Смекни!
smekni.com

Творческий традиционализм и власть (стр. 5 из 5)

Администрация — сплошь вся либеральна или радикальна; пресса — тоже. Вы ругаете Влад[имира] Соловьева: но ведь он еще верует в Бога <…>; а между тем, в 99% общества и прессы и самое имя Божие есть [нрзб.]

Положение гораздо худшее, чем <…> было в 70-х годах; тогда и в радикализме было что-то русское. <…> те хоть литературу русскую любили, хоть уголки русской действительности… теперь — ничего русского. Просто (иногда думается) — Россия проваливается как какое-то пустое место <…> И значит — тут Бог <…>

Администрация, Победоносцев, [С.А.]Рачинский — но где же тут жизнь? <…> Их бездеятельность, их апатия — поразительны. После Государя, Победоносцев был первым человеком в империи и не сказал, не указал тому же Фуделю: “соберите все напечатанное К.Леонтьевым — и представьте мне”, — “напечатайте”, ”вот 2000 на типографические расходы”. Это чорт знает, что за консерваторы <…> консерватизм (не в идеях, а в людях) опостылел мне: переболела моя душа от них, возненавидел я их за <…> их способы служить консерватизму” (88). Уже отойдя от традиционалистских кругов, Розанов в 1900 г. абсолютно точно констатировал: “<…> умер наш журнальный консерватизм” (89). Действительно, к этому времени перестал выходить (последний номер — № 5 за 1897г.), без сомнения, лучший традиционалистский журнал “Русское обозрение”, по словам Тихомирова, “первый в России журнал, поставивший себе задачу быть органом “русского православного общества”” (90). В РО писали практически все “золотые перья” всех направлений православно-монархического лагеря: Победоносцев и Шарапов, Грингмут и Страхов, Рачинский и Киреев, но ядром его были молодые друзья Леонтьева — Александров (издатель-редактор), Фудель, Розанов, а главным идеологом являлся, безусловно, Тихомиров. Поэтому традиционализм РО носил преимущественно творческий характер. В том же духе велось и другое александровское издание — газета “Русское слово”. Однако, будучи хорошим редактором, Александров оказался никудышным издателем и, кроме того, не вполне чистоплотным дельцом, присвоившим казенные деньги, что оттолкнуло от него таких высокопоставленных покровителей, как Победоносцев и Филиппов. Цензор М.П. Соловьев писал 6 апреля 1898 г. Розанову, пытавшемуся выгородить Анатолия Александровича: “Этот нечесаный и грязный господин воспользовался 35 т[ысячами] царских денег <…> Жалею, если по недобросовестности и неспособности А[лександро]ва прекратится Р.О., но помогать царскими деньгами такому субъекту нельзя <…>” (91). И вместо того, чтобы постараться найти для РО нового издателя, правительство вовсе перестало финансировать журнал, который без субсидии “сверху” (как и большинство традиционалистских изданий, не пользовавшихся особой популярностью у читательской публики) не мог существовать и был продан за долги за 13 рублей. Такая же участь, но годом раньше постигла и “Русское слово”. По иронии судьбы, Победоносцев настоял на передаче газеты И.Д. Сытину (92), сделавшему из нее в начале ХХ в. передовой орган русского либерализма, где не раз крепким словом будет помянут Константин Петрович.

Самодержавию в конце XIX в. творческий традиционализм оказался не нужен ни в каком из его вариантов: ни в позднеславянофильском, ни в леонтьевском, ни в тихомировском. Ему вообще не нужна была какая-то “заумная” теория, он вполне удовлетворялся оппортунистическим эмпиризмом Каткова и апологией застоя Победоносцева. Последний, как уже не раз отмечалось, на дух не переносил всяких умствований по поводу принципов Православия и монархии. В одном из писем Александрову он резко осуждал московских традиционалистов: “Москва — город идеалистов, не знающих жизни и людей, и метающих свои отвлеченные мысли в ту или другую сторону. Смешно бывает, что таким же отвлечением судят они о Петербурге, об его учреждениях и людях. <…> И от московских консерваторов, иной раз, горше приходится, чем от либералов” (93). Именно по личной инициативе обер-прокурора были прекращены чересчур смелые, на его взгляд, традиционалистские газеты “Русский курьер” и “Восток”, а “Современным известиям” Н.П. Гилярова-Платонова запретили розничную продажу (94). Как точно заметил в 1898 г. Тихомиров, высшие чиновники империи “боятся обрезаться “острыми бритвами”, боятся таланта и “слишком горячего” убеждения. Они сами подрывают все плоды своей личной деятельности, прибегая чуть не систематически к более, как им кажется, безопасным “тупым бритвам”. В результате, умный постепенно заменяется бездарностью” (95). Считая себя единственными полномочными хранителями традиции, консерваторы, стоявшие у власти, возможно сами не заметили, как убивали дух творчества, без которого традиция превращается в мертвую форму. В конечном счете, самодержавие оказалось к началу ХХ в. без продуманной для себя и привлекательной для общества идеологии, что не в последнюю очередь способствовало его крушению.

Список литературы

1. Янов А.Л. Трагедия великого мыслителя // Вопросы философии. 1992. № 1. С. 87.

2. НИОР РГБ. Ф. 126. К. 8. Л. 91об.

3. РО. 1897. № 12. С. 473.

4. Письма русских писателей к А.С. Суворину. Л., 1927. С. 13,19.

5. НИОР РГБ. Ф. 265. К. 181. Ед. хр. 14. Л. 98об.

6. Исторический вестник. 1916. № 9. С. 702.

7. Феоктистов Е.М. За кулисами политики и литературы. М., 1991. С. 197-199, 201.

8. НИОР РГБ. Ф. 126. К. 10. Л. 211об.

9. Там же. Ф. 230. К. 4407. Ед. хр. 4. Л. 6-6 об.

10. ИП. С. 260.

11. ГАРФ. Ф. 730. Оп.1.Ед.хр.161. Л. 5.

12. Там же. Ед. хр. 2258. Л. 17-18.

13. Русский архив. 1913. Кн. 1.(1-2). С. 104.

14. НИОР РГБ. Ф. 265. К. 181. Ед. хр. 14. Л. 118.

15. Русский архив… С. 188; НИОР РГБ. К. 8337а. Ед. хр. 8. Л. 11.

16. Зайончковский П.А. Попытка созыва Земского собора и падение министерства Н.П. Игнатьева // История СССР. 1960. № 5. С. 43-61.

17. НИОР РГБ. Ф. 230. К. 4410. Ед. хр. 1. Л.133.

18. См.: Цимбаев Н.И. И.С. Аксаков в общественной жизни пореформенной России. М., 1978. С. 255.

19. Письма русских писателей к А.С. Суворину… С. 17.

20. НИОР РГБ. Ф. 126. К. 8. Л.235.

21. Там же. К. 9. Л.171.

22. Там же. К. 11. Л. 330об.; К. 9. Л. 280об.

23. Там же. К. 9. Л. 141.

24. Там же. Л. 165об.

25. Там же. Л. 143.

26. Там же. К. 10. Л. 66.

27. Там же. К. 9. Л. 221об.

28. Там же. Л. 281об.

29. Там же. К. 11. Л. 12а.

30. Там же. Л. 190об., 192.

31. Там же. Л. 193-193об.

32. Там же. Л. 195.

33. Там же. Л. 330об.

34. Там же. К. 12. Л. 25, 226, 73-73об.

35. Там же. Л. 73об.-74.

36. Там же. Л. 99об.

37. Там же. Л. 230об.

38. Там же. Л. 236-236 об.

39. Там же. Л. 248об.

40. Там же. К. 13. Л. 49об.-50.

41. Там же. Л. 51-51об.

42. Там же. Л. 58об.-60.

43. Там же. Л. 52об.

44. См. нашу публикацию фрагментов дневника Киреева за 1901-1907 гг.: “Впереди — еще много порубленных саблями…” Закат империи: взгляд “справа” // Хранить вечно. Спец. приложение к “НГ”. № 1(11), 29 апреля 2001 г. С. 13.

45. См. его записку на имя Александра III “О положении русской печати вообще и “Русского дела”, в частности” // РГАЛИ. Ф. 2. Оп. 1. Ед. хр. 2.

46. ГАРФ. Ф. 730. Оп. 1. Ед. хр. 4180. Л. 14-15, 20-21.

47. Литературная учеба. 2000. Кн. 4. С. 127, 133.

48. ГАРФ. Ф. 730. Оп. 1. Ед. хр. 1511. Л. 1об.

49. “Звезды у меня нет”. Константин Леонтьев и его покровители. (Публикация С.М. Сергеева) // Хранить вечно. № 2(10), 1 декабря 2000. С. 2.

50. ВРС. С. 620.

51. Там же. С. 622.

52. Там же. С. 566, 675.

53. Письма к Розанову. С. 76-77.

54. Русская литература. 2001. № 2. С. 151.

55. РГАЛИ. Ф. 290. Оп. 1. Ед. хр. 25. Л.1.

56. Там же. Оп.3. Ед. хр. 5. Л.1.

57. ИП. С. 460.

58. Русская литература. С. 157.

59. РО. 1897. № 5. С. 420.

60. ИП. С. 561.

61. Там же. С. 299.

62. Коноплянцев А. Жизнь К.Н. Леонтьева в связи с развитием его миросозерцания // Памяти К.Н. Леонтьева. СПб., 1911. С. 125.

63. НИОР РГБ. Ф. 126. К. 3323. Ед. хр. 21. Л. 21об.

64. Иваск Ю.П. Константин Леонтьев // Proetcontra. Кн. 2. СПб., 1995. С. 520.

65. Бородаевский В. О религиозной правде Константина Леонтьева // Там же. Кн.1. С. 261.

66. Янов А.Л. Славянофилы и Константин Леонтьев // Вопросы философии. 1969. № 8. С. 106.

67. Бердяев Н.А. Константин Леонтьев // Proetcontra. Кн. 2. С. 178.

68. РГАЛИ. Ф. 290. Оп. 1. Ед. хр. 100. Л. 50об.

69. Тихомиров Л.А. Тени прошлого. К.Н. Леонтьев // Литературная учеба. 1992. № 1-2-3. С. 141.

70. Письма к Розанову. С. 77.

71. Тихомиров Л.А. Тени прошлого… С. 141.

72. Воспоминания Льва Тихомирова. М.-Л., 1927. С. 424-425.

73. ГАРФ. Ф. 634. Оп. 1. Ед. хр. 6. Л. 24об.-25.

74. Там же. Л. 47-48, 81.

75. Там же. Л. 89об.- 90,101.

76. Там же. Л. 114,151.

77. Там же. Л. 186 –186об., 209об.

78. Там же. Л. 215.

79. Там же. Л. 229-230.

80. Там же. Ед.хр.7. Л. 26об.-28.

81. Там же. Л. 37-37об.

82. Цит. по: Костылев В.Н. Лев Тихомиров на службе царизма: Автореф. …канд. ист. наук. М., 1986. С. 19.

83. Там же. С. 25.

84. Христианство и политика. С. 604.

85. Розанов В.В. Кто истинный виновник этого? // РО. 1896. № 8. С. 652-653.

86. Он же. О подразумеваемом смысле нашей монархии. СПб., 1912. С. 15.

87. Он же. Кому “горе от ума” в действительной жизни? // Русское слово. 1896. № 48, 19 февраля. С.1.

88. Христианство и политика. С. 613-614.

89. Розанов В.В. Судьбы нашего журнального консерватизма // Новое время. 1900, 30 июня (13 июля). С. 2.

90. ГАРФ. Ф. 1099. Оп. 1. Ед. хр. 2725. Л. 3.

91. НИОР РГБ. Ф. 249. К. 4208. Ед. хр. 3. Л. 3об.- 4.

92. ГАРФ. Ф. 634. Оп. 1. Ед. хр. 7. Л. 20-20об.; Ед. хр. 6. Л. 110об.

93. РГАЛИ. Ф. 2. Оп. 2. Ед. хр. 5. Л. 19.

94. Литературное наследство. Т. 22-24. М., 1935. С. 503.

95. Христианство и политика. С. 325.