Смекни!
smekni.com

Установление отцовства в судебном порядке (стр. 4 из 5)

Так, в отношении детей, родившихся после введения в действие СК (т.е.1 марта 1996 г. и позднее этой даты), суд должен принимать во внимание доказательства, указанные в ст.49 СК РФ. В отношении же детей, родившихся до введения СК в действие (т.е. в период с 1 октября 1968 г. до 1 марта 1996 г), суд, решая вопрос об отцовстве, должен руководствоваться ч.2 ст.48 КоБС.

В связи с тем что ст.48 КоБС РСФСР будет еще долго применяться в судебной практике, рассмотрим подробнее обстоятельства, предусмотренные ст.48 КоБС. Это, во-первых, совместное проживание и ведение общего хозяйства. Под совместным проживанием матери и предполагаемого отца ребенка понимается: проживание матери и ответчика в одном жилом помещении, совместное питание, взаимная забота друг о друге, приобретение имущества для совместного пользования и т.д. Ведение общего хозяйства - это затраты средств и труда обоих или одного из совместно проживающих лиц, направленные на удовлетворение общих семейно-бытовых потребностей (приготовление пищи, стирка, уборка, закупка продуктов питания и т.д.).

Такое совместное проживание должно иметь место до рождения ребенка. Из этой формулировки, однако, не следует, что совместное проживание должно было продолжаться до самого момента рождения ребенка. Достаточно, чтобы родители проживали какое-либо время совместно и вели при этом общее хозяйство. Совместное проживание может не совпасть со временем зачатия ребенка. Ситуации, при которых совместная жизнь начинается после вступления в близкие отношения, не так уж редко встречаются в жизни.

Не исключено также, что отцовство по данному основанию может быть установлено в случаях, когда мужчина и женщина не проживали совместно по объективным причинам (отсутствие собственного жилья, проживание в разных общежитиях), но фактически семья сложилась, и они вели общее хозяйство в специфических условиях и формах.

Так, если будет доказано, что ответчик регулярно приходил к истице, ночевал у нее (или наоборот), они вместе питались, приобретали вещи для совместного пользования, ответчик высказывал намерение узаконить фактически сложившиеся семейные отношения и т.п. - суд вправе сделать вывод о наличии оснований для установления отцовства.

Что же касается фактов взаимных посещений сторонами друг друга в целях проведения досуга (просмотр видеофильмов, компьютерные игры и т.п.), совместного питания (но не за счет общих средств, а на долевых началах) или случаев интимной близости истицы и ответчика, то они не могут являться основанием установления отцовства, так как не свидетельствуют об их совместном проживании и ведении общего хозяйства в том смысле, который вкладывает в это понятие закон.

Совместное проживание и ведение общего хозяйства ответчиком с матерью ребенка до его рождения может быть подтверждено как свидетельскими показаниями, так и другими доказательствами.

Во-вторых, участие предполагаемого отца в воспитании либо содержании ребенка. Закон не требует, чтобы одновременно имели место и воспитание ребенка, и содержание ребенка. Достаточно наличия хотя бы одного из них. Отец может не участвовать в расходах по содержанию ребенка, но принимать участие в его воспитании, и наоборот, отец может не воспитывать ребенка, но давать средства на его содержание.

Совместное воспитание ребенка может иметь место в тех случаях, когда ребенок проживает с матерью и ответчиком или ответчик общается с ребенком, проявляет о нем родительскую заботу и внимание (совместный отдых, игры, ответчик приводит или забирает ребенка из детского сада, встречает его при возвращении из школы, организует ребенку летний отдых).

Под совместным содержанием ребенка матерью и ответчиком следует понимать нахождение ребенка на их совместном иждивении или оказание ответчиком систематической помощи в содержании ребенка, независимо от размера этой помощи. Единичные факты оказания им помощи или подарки не могут рассматриваться как участие в содержании.

Содержание ответчиком ребенка может быть подтверждено как письменными доказательствами (квитанциями о переводе денег, справками и счетами об оплате товаров и услуг и т.п.), так и иными доказательствами, включая свидетельские показания.

В-третьих, если указанные выше обстоятельства не будут выявлены, иск об установлении отцовства может быть удовлетворен лишь в том случае, если будут представлены доказательства, с достоверностью подтверждающие признание ответчиком отцовства. К таким доказательствам могут относиться письма, анкеты, заявления ответчика и другие фактические данные. Признание предполагаемым отцом своего отцовства может подтверждаться также вещественными доказательствами, показаниями свидетелей и заключениями экспертов.

Закон не ограничивает возможность установления отцовства лишь теми случаями, когда признание было сделано ответчиком после рождения ребенка. Оно может быть сделано как в период беременности матери, так и после рождения ребенка.

Установление одного из перечисленных в ст.48 КоБС обстоятельств само по себе еще не подтверждает с бесспорностью происхождение ребенка от данного лица. Поэтому ответчик вправе представить любые доказательства, опровергающие его отцовство. Так, в тех случаях, когда будет установлено совместное проживание и ведение общего хозяйства, ответчик может доказать, что отсутствовал в течение времени, совпадающего с временем зачатия ребенка, что он не способен к оплодотворению и т.п.

В случаях, когда установлен факт признания отцовства, ответчик может представить доказательства, что уже после признания ему стали известны обстоятельства, исключающие его отцовство, и т.п. Поэтому при возражении ответчика против предъявленного к нему иска суд, кроме установления одного из перечисленных в ст.48 КоБС обстоятельств, должен дополнительно исследовать вопрос о действительном происхождении ребенка, используя для этого любые доказательства, представленные сторонами или истребованные самим судом. В необходимых случаях могла быть назначена судебно-медицинская экспертиза.

Рассмотренные обстоятельства применяются в отношении детей, родившихся до 1 марта 1996 г., но они могут быть приняты во внимание судом и при установлении отцовства в отношении детей, родившихся после 1 марта 1996 г. Однако эти основания уже не будут иметь обязательного характера для суда по сравнению с иными доказательствами, т.е. они не могут быть признаны обстоятельствами, с достоверностью подтверждающими отцовство лица.

Редакция ст.48 КоБС РСФСР не исключала установления факта происхождения ребенка по отцу и в случаях, когда предполагаемый отец родившегося вне брака ребенка умер. Общими с фактом признания отцовства условиями установления факта отцовства служили, во-первых, смерть предполагаемого отца ребенка, причем, как и в первом случае, дата смерти не имела никакого правового значения; во-вторых, отсутствие зарегистрированного брака между этим лицом и матерью ребенка.

Что же касается установления факта отцовства, то Пленум Верховного Суда РФ разъяснил в п.5 Постановления от 25 октября 1996 г., что СК РФ, так же как и КоБС РСФСР, не исключает возможности установления происхождения ребенка от лица, не состоящего в браке с его матерью, в случае смерти этого лица суд вправе в порядке особого производства установить факт отцовства. Такой факт может быть установлен в отношении детей, родившихся 1 марта 1996 г. и позднее, при наличии доказательств, с достоверностью подтверждающих происхождение ребенка от данного лица (ст.49 СК РФ), т.е. те же доказательства, что и при установлении отцовства в исковом производстве. А в отношении детей, родившихся в период с 1 октября 1968 г. до 1 марта 1996 г. - при наличии доказательств, подтверждающих хотя бы одно из обстоятельств, перечисленных в ст.48 КоБС РСФСР, т.е. которые до введения нового СК РФ учитывались судами при установлении отцовства в исковом производстве.

Чтобы разграничить эти две категории дел - по установлению факта отцовства и факта признания отцовства можно прибегнуть к следующей таблице.

Факт признания отцовства Факт отцовства
В отношении детей, родившихся до 1 октября 1968 г. (при условии что предполагаемый отец признавал себя отцом ребенка и ребенок находился на иждивении отца). В отношении детей, родившихся в период с 1 октября 1968 г. до 1 марта 1996 г. (устанавливаются обстоятельства, перечисленные в ст.48 КоБС РСФСР).
В отношении детей, родившихся 1 марта 1996 г. и позднее (при наличии доказательств признания предполагаемым отцом своего отцовства). В отношении детей, родившихся 1 марта 1996 г. и позднее (при отсутствии доказательств признания предполагаемым отцом своего отцовства, но при наличии доказательств, с достоверностью подтверждающих происхождение ребенка от конкретного лица (ст.49 СК РФ)).

Лица, имеющие право обратиться в суд с заявлением об установлении отцовства (ст.49 СК РФ).

Таким образом, из выше изложенного можно сделать вывод, что для возможности положительного разрешения дела об установлении отцовства достаточно установить, что родители какое-то время от момента зачатия до рождения ребенка проживали совместно и вели общее хозяйство. Совместное проживание и ведение общего хозяйства ответчиком с матерью ребенка до его рождения может быть подтверждено как свидетельскими показаниями, так и другими доказательствами. Закон не ограничивает возможность установления отцовства лишь теми случаями, когда признание было сделано ответчиком после рождения ребенка.

Заключение

Установление отцовства в судебном порядке регулируется ст.49 СК РФ.

Установление отцовства влечет необходимость несения отцом определенных законом обязанностей, возникающих в связи с рождением ребенка. Поэтому далеко не все мужчины при рождении ребенка у не состоящей с ними в браке женщины добровольно признают свое фактическое отцовство, уклоняясь от его "оформления" путем подачи заявления об установлении отцовства в орган загса. Это нередко приводит к установлению происхождения ребенка от конкретного мужчины (отцовства) в судебном порядке по требованию заинтересованных лиц.