Смекни!
smekni.com

Три Донбасса (стр. 3 из 5)

В 1603 году большие группы донецких казаков участвовали в походе Лжедмитрия I на Москву. В 1606-1607 гг., по призыву самозванца Михаила Молчанова, в составе войск Ивана Болотникова – Ильи Гончарова («Илейки Муромца») они с боем взяли царскую резиденцию Василия IY Ивановича Шуйского (1606-1610 гг.) - подмосковное село Коломенское. В 1608 г. донецкие казаки присоединились к войску «Тушинского вора», Лжедмитрия II (убит на охоте 22 декабря 1610 года крещеным татарином Петром Урусрвым). В 1611 г., в составе первого русского ополчения (дворянина Прокопия Ляпунова, князя Дмитрия Трубецкого и атамана Ивана Заруцкого), донецкие казаки участвовали в неудачной осаде столицы Московского царства, оккупированной (с 21 сентября 1610 по 26 октября 1612 года) поляками Александра Гонсевского (поляков впустили в город Прокопий Ляпунов с боярами, сместившие 17 июля 1610 г. «выборного самодержца» Василия Шуйского). Весной 1611 года Иван Заруцкий пытался организовать покушение на воеводу второго русского ополчения Дмитрия Пожарского. Весной 1613 года, вместе с царицей Мариной Мнишек и ее сыном от Лжедмитрия II («Воренком»), он скрывался в Астрахани, в дельте Волги. Однако 24 июня 1614 г. все действующие лица этой трагедии были захвачены на острове Медвежьем на Яике-Урале и, весной 1615 г., тайно умерщвлены в Москве. 21 февраля 1913 года казаки Дмитрия Трубецкого ворвались на заседание Земского собора и обеспечили избрание Михаила I Федоровича (Романова) на российский престол. В 1637 году «запорожцы» и «донцы» овладели турецкой крепостью Азовом (древними Танаисом и Азаком) в устье Дона и положили ее к стопам «белого царя» Михаила I Федоровича (1613-1645 гг.). Михаил I Федорович, однако, по совету отца, патриарха Филарета-Федора Никитича Романова (ок.1556, 1557-27 февраля 1637 гг.) «казацким государем» стать не пожелал и, заручившись приговором Земского Собора, в 1642 году отказался принять Азов «под высокую государеву руку». В п.пол. XYII в. казаки из Азова были эвакуированы, крепость - возвращена туркам, и снова, «большой» – в том числе, и донецкой – «кровью», взята уже внуком Михаила I Федоровича, Петром I Алексеевичем (1682-1725 гг.). Взята была в тяжелейших осадах 1695 и 1696 гг. В результате политических интриг 1642 года, выход для «чаек» донских и днепровских «промышленников» в Азовское и Черное моря более, чем на полстолетия, до 1696 г., оставался заперт, и в сер.-вт.пол. XY вв. казачья агрессия оказалась направленной отчасти - на Каспий (В Персию-Иран), на Кавказ и в Поволжье, но, главным образом – в Поднепровье и Центральную Россию, Урал и (опираясь на завоевания 1581-1584 гг. казацкого атамана Ермака и, основанные в 1586-1587 гг., русские крепости Тюмень, Тобольск, а также – в 1619, 1628, 1665 гг., соответственно, - Енисейский, Красноярский, Селенгинский острог) в Восточную Сибирь. 1648-1653 гг. «запорожцы» под предводительством Богдана Хмельницкого установили контроль над громадной поднепровской Украиной. Однако, ходить в набеги с татарами и на татар на ослабленные в пер. пол. XYII в. Турцию и Персию и управлять страной, - задачи, все же, разного уровня, и в 1650-1653 гг. казаки Хмельницкого начали отправлять петиции к православному московскому царю с просьбой взять их, а вместе с ними, покоренную ими Украину, в российское подданство. В последние годы царствования Алексея I Михайловича Тишайшего (1645-1676 гг.), в 1669-1671 гг., «донцы» Степана Разина в очередной раз попытались установить контроль над государством российским. 4 июня 1671 года, после жестоких пыток на Лобном месте на Красной площади в центре Москвы (его били кнутом, клали на горящие угли, жгли раскаленным железом, проч.) Степан Разин был четвертован. Последний крупный всплеск казачьего своеволия пришелся первую половину царствования Екатерины II Алексеевны Великой (Софии Фредерики Августы Анхальт-Цербстской, 1762-1794 г.), а именно: на годы крестьянской войны 1773-1775 гг.под предводительством яицкого (уральского) казака Емельяна Пугачева (казнен 10 января 1775 года на Болотной площади в Москве, после чего река Яик царским указом была переименована в Урал). После 1775 года с «южнославянской татарщиной», по большому счету, было покончено: казаки XIX-XX вв. полностью утратили изначальное этнокультурное своеобразие и превратились в одно из привилегированных сословий Российской империи - верных охранителей царского режима.

***

Первые славянские поселения (анты: пеньковская археологическая культура) возникли в Донбассе в Y-YII в.н.э. на левом берегу Северского Донца (поселение у села Богородичное Славянского района). Начиная от Киевской Руси IX в. вплоть до возвышения Московского княжества в кон. XIY-XY вв., донецкие славяне селились преимущественно у Торских озер и Северном Поддонцовье. С превращением Москвы в централизованное государство, с началом закрепления крестьян в Великом княжестве Литовском в XV-XYI вв. и в результате Русско-Литовской войны 1500-1503 гг., началась вторая, после Киевской Руси, собственно славянская (не казаческая) колонизация Донецких территорий. Так, к 20–м годам XYI века относится первое письменное упоминание о поселении монахов-отшельников в меловых горах на правом берегу Северского Донца, в районе современного Святогорска. В русских источниках XVI-начала XYII вв. можно обнаружить росписи донецких сторож по Северскому Донцу и Тору, а также сведения об «охочих людях» (сезонных рабочих) на торских солеварнях из Белграда, Оскола, Ельца, Курска, Ливен, Валуек и Воронежа (см., напр.: рассказ валуйчанина Поминко Котельникова о донецких соляных варницах от 1625 года). После сожжения Москвы «крымчаками» Девлет-Гирея в мае 1571 года, воевода Ивана IY Грозного (1530-1584 гг.) князь Михаил Воротынский начал строить в этих краях систему острогов и засек, призванных охранить рубежи земли русской от разгула степной вольницы (Коломацкая, Обишанская, Бакалийская, Изюмская, Святогорская, Бахмутская, Айдарская сторожи). Так в Донбассе появились стрельцы-московиты. Через двадцать лет, возведенный в 1599 году по приказу Бориса Годунова (1598-1605 гг.) в месте впадения реки Оскол в Северский Донец город Царево-Борисов (сожжен татарами), вплоть до начала польской интервенции 1604 года и восстания Ивана Болотникова 1606-1607 гг., выполнял роль координирующего центра южнорусской пограничной линии. Во вт. пол. XYII- пер. дес. XVIII вв., московиты настойчиво (не их ли примеру в п.п. XIX в. следовал генерал А.П.Ермолов в многолетней борьбе за Кавказ?), в 1673, 1679 и 1684 гг. возобновляли в Донбассе строительство оборонных сооружений: Маяцкого острога, Изюмской и Торкой оборонительных линий. На донецкие остроги и городки опирались фаворит Софьи I Алексеевны (1682-1689 гг.) князь Василий Голицын в бесславных крымских походах 1687 и 1689 гг. и Петр I Алексеевич Великий (1682-1725 гг.) в тяжелой азовской кампании 1695 - 1696 гг., а также в сражениях с войском короля Шведского Карла XII (1682-1718) на Украине в 1707-1709 гг. На осколках фортификационных сооружений боярина Михаила Воротынского, царского (Алексея I Михайловича) воеводы Бориса Протасова и харьковского полковника Григория Донца-Захаржевского (правление Федора II Алексеевича, 1676-1682 гг.), в годы регенства Софьи I Алексеевны, были основаны современные поселения Маяки (1663 г.), Райгородок (1684 г.) и – чуть позже, при малолетних Иване V и Петре I Алексеевичах, - Бахмут (1702 г., совр. Артемовск).

В вопросе о хронологии генезиса украинского (малороссийского) национального самосознания историки не имеют единого мнения. Тем не менее, ясно, что истоки российской государственности следует искать примерно в сер. XII в., в летописных сказаниях о переходе князя Андрея Боголюбского (1125-1157 гг.), сына Юрия Долгорукого (1125-1157 гг.), в пределы Владимиро-Суздальского княжества. Также понятно, что к сер. XYI в., быть может, в следствии катаклизмов «опричнины» и Смутного времени, Киев и Львов опережали Москву Ивана IY Васильевича Грозного (1533-1584), Михаила I Федоровича (1613-1645 гг.) и Алексея I Михайловича (1645-1676 гг.) в культурном отношении (см., напр., соч. о деятельности митрополита киевского, архимандрита Киево-Печерской Лавры, основателя Киевского братства Петра Могилы, 1596 – 1647, др.). Не случайно, во вт.пол. 1660 гг. именно в Киев и Львов бежали московские первопечатники: дьяк Иван Федоров (ок.1510-14 декабря 1583 гг.) и белорусский мастер Петр Мстиславец, в 1563 –1564 гг. основавшие в Москве на ул. Никольской печатный двор и 1 марта 1564 года выпустившие первую русскую печатную книгу «Апостол», (а затем, уже во Львове, - «Часослов» и «Букварь»). В 1649 году, по приглашению царя Алексея I Михайловича и его постельничего Федора Ртищего, из Киева прибыли в Москву иноки Киевского братства Епифаний Славинецкий (нач. XYII в. – 19 ноября 1675 года), иеромонах Арсений Сатановский, Данило Птицкий, Симеон Полоцкий (Самуил Петровский (Пиотровский)-Ситнианович; 1629-25 августа 1680 г.), подготовившие почву церковной реформы патриарха Никона (в миру - Никиты Минова, 1605-1671 гг.) и последующего раскола Русской православной церкви. Во вт. пол. XYII в. именно в Киево-Могилевскую академию, а не в университеты Италии и Германии направлял дьяков московского Тайного приказа на учебу (скажем, Ивана Озерова) воспитатель («дядька») первенца Алексея Михайловича царевича Алексея, основатель Славяно-Греко-Латинской академии, что на Воробьевых Горах, Федор Ртищев (1625 – 1673 гг.). В XYII-XYIII вв. выпускниками именно этой, «украинской» Славяно-Греко-Латинской академии стали выдающиеся российские ученые Михайло Ломоносов, Петр Постников, Степан Крашенинников, Андрей Брянцев, Иван Каргопольский и многие другие. Ученик Симеона Полоцкого Сильвестр Медведев (в миру – Симеон Агафонникович, 1641-1691 гг., казнен, как участник заговора Софьи Алексеевны) пользовался особым расположением князя Василия Голицына (1643-1714 гг.) и царевны-регенши Софьи Алексеевны (1658-1704). Идеологами петровских преобразований пер.чет. XYIII в. были выдающиеся выходцы из Украины Феофан Прокопович (1681-1736 гг.), Стефан Яворский (1658—24 ноября 1722), Арсений Сатановский. В 50-е гг. XYIII ст. из десяти членов российского Священного Синода – девять были выходцами из Малоросии. В конечном счете, к началу XYIII в., в следствии церковной реформы патриарха Никона (интересно, что, после фактического отстранения от власти 1658 г. Никон-Никита даже пытался бежать на Украину!) и обширной реформаторской деятельности Петра I Алексеевича Великого, традиционная московская культура XY-нач. XYIII вв., по существу, оказалась вытесненной в старообрядческие скиты. На смену старомосковской культуре в Северо-Восточную Русь пришла культура украинская (малороссийская). В п.п. XYIII в. на фундаменте малороссийской культурной традиции, периодическими культурными интервенциями из стран Западной Европы, формировалась общенациональная народная культура Российской империи XYIII-XX вв.