Смекни!
smekni.com

Борьба держав на Венском конгрессе (стр. 1 из 5)

Содержание

Введение ……………………………………………………………….. 3

Глава 1. Начало работы Венского конгресса (1814 г.) ……………… 7

Глава 2. Побег Наполеона с Эльбы и дальнейшая работа конгресса20

Заключение …………………………………………………………… 28

Список источников и литературы …………………………………... 30

Примечания …………………………………………………………... 31


Введение

Венский конгресс – уникальное для своего времени явление; в результате работы конгресса был не только проведен территориальный передел в Европе; были выработаны те принципы, которые легли в основу дипломатической практики во всем мире, а не только в Европе.

Роль Венского конгресса трудно переоценить. Катастрофическое расширение границ классической Франции до размеров Европы при Наполеоне I заставило политиков расстаться с благостными моделями развития и трезво рассмотреть сложившуюся обстановку. Сужение состава «большой пятерки» до трех, исключая поверженных Австрию и Пруссию, при отсутствии какого-то ни было желания к переговорам между сторонами привело мир в состояние значительно большей конкуренции. Парадоксальным образом уменьшение числа возможных геополитических выборов при трех участниках не привело к разделу мира и увеличению «жизненных пространств» за счет проигравших. Поэтому разгром наполеоновской империи и восстановление европейских держав до квартета вызвало надежды на «взаимопонимание» в русле старой многоходовой дипломатии дворцовых интриг.

Осмысление последствий перекройки Европы происходило в Вене в 1814 – 1815 гг. Квартет великих держав – кроме Франции – уверенно дирижировал Европой. На правовом уровне Венский конгресс ввел в политический обиход такие основополагающие термины геополитики на плоскости, как равновесие и баланс сил, преобразование мощи государства; средства обуздания агрессора или доминирующей державы; коалиция держав; новые границы и территории; плацдармы и крепости; стратегические точки и рубежи.

Что же произошло на Венском конгрессе (1814 – 1815 гг.)?

По мнению Э. Саундерса, «это было совещание представителей династий в поисках компромисса, на основе которого будущая дипломатия могла бы защищать их правящие дома от опасностей войны и революции».[1]Собрались представители всех великих европейских держав для совместного обсуждения проблем, представляющих взаимный интерес; при этом в работе конгресса активное участие принимали два императора - Франц I и Александр I. До того даже двусторонние встречи в верхах (вроде свидания Наполеона и Александра в Тильзите) были большой редкостью.

Хотя (по вполне понятным причинам) тон на конгрессе задавали великие державы-победительницы в войне с Наполеоном (Англия, Австрия, Пруссия и Россия), тем не менее к работе конгресса были привлечены и побежденная держава (Франция), и второразрядные державы (Швеция, Испания, Португалия).

В данной работе будут прослежены различные аспекты борьбы этих держав на Венском конгрессе, что и является целью написания данной работы. Задачи, поставленные для достижения поставленной цели, сводятся к следующему:

1) изучить цели каждой из держав;

2) определить средства, которыми державы добивались своих целей;

3) выяснить, какие державы, по сути, принимали все решения.

При написании данной работы был использован ряд источников, в частности, «Акт Венского конгресса».[2] Этот документ представляет собой наглядный результат дипломатических усилий и длительной борьбы стран-участниц. «Экземпляр сего общего Трактата будет положен для хранения в Государственный Придворный Архив Его Императорского и Королевского Апостолического Величества и служить свидетельством, который когда-либо из Европейских Дворов пожелает видеть подлинные слова Трактата»,[3] - сообщала одна из заключительных глав акта.

Кроме того, интересным источником являются выдержки из мемуаров Талейрана. Князь Шарль-Морис Талейран-Перигор (1754 – 1838) – одна из ключевых фигур французской истории, выдающийся дипломат и хитроумный царедворец. Он пережил Старый режим, Революцию, Империю и Реставрацию. И не просто пережил, а всегда оставался человеком, от воли которого зависела судьба Франции и будущее Европы.

Когда Талейран отошел от дел, он сел за мемуары. Он написал 5 томов. Мемуары Ш.-М. Талейрана сначала были опубликованы в приложение к работе Е. Тарле «Талейран»,[4] а в 1997 г. вышли отдельным изданием.[5] Конечно, говоря о мемуарах Талейрана, следует помнить, что о многих мемуарах известных людей можно сказать то, что в свое время написал Анри Рошфор по поводу воспоминаний Эмилия Оливье: «Оливье лжет так, как если бы он до сих пор все еще был первым министром».[6] Мемуары всегда субъективны, и это должен принимать во внимание любой исследвоатель.

Кроме того, данная работа опирается на исследования отечественных ученых, в частности, уже упомянутую монографию Е. Тарле.[7] Эта работа является действительно классической для отечественной историографии, да и имеет мировое значение. В ней подробно рассмотрена биография этого политического деятеля, его дипломатическая деятельность, анализируются причины тех или иных поступков и решений.

Дипломатическую подготовку, цели и задачи каждой из держав подробно раскрывает а. Дебидур в своей «Дипломатической истории Европы».[8] Кроме того, некоторые интересные замечания, цитаты и примечательные факты дает сборник И. А. Мусского «100 великих дипломатов».[9] Конечно, приведенные биографии Талейрана, британского премьер-министра Пита, лорда Каслри и др. весьма коротки, но эти очерки представляют собой «выжимки» из известных сочинений, в том числе и иностранных изданий.

Определенный интерес представляет собой недавно изданная в России монография Э. Саундерса «Сто дней Наполеона».[10] В первой главе автор анализирует итоги Венского конгресса к моменту возвращения к власти Наполеона; в заключении делает выводы относительно влияния «100 дней Наполеона» на дальнейшую дипломатию стран-участниц конгресса.


Глава 1. Начало работы Венского конгресса (1814 г.)

1814 г. открыл в истории европейской дипломатии одну чрезвычайно показательную тенденцию, с зеркальной точностью неоднократно повторявшуюся впоследствии. Как только отгремели сражения Наполеоновских войн, которые мы смело можем назвать первой «мировой войной» в истории человечества, политическая элита тогдашнего мира (речь идет именно о Европе, другие континенты в начале XIX в. не могли еще и мечтать о статусе «цивилизованного пространства Земли») сочла необходимым провести собственный конгресс на высшем уровне. Цель была декларирована самая благая: доискаться до первопричины ужасных войн, будораживших и заливавших кровью Европу два десятилетия и совместным разумом монархов стран-победительниц учредить в подлунном мире такое устройство, которое раз и навсегда сделало бы невозможным повторение подобного кошмара. Осенью 1814 г. красавица-Вена, не забывшая еще грохота наполеоновских батарей под Ваграмом, пышно встречала державных мужей России, Австрии, Пруссии и Великобритании. В их унизанных драгоценными перстнями руках, словно золотое яблоко, покоилась послевоенная судьба мира.

1 октября 1814 г. в Вене открыл­ся международный конгресс, ко­торый должен был определить уст­ройство послевоенной Европы. В нём формально принимали участие представители всех европейских го­сударств, даже крошечных немецких и итальянских княжеств. Но на деле все решения принимались великими державами: Россией, Австрией, Прус­сией и Англией. Остальные участни­ки Венского конгресса в основном предавались светским увеселениям, поэтому современники часто назы­вали конгресс «танцующим».

Однако видимая легкость взаимного общения на проверку оборачивалась серьезными дипломатическими разногласиями и международными интригами. «Союзники легко находили общий язык, пока были связаны друг с другом целью победить Наполеона, но теперь, когда опасность миновала, их интересы разделились, каждый из них чувствовал потребность преследовать свои, и совещания проходили бурно».[11]

Франции, которую представлял опытный и изворотливый дипломат Талейран, предавший Наполеона и ставший министром иностранных дел нового королевского правитель­ства, удавалось с самого начала Вен­ского конгресса влиять на решения великих держав. Она добилась этого, использовав разногласия бывших членов коалиции.

23 сентября 1814 года французская делегация прибыла в Вену. Программа действий у Талейрана к тому времени уже была достаточно четко выработана, но при этом положение его оставалось незавидным: лично презираемый представитель побежденной державы. Он выставил перед конгрессом 3 основных требования. Во-первых, Франция признает лишь те решения конгресса, которые были приняты на пленарных заседаниях в присутствии представителей всех держав. Во-вторых, Франция желает, чтобы Польша была восстановлена либо в состоянии 1805 года, либо по ее состоянию до первого раздела. В-третьих, Франция не согласится ни на расчленение, ни, тем более на лишение самостоятельности Саксонии. Одновременно министр раскинул широкую сеть интриг, направленных на то, чтобы настроить Россию и Пруссию против Австрии и Англии. Агитации эти имели целью распространение среди стран – участников конгресса тревоги по поводу будто бы нависшей угрозы гегемонии русского императора.

Несмотря на очевидную слабость Франция в лице ее министра решила занять самую активную позицию на конгрессе явно преувеличивая свои возможности. Но все атаки на Александра по поводу Польши были решительно отбиты. Поняв, что в вопрос с Польшей проигран окончательно и бесповоротно, Талейран деятельно занялся решением саксонского вопроса, интересовавшего Францию гораздо больше. Однако отстоять свою позицию о недопустимости расчленения Саксонии дипломату так и не удалось. Территория Саксонии была разделена пополам. Правда, под властью саксонского короля осталась лучшая часть с городами и наиболее богатыми промышленными местами.[12]