосуществования многих этнических групп привела к смешанным бракам. Среди представителей пожилого поколения предпочитаются, как и раньше, браки в рамках своей национальной или одной и той же конфессионной группы. В дальнейшем редки польско-казахские и вообще христианско-мусульманские браки. На такое положение не повлияла даже значительная атеизация представителей средних и младших поколений. Помехой для таких браков являются культурные различия. Культура казахов котируется неместным населением весьма низко, а попытки возрождения казахской национальной культуры воспринимаются немусульманским населением как проявление отсталости. Поэтому следует считать, что смешанные польско-казахские браки останутся редкостью.

В настоящее время наблюдается рост национального самосознания казахов, особенно после создания их самостоятельного государства. Нередки здесь шовинистические настроения по отношению к другим национальностям, которые национальное возрождение и возврат к традициям казахов воспринимают как национализм и цивилизационную отсталость. Дружеские в прошлом отношения казахов с прибывшим извне населением были обусловлены одинаковым статусом "советского человека" у всех этнических групп, в том числе и казахов. В настоящее время повсеместно появляется опасение относительно последствий нового казахского "гражданства". В тех регионах, где казахи численно преобладают над другими этническими группами, нередки проявления национализма и дискриминирования. Конечно, по сравнению с остальными союзными республиками в Казахстане этнические конфликты не являются самыми острыми, однако обстановка в других постсоветских республиках отрицательно сказывается и здесь.

Введение закона о государственном языке и его последствия (предпочтение лиц со знанием казахского языка, т.е. исключительно казахов) негативно отразилось на положении неместных национальностей, к которым принадлежат и поляки. Выдвигаемые время от времени Россией к Казахстану территориальные претензии по северным регионам Казахстана, в которых проживает большинство польской этнической группы, дополнительно усиливают и без того тревожное состояние местных жителей. Националистические тенденции России также оказывают сильное воздействие на межэтнические конфликты в Казахстане. Существенную роль играет позиция многочисленного в Казахстане русского населения, а также казаческих организаций по обеим сторонам российско-казахстанской границы. Не исключено, что в случае углубления и нарастания конфликтной обстановки национальные меньшинства могут сыграть решающую роль.

В последние годы "быть казахстанским поляком" стало очень цениться. Наиболее популярной стала идентификация с исторической родиной предков, которая развивается очень динамично и по сравнению с Казахстаном является как бы источником всех благ. Наблюдается возвращение к польским корням и фамилиям даже тех людей, которые поддались культурной ассимиляции.

Причиной этого в большей степени является надежда на репатриацию (или лучше сказать на эмиграцию). С недавнего времени она возможна, хотя и в ограниченном количестве.

Несмотря на то, что в настоящее время большинство казахских поляков заявляет о желании выехать на постояное местожительство в Польшу, известно и то, что многие из них останутся в Казахстане. Какова их будущая судьба, будут ли они продолжать свои этнические традиции и станут ли таким образом мостом содружества между двумя далекими странами ? На этот вопрос пока ответить однозначно нельзя.