Смекни!
smekni.com

Управление полицией и милицией (стр. 3 из 7)

Потенциальные возможности совершенствования деятельности полиции, содержащиеся в “профессиональной модели” и давшие импульс развитию полицейской организации в 40-50 е годы XX века были практически исчерпаны. Экспериментальные исследования, проведенные в США и ФРГ[13] убедительно показывают, что механистическое наращивание потенциала полицейской организации (что, собственно и составляет основу концепции контроля преступности или профессиональной полицейской модели) рационализация организационных форм и накопление ресурсной базы организации (увеличение вдвое штатов полиции, увеличение материально-технического снабжения, финансового положения полиции) не ведет ни к увеличению раскрываемости преступлений, ни к уменьшению уровня преступности. Хотя в начальный период наблюдается небольшое улучшение состояния криминогенной обстановки, в дальнейшем показатели преступности возвращаются к своему исходному уровню, а в некоторых случаях и превосходят его.

Этот вывод подтверждают и другие экспериментальные исследования, которые имеются на сегодняшний день. Они сходятся в том, что полицейская деятельность, полностью направленная только на контроль преступности имеет незначительный эффект.

Все эти факторы определили необходимость выработки новых подходов, новых моделей и парадигм организации и управления полицией. С 80-х годов XX века начала формироваться современная доктрина управления полицией. Ее основными элементами являются: цели и задачи полицейской деятельности, концепции (модели) правоохранительной деятельности полиции, функциональные и структурные параметры полицейской системы, перспективные направления развития, критерии и способы оценки деятельности полицейских организаций.

Одним из самых важных изменений в полицейской деятельности стал переход к принципиально новым подходам определения целей и задач. Интенсивное развитие потребностей и интересов населения в правоохранительной сфере, развитие гражданского и правового сознания, “гражданского общества” обуславливает необходимость и открывает возможность пересмотра узко юридического (нормативного) подхода к пониманию и постанове целей и задач правоохранительной деятельности.

Замкнутая на юридическое толкование правоохранительной деятельности концепция “контроля над преступностью” превратила борьбу с преступностью в самоцель, за пределами которой оказались и интересы, ожидания, потребности населения в этой сфере, и социальные цели и ориентиры западного общества в целом.

Сегодня западные общества ставят перед собой широкие социальные цели, главная из которых обеспечить для всех граждан высокое качество жизни. Качество жизни – интегральный показатель, суммирующий разные аспекты жизнедеятельности человека. Составной частью его является состояние общественного порядка и уровень общественной безопасности. В этом аспекте, с точки зрения достижения суперцели общественного развития – улучшения качества жизни населения правоохранительная деятельность – борьба с преступностью и охрана общественного порядка выступает не как конечная, а как промежуточная цель или точнее как средство достижения суперцели. Лишенная своего жизненного основания - потребностей населения в правоохранительной сфере борьба с преступностью, как убедительно показывает предыдущий этап развития полиции, приводит к изоляции от общества, даже к конфронтации полиции с различными социальными группами – неформальными молодежными объединениями, этническими меньшинствами (“собственность полиции”), к формированию замкнутой организационной культуры и искажений управленческой практики, и в конечном итоге к “кризису доверия” населения.

По этому сегодня ориентация на потребности населения в правоохранительной сфере лежит в основе функции постановки целей полицейской организации. Целевая установка на удовлетворение потребностей населения позволяет наполнить конкретным содержанием абстрактные цели полицейских организаций, закрепленные в действующем законодательстве (например, защита жизни, здоровья, прав и свобод личности, собственности, интересов общества и государства от преступных посягательств), детализировать их до уровня непосредственно решаемых задач, четко определить приоритеты, направления, стратегии полицейской деятельности. Население на основе интересов, ожиданий, представлений формирует потребности; далее эти потребности должны быть выявлены, проанализированы, обобщены и переданы на соответствующий управленческий уровень – уровень принятия решения, для того чтобы эти потребности вернулись бы к населению в качестве конкретных решений, мероприятий, целевых программ, стратегий деятельности полиции. Такова схема целеполагаия в полиции Великобритании. Статут PoliceAct 1996 обязывает полицейские власти (PoliceAuthorities) перед началом каждого года определять цели полицейской деятельности на данной территории на следующий год (статья 7 – section 7). Для этого (статья 96) они должны предпринять все необходимые действия для получения объективной информации об интересах населения данной территории относительно проблем, находящихся в ведении полиции, а также интересов сотрудничества с полицией в области профилактики преступлений на данной территории. Конкретные методы получения данных статутом не определяются. Полицейские организации самостоятельно решают вопрос о методах сбора, анализа, интерпретации данной субъективной информации. На протяжении ряда лет в полицейских силах (policeforce) Великобритании пользуются заимствованными из маркетинга и адаптированными для полицейских организаций методами, такими как gap-analysis (анализ пробелов)[14], qualityofservicesurvey (обзоры качества)[15], которые позволяют с родной стороны: выделить, количественно измерить и проранжировать потребности населения в правоохранительной сфере: оценить степень озабоченности различными видами правонарушений, необходимость расширения или изменения различных аспектов деятельности полиции; с другой стороны эти методы позволяют оценить качество полицейской деятельности (ее отдельных аспектов) уровнем удовлетворения потребностей населения. Полученные данные используются для формулирования целей в годовых планах, выработке стратегий борьбы с определенными видами правонарушений, модификации существующей полицейской практики. Например, в Бельгии на основе результатов социологического исследования, проведенного на территории одного полицейского отделения была оптимизирована схема патрульно-постовой службы - изменения коснулись интенсивности, времени, маршрутов несения дежурств.

В связи с ориентацией полицейской деятельности на потребности, качество обслуживания населения в полицейской лексике появляются новые термины. Это не случайно, поскольку с обновлением доктрины управления полицией происходит обогащение понятийного аппарата. Наряду с традиционной классификацией преступлений по степени тяжести: treason, felony, misdemeanor, infringements все шире пользуются термином qualityoflifecrime - преступление против качества жизни[16]. Речь идет о наиболее часто повторяющихся на территории правонарушениях, которые связаны с максимальным уровнем страха населения перед ними. На территории разных полицейских отделов преступления против качества жизни могут иметь разное содержание. Как правило это все виды уличной преступности, торговля наркотиками, различные виды нарушений общественного порядка, так называемые nuisancecrimes – дословно – преступления, вызывающие беспокойство.

Одним из элементов современной доктрины управления полицией являются эффективные механизмы ответственности, которые возлагаются на полицейскую администрацию за состояние правопорядка, соответствие полицейских целей интересам и ожиданиям населения, соблюдение прав и свобод личности, соблюдение законности в процессе деятельности полиции. Механизм ответственности полицейских руководителей обеспечивается реальным воплощением принципов “правового государства” в западных обществах, независимостью судебной власти и прокуратуры, реализацией принципа “сдержек и противовесов” в построении правоохранительных систем США и Западной Европе (в США - полиция и ФБР, в Западной Европе - полиция и жандармерия, карабинеры), высокой гражданской активностью населения цивилизованных стран, наличием эффективных механизмов гражданского контроля (системы обжалования действий или бездействий сотрудников полиции), внутреннего контроля, выборностью полицейских руководителей в некоторых странах (в США шериф – избираемое лицо; в Великобритании полицейские власти – избираемый орган управления полицией), зависимостью от собираемых налогов. В отношении собираемых налогов необходим комментарий: это верно для стран, где полиция полностью или частично финансируется из местного бюджета (США, Великобритания) или в небольших странах Европы (Бельгия и т.д.). Проводимые исследования показали, что там, где уровень удовлетворения населения работой полиции высок, увеличение налогов на содержание полиции не вызывает негодования – налогоплательщики относятся с понимаем и одобрением к необходимости увеличения финансирования полиции. Напротив, снижение уровня удовлетворения деятельностью полиции сопровождается как правило требованиями (через оппозиционных политиков, средства массовой информации) снизить налоги и соответственно финансирование полиции.