Смекни!
smekni.com

Умысел с уголовном праве (стр. 3 из 4)

Видимо, настало время модернизировать (хотя бы на теоретическом уровне) законодательную конструкция прямого умысла для использования при анализе вины в преступлениях с материальным составом. Суть такой модернизации заключается в следующем: в случаях, когда предусмотренного законом последствие играет роль признака, отграничивающего преступление от иных правонарушений либо дифференцирующего ответственность, умысел должен признаваться прямым, если он был направлен на совершение заведомо незаконных действий (бездействия), характеризующих юридическую сущность преступления и выражающих его общественную опасность, т.е. если виновный желал совершить эти действия. Иными словами, безусловным показателем прямого умысла следует признать осознание лицом противоправного характера совершаемого деяния.

Вторым видом умысла, выделяемым в законе по психологическому содержанию, является косвенный умысел.

Соответствии с законодательным определением он заключается в том что лицо, совершающее преступление, осознает общественную опасность своих действий (бездействия), предвидит возможность наступления общественно опасных последствий, не желает, но сознательно допускает наступление этих последствий либо относится к ним безразлично.

Осознание общественно опасного характера деяния при косвенном умысле по существу не отличается от соответствующего признака прямого умысла. Что же касается характера предвидение при косвенном умысле, то поэтому вопросу в науке уголовного права высказывались две точки зрения.

Одни ученые считали, что лицо, действующее с косвенным умыслом, предвидит возможность либо неизбежность наступления общественно опасных последствий, другие полагали, что сознательное допущение последствий психологически совместимо только с предвидением возможности их наступления. Вторая точка зрения разделялась высшими судебными органами страны, которые предвидение неотвратимости последствий связывали с прямым умыслом, а предвидение их возможности – в основном с косвенным. Невозможно психологически не желать, а лишь сознательно допускать наступление последствий, которые неизбежно причиняются осознанными и волевыми действиями виновного. Если лицо желает совершить определенные действия, понимая, что их неизбежным результатом будет наступление общественно опасных последствий, то желание это распространяется не только на сами действия, но и на их последствия, поскольку те и другие составляют единую криминальную ситуацию.

Следовательно, интеллектуальный элемент косвенного умысла характеризуются предвидением только возможности, но никаких не неизбежности наступления общественно опасных последствий. Именно такое понимание интеллектуального элемента косвенного умысла нашло свое законодательное закрепление в ч. 3 ст.25УК .

Различие в интеллектуальном элементе обоих видов умысла заключается в неодинаковом характере предвидения: при прямом умысле виновный предвидит, как правило, неизбежность, а иногда – реальную возможность, при косвенном же – только реальную возможность наступления общественно опасных последствий. Однако главное, решающее отличие косвенного умысла от прямого коренится в волевом элементе: прямой умысел характеризуется желанием, а косвенный – сознательным допущением общественно опасных последствий либо безразличным к ним отношением.

При характеристике косвенного умысла слово "не желало" нельзя понимать как негативное отношение к вредным последствиям, как активное их нежелание, т.е. стремление избежать наступления последствий. Наоборот, это отношение является позитивным, одобрительным, хотя у виновного и нет прямой заинтересованности в причинении вредных последствий. Тем не менее он сознательно допускает их наступление, заранее соглашается с их причинением.

Прямой и косвенный умысел – это разновидности одной и той же формы вины, поэтому между ними много общего. Интеллектуальный элемент обоих видов умысла характеризуется осознанием общественно опасности совершаемого деяния и предвидением его общественно опасных последствий. Для волевого элемента обоих видов умысла общим является положительное, одобрительное отношение к наступлению общественно опасных последствий. тем не менее речь идет о различных видах умысла, каждый из которых имеет свои особенности.


3. Классификация умысла в теории уголовного права

Основой классификации видов умысла является специфика отражения деяние в нашем сознании, т.е. интенсивность сознание и направленность воли. Из законодательного определения умысла вытикает только такая классификация. Речь идет о деление умысла на прямой и косвенный (эвентуальный). Различия во взглядах по этому вопросу касаются главным образом психилогического содержания каждого из названных видов умысла.

Большинство ученых считает, что по содержанию интеллектуального момента прямой и косвенный умысел не различаются, т.к. оба они характеризуются сознанием общественно опасного характера совершаемого дения и предведением его общественно опасных последствий. П.С. Дагель категорическо заявляет, что "попытки проводить различие между ними по интеллектуальному моменту не основаны на законы и ошибочны по сушеству. Но тот же П.С. Дагель утверждает, что "различные формы вины должны характеризовать различное интеллектуальное и волевое отношение лица к деянию и его последствиям".

Общими чертами интеллектуального момента обоих видов умысла является сознание обшественной опасности деяния. Характер же предвидения последствий различен при прямом и при косвеннөм умысле. Интеллектуальный момент прямого умысла складывается из сознание общественно опасного характера деяния и предвидения, как правило, неизбежности, а в отдельных случаях - возможности наступления общественно опасных последствий. Волевой его момент характеризуется желанием наступления общественно опасных последствий. В науке уголовного права преобладает мнение, что при косвенном умысле лицо предвидит или возможность или неизбежность наступления общественно опасных последствий. Рассмотренное деление умысла на два вида помимо чисто теоретического имеет немалое практическое значение. Строгое разграничение обоих видов умысла необходимо для правильного применения ряда институтов уголовного права (приготовление, покушение, соучастие и др.), для квалификации преступлений, законодательное описание которых предполагает только прямой умысел, для определения степени вины, а также для индивидуализации уголовной ответственности и наказания.

Помимо деления умысла на прямой и косвенный теория и практика уголовного права знают и иные классификации видов умысла. Иногда в литература этот факт искажается в утверждении, что помимо прямого и косвенного умысла сушествуют и другие его виды (определенный, неопределенныий и т.д.). На самом деле все эти виды умысла по содержанию интеллектуального и воливого моментов отностятся либо к прямому, либо к косвенному и не представляют качественно отличных от них разновидностей умысла. Одним из таких оснований является момент формирования умысла. По этому признаку умысел принято делить либо на три вида:

1.Заренее обдуманный

2.Внезапно возникшии

3.Аффектированный либо на два вида-заренее обдуманный и внезапно возникший (с подразделением последнего на простой и аффектированный).

Рассматривать аффектированный умысел как самостоятельный вид, а не как вариант простого (внезапно возникшего)умысла, поскольку лишь аффектированный, а не любой внезапно возникший умысел законодателем рассматривается как основание для смягчения ответственности за умышленное причинение вреда.

Аффектированный умысел указывает не столько на момент, сколько на психологический механизм зарождение умысла на совершение преступления. Поводом для его возникновения являются неправомерные действие потерпевшего в отношение виновного или его близких. Эти действия внезапно вызывают у субъекта сильное душевное волнение, затрудняющее сознательный контроль над волевыми процессами.

Простым (или внезапно возникшим) называется такой умысел, который возник у виновного в нормальном психическом состоянии и был реализован сразу или через короткий промежуток времени после возникновения.

Умысел следует считать заранее обдуманным, если он был реализован в преступлении через более или менее значительный отрезок времени после возникновения. В это время субъект укрепляется в решимости совершить общественно опасное деяние, учитывается противодействующие факторы, избирает способы и средства их преодоления, составляет план осуществления своего намерения. Во многих случаях заранее обдуманный умысел свидетельствует о повышенной опасности субъекта преступления, о его настойчивости, а иногда – изощренности в достижении преступных целей.

По психологическому содержанию и заранее обдуманный, и внезапно возникший умысел может быть как прямым, так и косвенным.

В зависимости от степени определённости представлений субъекта о важнейших фактических и социальных свойствах совершаемого деяния умысел может быть определённым (конкретизированным) или неопределённым (неконкретизированным).

Определенный умысел характеризуется наличием конкретного представления о качественных и количественных показателях главного объективного признака. Это представление обусловливает определенное волевое отношение именно к этому признаки. Более правильной выглядит позиция тех юристов, которые считает, что преступления, совершенные с неопределенным умысла, следует квалифицировать в зависимости от фактически причиненных последствий.