Смекни!
smekni.com

Некоторые вопросы методологии истории средневекового города в работах Н.П. Оттокара. (стр. 2 из 2)

Н.П. Оттокар констатирует, что "громадное большинство соответствующих текстов в статутах цехов Kallimala и Cambio уже самой формой своей выдают, что городские власти отнюдь не считали такие притязания цехов обязательно подлежащими удовлетворению" [14].

И только в XIV в. ситуация меняется. Так, в статуте соединенного торгового цеха "Medeci, speziali e mereia" 1312 г. "чувствуется твердое ясное и спокойное сознание своего права" [15]. В данном небольшом экскурсе нас должны привлечь следующие выражения автора: "большинство текстов выдают" и "в статуте чувствуется". Они показывают, что исследователь проникает за непосредственную форму выражения, проводит контуры истинной исторической картины. Следует отметить сходство методологических установок Н.П. Оттокара и Л.П. Карсавина. А.Л. Ястребицкая пишет: "В системе Карсавина нетрудно уловить то, что позднее составило основу семиотической теории историко-культурного процесса (ориентирующей к поиску за "планом выражения" "плана содержания" [16]. Думаю, с определенными оговорками эти слова можно применить и относительно научной деятельности Н.П. Оттокара. Ему присуще вчитывание в источник, всесторонний его анализ, сопоставление всех его моментов. И только через все это он приходит к определенным выводам, к созданию конкретной картины жизни средневекового города. В этом отношении показательна статья Н.П. Оттокара "К истории взаимоотношения церкви и города в итальянском средневековье".

В Тоскане отношения между населением и Церковью покоятся на связи прихожан с приходской церковью или в более широком плане на связи горожан с объединяющей их церковною единицей [17]. Все это имело далеко идущие следствия. Горожане, принося для Церкви материальные жертвы, не видят в имуществе церкви чего-то им совершенно чуждого. В конце концов, этот процесс пришел к тому, что цехи либо городские власти стали регулировать богослужение, приглашать проповедников и т.п. При таких условиях нет почвы для противопоставления церкви и гражданства. Но этот вывод может быть принят только для Флоренции и других городов Тосканы, в отличие от ломбардских городов, где епископ - политический господин города.

Во многих своих работах Л.П. Карсавин жестко критикует манию происхождения и классификаций, "генетическую историю", ищищую формальные каузальные связи между разнородными явлениями. Н.П. Оттокар называет все это миром призраков. Как историк городской культуры, он с неудовольствием отмечает: "Все совершенствуется "научная генеалогия" коммунальных хартий, и все далее отодвигается задача изучения реальной городской действительности" [18].

Н.П. Оттокар выступает против рассмотрения исторической жизни средневекового города по отдельным аспектам, институтам, по рядам обособленных явлений, вырванных из общей исторической массы, и не могущие быть понятными вне ее.

Не вызывает сомнений, что свои исследования Оттокар строил не на пустом месте. Его научные взгляды были тесно связаны с теми тенденциями, которые утверждались в отечественной и западной историографии начала XX в. Несмотря на разногласия Оттокара со своим учителем И.М. Гревсом, оба ученых понимали городскую историю как комплексную дисциплину, привлекая в своих работах данные истории, географии, статистики, психологии. Отвечая на вопрос о существовании французских городов в эпоху "земледельческого средневековья", Гревс пишет: "Если рассматривать их как носителей развитого хозяйства и как средоточия особого общественного строя, то должно ответить отрицательно. Если же понимать города как формы наиболее скученного поселения, как крепости, как места культа и седалища власти, пункты судебных и общественных собраний и деловых встреч, то следует признать, что жизнь их продолжалась" [19]. Мы видели, что для Оттокара было очень важным утверждение значения старых городских центров как одного из источников развития средневекового города. Несомненно, с определенными оговорками он находил поддержку и И.М. Гревса.

Комплексный подход в исследовании каждого европейского города позволяли избежать Оттокару то, что М. Вебер назвал дурным плюрализмом, когда происхождение города, поскольку он бург, объясняется из наличия бурга, поскольку он рынок - из понятия рынка и т.д.

Даже то немногое, сказанное в данной статье, указывает на значительность методологических разработок Н.П. Оттокара. Индивидуально-синтетический, историко-психологический и другие методы и принципы исторического исследования, отстаиваемые им еще в 1910-х годах, впоследствии стали одними из основных принципов новой исторической науки.

Список литературы

Оттокар Н.П. Опыты по истории французских городов в средние века. Пермь, 1919. С. 252.

Ястребицкая А.Л. Средневековая культура и город в новой исторической науке. М., 1995. С. 77.

Тамже. С. 119.

Nicholas D.M. Medieval urban origene in Northen continantal Europe State of research and some tentative conclusions // Studies in medieval and Renaissanse History. Lincoln, 1969. Vol. 6. P. 55-114.

Оттокар Н.П. Указ. соч. C.8.

Там же. С. 57.

Там же. С. 47.

Там же. С. 255.

Там же. С. 242.

Карсавин Л.П. Введение в историю (теория истории). Петроград, 1920. С. 34.

Оттокар Н.П. Указ. соч. С. 156.

Там же. С. 243.

Оттокар Н.П. Цехи и коммуна во Флоренции в XIII-XIV вв. //К двадцатилетию учено-педагогической деятельности И.М. Гревса. СПб., 1911. С. 241-271. С. 252.

Там же. С. 254.

Там же. С. 267.

Ястребицкая А.Л. Историк-медиевист Л.П. Карсавин (1882-1952): Аналит. обзор. М., 1991. С. 23.

Оттокар Н.П. К истории взаимоотношения церкви и города в итальянском средневековье //Журнал мин. нар. прос. СПб., 1909. Т. XXII, сентябрь. Отдел науки. С. 1-23.

Оттокар Н.П. Опыты по ... C. 254.

Цит. по кн.: Каганович Б.С. И.М. Гревс - историк средневековой городской культуры //Городская культура: средневековье и начало нового времени. Л., 1986. С. 216-236, 233.