Смекни!
smekni.com

Королевство Кастилии и Леона в XI - XIII вв. Реконкиста (стр. 2 из 5)

С этого момента начинается период, характерный для военной деятельности Сида. За пределами родины, окруженный своим немногочисленным войском, он ищет богатства и почестей, предлагая свой меч различным мусульманским владыкам. Подобно многим кастильским и леонским рыцарям, он переходит к мусульманскому эмиру Саррагосы аль-Моктадиру и на службе эмира ведет войну с различными мавританскими вождями. После неудачной попытки к примирению с Альфонсом VI Сид возвращается в Сарагосу, к сыну аль-Моктадира, и под его знаменами ведет войну с мавританским эмиром Валенсии, которому помогали христианский монарх Арагона Санчо Рамирес и граф Барселонский Беренгер-Рамон II. Родриго одерживает победу над союзниками (1082 г.), и слава о нем распространяется по всей мусульманской Испании. Имя «Сид» Родриго получил от мусульманских воинов; слово это происходит от арабского сеид, господин. В испанском эпосе Родриго Диас именуется Mio Cid — мой Сид. Спустя несколько лет, когда кастильским войскам пришлось оставить территорию Валенсии (после битвы при Салаке), посаженный на валенсийский престол Альфонсом VI толедский экс-эмир аль-Кадир оказался лишенным поддержки. Между тем аль-Кадиру угрожали не только соседние эмиры, но и его собственные подданные. Аль-Кадир в 1086 г. заключил союз с эмиром Сарагосы, который отправил ему на выручку войска под водительством Родриго Диаса. Эти войска состояли из христианских и мусульманских отрядов. Несмотря на то что Сид, отправляясь в поход, состоял на службе у одного из эмиров, он действовал самостоятельно и заключил с аль-Кадиром договор, в соответствии с которым последний должен был выплачивать ему ежемесячную дань и разместить его войска в Валенсии. Кроме того, Сид обязывался вернуть аль-Кадиру престол. Сид действительно вернул ему трон, разгромив и обложив данью правителей и эмиров Тортосы, Альбаррасина, Альпуэнте и других городов. Когда же Альфонс VI двинулся к Валенсии и осадил ее, Сид в отместку опустошил кастильские земли в районе Нахеры и Калаорры.

Спустя несколько лет (1092 г.) в Валенсии произошло восстание под руководством кади ибн-Гехафа, который сверг с престола и убил аль-Кадира. Когда вести об этом дошли до Сида, он предпринял во главе христианских и мусульманских дружин поход против Валенсии и, осадив город, добился просьбы о мире со стороны валенсийцев, которые обязались платить ему большую дань. Однако вскоре Сид возобновил военные действия против Валенсии и разгромил союзника валенсийцев, альбаррасинского эмира, которого поддерживал арагонский король. В 1094 г. Сид захватил Валенсию. В Валенсии он правил как абсолютно независимый сеньор до самой своей смерти (1099 г.). Неоднократно Сид отражал нападения альморавидов, которые действовали в союзе с Педро I Арагонским. Данниками Сида были мавританские эмиры Альбаррасина, Альпуэнте, Мурвиедро и других областей. У Сида установились добрые отношения с Альфонсом VI, причем он не был зависим от кастильской короны.

После смерти Сида его супруга Химена (дочь графа Овьедского) пыталась удержаться в Валенсии, отражая нападения альморавидов; однако скоро она пришла к заключению, что не сможет без посторонней помощи отстоять город, и обратилась за поддержкой к Альфонсу VI (1101 г.), который действительно помог ей и заставил мавров снять осаду. Несмотря на этот успех, король сознавал, что в создавшихся неблагоприятных условиях (после поражения при Салаке) он не сможет удержаться в Валенсии — городе, расположенном так далеко от границ Кастилии. Поэтому войска Сида оставили город (1102 г.), предварительно разрушив и разорив его дотла, чтобы мусульмане могли найти на месте Валенсии одни лишь руины; таким образом окончило свое существование государство Сида.

Такова подлинная история Сида, по крайней мере, такой она представляется в свете известных нам фактов. К этому кастильские средневековые поэты, авторы народных романсов, арабские историки и народная фантазия добавили множество фантастических подробностей. Так возникла легенда о Сиде, к которой относятся версии о клятве в Сайта Кадеа, данной после событий в Саморе Сиду Альфонсом VI, о женитьбе графов Каррион на дочерях Сида, победе, одержанной Сидом после смерти и множество других преданий, рисующих совсем иным облик нашего героя и приписывающих ему подвиги, совершенные в другие времена и другими лицами.

Так как Альфонс VI не оставил наследника мужского пола, на престол вступила его дочь Уррака, вдова бургундского герцога Раймунда. Кастилия и Леон впервые увидели на троне женщину, да еще в такой период, когда по политическим обстоятельствам страна нуждалась в энергичном короле. Альморавиды теснили кастильцев на юге, и хотя им и не удалось овладеть Толедо, но они вскоре захватили Мадрид, Талаверу и другие пункты, и в этих условиях знать потребовала от Урраки, чтобы она вышла замуж за Альфонса I Арагонского, родственника королевы. После бракосочетания супруги были провозглашены королями Леона, Кастилии и Толедо, а несовершеннолетнему сыну Урраки от первого брака Альфонсу предоставлена была на правах независимого королевства Галисия.

Казалось, что союз монархов Арагона и Кастилии должен был принести стране немалые успехи и особенно успехи военные, принимая во внимание, что арагонский король носил прозвище «воитель». Однако Альфонс Арагонский, желая полновластно управлять Леоном и Кастилией, ставил в замках исключительно арагонских и наваррских алькайдов, что чрезвычайно раздражало местную знать и королеву. Положение еще более осложнилось, когда папа расторг брак Альфонса и Урраки из-за близкого родства между ними и стал угрожать им отлучением от церкви, требуя разлучения супругов. Высшее леонское и кастильское духовенство стало на сторону папы и выступило против Альфонса, который обрушился на врагов, жестоко преследуя их. В результате разразилась война между Кастилией и Арагоном. На сторону Урраки стала почти вся знать, неблагожелательно смотревшая на превышение власти арагонским королем. Наконец, положение еще более осложнилось вследствие восстания галисийской партии, во главе которой стояли граф Трава, воспитатель инфанта Альфонса (сына Урраки), и епископ Компостельский Диего Хельмирес, короновавшие Альфонса королем Галисии (1100 г.). Получив поддержку леонской знати, они предприняли попытку посадить его и на леонский престол.

Все эти смуты привели к ряду долгих и изнурительных войн. В борьбе участвовал арагонский король, стремившийся захватить власть во владениях своей супруги. Уррака то оказывала поддержку сыну, то мирилась с мужем, опасаясь, что ее сын достигнет преобладания; иногда она на свой страх и риск вела борьбу против той и другой стороны, опираясь на поддержку знати и городов. К этому времени мощь городов значительно возросла, и они нередко для координации своих сил заключали между собой союзы. В этих распрях принимала участие сестра Урраки, Тереза, бывшая замужем за одним из французских графов, Генрихом Лотарингским, которому Альфонс VI пожаловал (возможно, в 1095 г.) территории к северу от Лузитании. Таким образом было создано графство, названное Португальским, в которое входили города Брага, Порто, Коимбра, Визеу и Ламегу, а также область в междуречье Тахо и Миньо. Альфонс VI пожаловал это графство лотарингскому графу на правах феода, обязав его, как вассала, платить определенную ежегодную дань и участвовать с конной дружиной в войнах с маврами. Пользуясь гражданской войной между Урракой и ее мужем, граф Португальский отправился во Францию для вербовки войск и заключил союз с королевой, добившись, видимо, от нее обещания предоставить ему новые территории к северу от Миньо и к востоку от рубежей его прежних владений вплоть до Вальядолида, и в том числе города Самору, Саламанку и Торо. Граф Генрих умер в 1114 г., а его супруга Тереза продолжала вести прежнюю политику и, в зависимости от обстоятельств, иногда поддерживала графа Траву, а иногда Урраку или епископа Хельмиреса. Таким образом ей удалось овладеть районами Туй и Оренсе (1119 г.). Но затем Уррака, в союзе со своим сыном — королем Галисии, — разбила войска Терезы. В результате заключен был мир, по которому португальская графиня получила некоторые земли в южном Леоне и в Кастилии.

Во всех этих смутах деятельное участие принимал Диего Хельмирес, с 1101 г. епископ Компостельский. Если вспомнить, какое значение имело епископство Сантьяго де Компостелы (с. 156), то нетрудно будет понять, почему Хельмирес, обладая огромными богатствами и множеством вассалов, играл далеко не последнюю роль в событиях гражданской войны. Этот епископ был весьма характерным для своего времени представителем класса сеньоров, в который входили как дворяне, так и духовные лица. В зависимости от обстоятельств, он был то противником, то другом Урраки, Терезы и инфанта Альфонса. Дважды он попадал в плен к королеве, которая вынуждена была, во избежание новых осложнений, отпускать его на волю. В своей политике Хельмирес опирался на дядю галисийского короля, папу Каликста II, и при поддержке клюнийских монахов добился преобразования епископства Компостельского в архиепископство. Поскольку Хельмирес был заинтересован в расцвете своей сеньории, он обнародовал ряд распоряжений, пытаясь упорядочить образ правления и обуздать своеволие знати. Он нанял генуэзские военные суда для защиты на море от мусульманских пиратов, часто высаживавшихся на берегах Галисии; в Ирии он построил судоверфи, намного опередив в деле создания военного флота королей Кастилии и Леона.