Смекни!
smekni.com

Черноморская деревня в условиях НЭПА. (Социально-экономический аспект) (стр. 2 из 8)

В этот период идет возрождение северокавказской исторической школы. В работах М.И. Овчинниковой, Е.А. Осколкова, Я.А. Перехова, П.Г. Чернопицкого, В.Е. Щетнева рассматриваются проблемы социально-экономических отношений и аграрной политики в северокавказской деревне в 1920-е годы[18]. В основном эти исследования ограничиваются районами Дона, Кубани, Ставрополья и национальными областями Северного Кавказа. В сфере внимания черноморских историков и краеведов по-прежнему были революционные события, описание лечебных факторов городов-курортов, а также развитие цементной промышленности и транспортной сферы[19].

В целом, работы, опубликованные в период в конце 1950-х – середины 1980-х гг., обогатили историческую науку разнообразным фактическим материалом, несмотря на то, что оценка событий давалась в традициях марксистско-ленинской идеологии.

Четвертый этап развития историографии начинается в годы «перестройки» – со второй половины 1980-х гг. и продолжается по сегодняшний день. В процессе изучения материалов, ранее скрытых от науки под грифом «совершенно секретно» и освобождения от марксистко-ленинских догм изменились концепции исторического развития советского общества. В ходе дискуссий об альтернативах сталинской коллективизации историки обращаются к периоду НЭПа. В работах, вышедших в конце 1980-х гг., НЭП рассматривается как ленинский план наиболее быстрого и эффективного перехода к социализму, а «великий перелом» объясняется личной волей И.В. Сталина[20]. Со временем выявляются другие причины свертывания НЭПа, которые заключались, прежде всего, в неадекватности экономических преобразований политическому строю в стране[21].

Большой вклад в развитие аграрной истории внесли теоретические семинары начала 1990-х гг., где обсуждались современные концепции аграрного развития. Материалы семинаров публиковались на страницах журнала «Отечественная история» и, таким образом, широкие научные круги получили возможность ознакомиться не только с новыми взглядами на аграрную историю, но и с работами западных ученых-крестьяноведов[22]. Опыт исследовательской и методологической работы отечественных историков-аграрников и зарубежных крестьяноведов обобщен в хрестоматии «Великий незнакомец», составленной Т. Шаниным и опубликованной в 1992 г. под редакцией А. В. Гордона. В ней содержатся статьи и фрагменты работ не только современных ученых, но и основателей разных исторических школ и направлений – К. Маркса, А.В. Чаянова и др.[23].

На данном этапе публикуются работы Л.В. Милова и Л.В. Даниловой, в которых исследуется влияние природного фактора на развитие крестьянских хозяйств[24]. Научные и методологические результаты, полученные указанными авторами, помогли диссертанту выявить факторы, определившие особенности организации и производства крестьянских хозяйств в географической среде северо-восточного Черноморья.

Как и в 1920-е годы внимание ряда исследователей привлекает проблема кооперирования мелких крестьянских хозяйств. В работах, опубликованных на рубеже 1980-1990-х гг. этот процесс рассматривался, как правило, с точки зрения реализации ленинского кооперативного плана[25]. В 2002 г. вышла в свет монография Л.Е. Файна, в которой автор выделил этапы развития кооперации в период с 1861 г. по 1930 г. и дал качественно новую оценку каждому из них[26]. На основе выводов Л.Е. Файна диссертант оценивал задачи и методы реализации кооперативной политики в черноморской деревне в годы НЭПа.

В 1990 – нач. 2000-х гг. в рамках Симпозиума по аграрной истории Восточной Европы продолжается изучение проблем функционирования крестьянского двора и сельскохозяйственного производства в отдельных регионах страны. Работы Л.В. Алексеевой, М.Н. Глумной, Е.Г. Ивановой, В.А. Ильиных, В.А. Филимонова, а также монография вологодского историка В.А. Саблина, в которой рассматриваются особенности экономики крестьянского двора на Европейском Севере, имеют большую значимость для нашего исследования, т.к. формируют методологию изучения социально-экономического развития сельских поселений с учетом их региональной специфики[27].

На данном этапе северокавказская историография пополнилась рядом работ, которые дают представление об особенностях развития казачьего и крестьянского населения края в годы НЭПа, а также методах государственного регулирования, применявшихся в отношении северокавказской деревни[28]. Но проблематика данных исследований оставляет в стороне углубленное изучение специфики социально-экономического развития черноморской деревни. С начала 1990 г. в рамках научных конференций началось формирование новой концепции истории Краснодарского края. На рубеже 1990-2000-х гг. выходят в свет обобщающие труды по истории края[29]. Однако материалы, содержащиеся в них, в основном посвящены Кубани, а историческое прошлое Черноморья освещается фрагментарно. Некоторые проблемы развития Черноморского округа в годы НЭПа нашли отражение в научных статьях и диссертационных работах кубанских исследователей – В.Е. Щетнева, А.Ю. Рожкова, Н.Г. Клименко, Ю.Б. Рагер и др.[30] В основном история Черноморского побережья воссоздается усилиями новороссийских и сочинских краеведов и историков[31].В 2000 г. вышла в свет монография И.А. Тверитинова «Социально-экономическое развитие Сочинского округа во второй половине XIX – начале XX вв.», которая, по сути, явилась прорывом в процессе научного познания социально-экономической истории Черноморья[32]. Проблемы заселения сельских местностей Черноморья и имущественного расслоения крестьянства, а также демографическая ситуация в Черноморском округе в начале 1920- х гг. рассмотрены в отдельных главах и параграфах монографии А.А. Черкасова и кандидатской диссертации В.В. Соловьевой[33]. В начале 2000-х гг. опубликованы этнографические исследования, посвященные национальным меньшинствам российского Черноморья[34]. Относительно краеведческих работ необходимо отметить, что они носят, как правило, информационно-познавательный характер и не могут быть соотнесены с научно-академическими исследованиями.

Приведенный выше историографический обзор позволяет сделать вывод о довольно низкой степени изученности истории черноморской деревни в годы НЭПа. Настоящая диссертационная работа призвана восполнить этот пробел и внести определенный вклад в изучение истории Черноморского побережья Краснодарского края.

Цель и задачи исследования. Исходя из степени изученности темы, целью работы является комплексное изучение социально-экономического развития сельских поселений Черноморского округа в условиях новой экономической политики.

Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

1. Выяснить влияние географического фактора на формирование отраслевой структуры крестьянских хозяйств и национального состава сельского населения Черноморья.

2. Рассмотреть изменения, которые произошли в численности, половозрастной и социально-профессиональной структуре населения черноморской деревни в годы НЭПа.

3. Изучить национальный состав населения и уровень культурного развития основных народностей.

4. Исследовать особенности организационно-производственной деятельности крестьянских хозяйств Черноморья.

5. Проанализировать социальную дифференциацию крестьянских хозяйств округа.

6. Выявить основные направления государственного регулирования социально-экономического развития черноморской деревни, их этапы, цели, методы осуществления и результаты.

Методологической основой диссертационного исследования являются принципы историзма и объективного подхода к изучению поставленных задач. Это позволяет комплексно исследовать явления и процессы в историческом развитии черноморской деревни 1920-х гг., выявляя причинно-следственные связи в их эволюции на основе фактов, зафиксированных в исторических источниках. В работе над диссертацией использовались историко-типологический и историко-сравнительный методы, посредством которых выявлены общие и особенные черты в развитии экономики и социальной структуры сельских местностей Черноморья по сравнению с другими регионами страны, а также рассмотрена специфика социально-экономического развития отдельных районов округа. Для обработки и анализа данных статистических источников применялся статистический метод.

Источниковая база настоящего исследования представлена следующими группами исторических источников: директивные документы центральных партийных органов (резолюции и материалы партийных съездов и конференций, постановления и циркуляры Центрального комитета партии); документы центральных органов государственного управления (декреты, законы, постановления и распоряжения Всероссийского Центрального Исполнительного Комитета, Совета Народных Комиссаров и Наркомата Земледелия РСФСР); документы партийных и советских органов Северо-Кавказского края (постановления, распоряжения, циркуляры, стенограммы и протоколы съездов, Бюро и заседаний краевых партийных органов и органов исполнительной власти, справки, отчеты, деловая переписка и др.); документы окружных и районных партийных и государственных органов (материалы местных съездов Советов и беспартийных крестьянских конференций, постановления, распоряжения, справки, отчеты, материалы обследований сельских поселений Черноморского округа и др.); статистические источники – материалы статистического сборника «Население и хозяйство Кубано-Черноморской области за 1920-1923 гг.», крестьянских бюджетов Северо-Кавказского края за 1924-1925 гг., Всесоюзной переписи населения 1926 г., весенних 10-ти процентных опросов крестьянских хозяйств Северо-Кавказского края за 1925-1927 гг. и др.; мемуарные источники; материалы краевой, окружной и районной периодической печати.