Смекни!
smekni.com

Установление фактов имеющих юридическое значение (стр. 2 из 3)

Для установления факта нахождения в целях оформления права на на­следство необходимо, чтобы иждивенец был нетрудоспособным ко дню смерти наследодателя и находился на иждивении наследодателя не менее года до дня его смерти.

При установлении факта нахождения на иждивении для возмещения вреда в случае потери кормильца суды должны учитывать, что согласно закону право на возмещение вреда не связано ни с наличием родственных отношений между иждивенцем и кормильцем, ни со сроком нахождения на его иждивении (п. 4 ч. 5 постановления Пленума Верховного Суда СССРот21 июня 1985 г.).

Установление факта регистрации рождения, усыновления (удочерения), брака, развода и смерти. Необходимо обратить внимание на то, что в данном случае речь идет не об установлении самих фактов рождения, брака, а об их регистрации в органах записи актов гражданско­го состояния. Обращение в суд с заявлением допускается в случае пред­ставления заинтересованным лицом доказательств, подтверждающих не­возможность получения или восстановления такой записи (например, ут­рата архива, отказ органа загса в восстановлении необходимой записи), а также в случае, если соответствующая запись может быть восстановлена только на основании решения суда об установлении факта регистрации акта гражданского состояния.

Законодательством предусмотрен различный порядок установления факта регистрации рождения и порядок установления возраста заявителя. Определение возраста при восстановлении утраченных записей о рожде­нии производится в соответствии с п. 18 Основных положений, опреде­ляющих порядок изменения, восстановления и аннулирования записей ак­тов гражданского состояния, порядок и сроки хранения актовых книг, ут­вержденных постановлением Совета Министров СССР от 10 декабря 1976 г. № 10061. При этом необходимо обратить внимание на то, что ре­шение комиссии о возрасте заявителя может быть обжаловано в суд.

Следует отличать установление факта регистрации смерти (п. 3 ст. 247 ГПК) от факта смерти лица в определенное время (п. 8 ст. 247 ГПК). В первом случае речь идет о невозможности получения или восстановле­ния документа органа загса о регистрации смерти. Во втором случае в ре­гистрации события смерти органами загса было отказано в силу ст. 159 КоБС РСФСР, чем и было вызвано обращение заявителя в суд.

Установление факта состояния в фактических брачных отноше­ниях. Установление данного факта может иметь место только в том слу­чае, если эти отношения возникли до издания Указа Президиума Верхов­ного Совета СССР от 8 июля 1944 г. и существовали до смерти (или про­пажи без вести на фронте) одного из лиц, состоявших в таких отношени­ях. Согласно данному Указу только зарегистрированный в органах загса брак порождает права и обязанности супругов. Лица, которые вступили в фактические брачные отношения до издания Указа, при взаимном согла­сии могли оформить свои отношения путем регистрации брака с указани­ем срока совместной фактической жизни. В случае смерти или пропажи без вести на фронте одного из супругов факт состояния в фактическихбрачных отношениях, возникших до 8 июля 1944 г., может быть установ­лен в судебном порядке в рамках особого производства. Одновременно с установлением указанного факта по просьбе заявителя может быть уста­новлен и факт нахождения заявителя на иждивении умершего либо про­павшего без вести.

В соответствии с п. 6 постановления Пленума Верховного Суда СССР от 21 июня 1985 г. суд не вправе рассматривать заявление об установле­нии факта нахождения в фактических брачных отношениях, возникших после 8 июля 1944 г.

1.3 Установление факта принадлежности правоустанавливающих документов.

Эта категория дел связана с установлением ошибки в доку­ментах, которая уже не может быть исправлена органом, выдавшим дан­ный документ. Вследствие этого суды должны требовать от заявителя представления доказательств о том, что правоустанавливающий документ принадлежит ему и что организация, выдавшая документ, не имеет воз­можности внести в него соответствующее исправление.

Не подлежат судебному рассмотрению заявления об установлении факта принадлежности лицу профсоюзного билета, военного билета, удо­стоверения личности военнослужащего, паспорта, свидетельств, выдавае­мых органами загса, удостоверения к ордену или медали, поскольку дан­ные документы носят личный, а не правоустанавливающий характер. Ошибки, имеющиеся в таких документах, могут быть исправлены выдав­шими их органами н организациями. В случае их отказа в исправлении ошибки заявитель может обратиться в суд. Так, ошибки в записи акта гражданского состояния исправляются в соответствии с разделом I Ос­новных положений, определяющих порядок изменения, восстановления и аннулирования записей актов гражданского состояния, порядок и сроки хранения актовых книг (утверждены постановлением Совета Министров СССР от 10 декабря 1976 г. № 1006)1 органами загса. Отказ органа загса в исправлении записи может быть обжалован в суд и рассмотрен им в со­ответствии со ст. 268-270 ГПК в порядке особого производства, а при на­личии спора - в исковом порядке2.

Пленум Верховного Суда СССР в постановлении от 21 июня 1985 г. (п. 7) разъяснил, что суды вправе рассматривать дела об установлении

факта принадлежности гражданам справок о ранениях, нахождении в гос­питале в связи с ранением, извещений воинских частей, военкоматов и других органов военного управления о гибели или пропаже без вести гра­ждан в связи с обстоятельствами военного времени, поскольку данные до­кументы не относятся к числу личных.

Резолютивная часть решения по делам об установлении факта принад­лежности правоустанавливающих документов должна содержать: указа­ние отличительных признаков документа (наименование, кем и на чье имя выдан, дата выдачи, номер и т. п.); фамилию, имя, отчество лица (по пас­порту или свидетельству о рождении), которому принадлежит документ.

1.4 Установление факта владения строением на праве собственности.

Данный факт, а также факт владения какой-либо другой вещью (например, квартирой) устанавливается судом в том случае, если у заяви­теля имелся правоустанавливающий документ о принадлежности вещи, но он был утрачен, и указанный факт не может быть подтвержден во внесу­дебном порядке.

Факт владения строением или другой вещью по общим правилам ус­танавливается в административном порядке. Однако в целях защиты пра­ва заявителя на принадлежащее ему имущество данный факт может быть подтвержден в судебном порядке. В связи с этим заявлением об установ­лении факта владения той или иной вещью (в частности, строением) должны быть приведены доказательства, свидетельствующие о невоз­можности его восстановления в административном порядке.

Одновременно с этим в заявлении об устранении факта владения ве­щью должны быть указаны доказательства, которые бы подтверждали, что соответствующие документы на данную вещь у заявителя имелись. В качестве таких доказательств могут выступать показания свидетелей, письменные доказательства.

Пленумом Верховного Суда СССР от 21 июня 1985 г. было разъясне­но, что в порядке особого производства не подлежат рассмотрению в суде заявления об установлении факта владения строением на праве собствен­ности, если строение:

· не закончено строительством или не принято в эксплуатацию;

· зарегистрировано ранее на имя другого лица;

· приобретено заявителем по ненадлежаще оформленной сделке;

· самовольно возведено.

1.5Установление факта несчастного случая.

В данном случае речь идет о несчастном случае на производстве. Порядок установления таких случаев регулируется Положением о расследовании и учете несчастных случаев на производстве, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации № 558 от 3 июня 1995 г.1. Согласно данному По­ложению контроль за правильные и своевременным расследованием не­счастных случаев осуществляют профсоюзные комитеты.

Суд устанавливает факт несчастного случая лишь тогда, когда воз­можность его установления во внесудебном порядке исключается, что должно быть подтверждено соответствующим документом. Заявление об установлении факта несчастного случая принимается к производству суда в случаях, когда: акт о несчастном случае вообще не составлялся и соста­вить его в данное время невозможно; акт был составлен, но впоследствии утрачен и восстановить его во внесудебном порядке не представляется возможным; при составлении акта была допущена ошибка, препятствую­щая признанию факта несчастного случая, и исправить эту ошибку во внесудебном порядке оказалось невозможным (п. 9 постановления Пле­нума Верховного Суда СССР от 21 июня 1985 г.).

Следует обратить внимание, что юридическое значение имеет лишь несчастный случай, повлекший за собой трудовое увечье. Перечень таких случаев установлен в Законе «О государственных пенсиях в РСФСР» от 2 ноября 1990 г. (с последующими изменениями).

Устанавливая факт несчастного случая, суд не вправе определять при­чины и степень утраты трудоспособности; причины, группу и время на­ступления инвалидности.

При установлении факта несчастного случая в резолютивной части решения следует отразить: время и место несчастного случая; фамилию, имя и отчество лица, с которым произошел несчастный случай; связь не­счастного случая с производством.

Установление факта смерти лица в определенное время и при оп­ределенных обстоятельствах. Порядок регистрации смерти в органах загса регулируется соответствующими нормами раздела VIII Инструкции о порядке регистрации актов гражданского состояния в РСФСР от 17 ок­тября 1969 г. с последующими изменениями и дополнениями2. Если орган загса отказал в регистрации события смерти по причине пропуска уста­новленного в законе срока обращения в органы загса, отсутствия доку­ментов, подтверждающих событие смерти, то возможно обращение в суд с заявлением об установлении факта смерти лица в определенное время и при определенных обстоятельствах (п. 8 ст. 247 ГПК). Заявителем должен