Смекни!
smekni.com

Буржуазно – демократические революции в России (стр. 2 из 6)

Активно действовали и революционные партии. Социал-демок­раты пытались руководить рабочим движением, провели свой съезд. Меньшевики собрали отдельную конференцию, что пока­зало фактическое существование двух различных организаций. Большевики поставили своей целью перерастание буржуазно-де­мократической революции в социалистическую. Эсеры старались руководить крестьянской борьбой, активизировали террор. Всего за годы революции ими было убито свыше двухсот чиновников различных рангов, а также шпионов и провокаторов.

Правительственно-консервативный лагерь оказался в расте­рянности. Император пошел на уступки, подписав три докумен­та, которые противоречили друг другу. 18 февраля 1905 г. огла­сили манифест, в котором Николай II грозил решительным ис­коренением крамолы, разрушающей государственный строй. Для Сената был свой указ — частным лицам и организациям разрешалось подавать в Совет министров на имя царя предло­жения об «усовершенствовании государственного благоустрой­ства». Третий документ был связан с подписанием рескрипта о создании законосовещательной, «булыгинской» думы, как ее назвали впоследствии. 6 августа 1905 г. вышел царский манифест, составленный министром, внутренних дел Булыгиным. В нем извещалось о создании законосовещательной Государственной думы. Интересно, что на выборах преимущество отдавалось крестьянству— власть надеялась на монархические чувства подданных (быть может, и на их малообразованность и политическую несообразительность).

Высший подъем революции осенью — зимой 1905 г. Еще в конце сентября начались забастовки в Москве, стачку организовали типографские рабочие, к которым присоединились пекари и булочники. 7 октября началась стачка на Московской и Казанской железных дорогах. К 12 октября бастовало уже 14 железных дорог, примерно 750 тыс. человек. Участвовали люди всех профессий, включая даже государственных служащих. Наибольшая цифра, называемая историками в период наивысшего подъема Всероссийской октябрьской стачки, — 2 млн. че­ловек в середине месяца.

Репрессии не помогали. В сложившейся ситуации за помо­щью было решено обратиться к Витте. Тот предложил царю два 5 варианта развития событий. «Первый: облечь неограниченной диктаторской властью доверенное лицо, дабы энергично и бес­поворотно в самом корне подавить всякий признак какого-либо противодействия правительству, хотя бы ценою массового про­лития крови». Однако при этом варианте он отказывался стано­виться премьером и не исключал варианта окончательного свер­жения самодержавия, монархии вообще и бегства царской се­мьи. Второй вариант состоял в уступке общественному мнению и созданию выборного законодательного органа власти. Собы­тия, происходившие далее во дворце, вызывают споры истори­ков, как вызвали и споры современников. Николай II вроде бы собирался избрать первый вариант, говорят одни. Витте непрерывно шантажировал царскую семью, преувеличивая опасность, считают другие. Несомненно, лишь, что император, в конце концов, согласился с мнением Витте, что привело к возникновению документа, известного как Манифест 17 октября («Об усовер­шенствовании государственного порядка»).

Манифест даровал населению «незыблемые основы граждан­ской свободы на началах действительности неприкосновенности личности, свободы совести, слова, собраний и союзов». Заяв­лялось также о создании законодательной Государственной думы, в выборах в нее могли участвовать представители всех классов, включая тех, кто был лишен их до этого.

Реакция на манифест оказалась различной. Консерваторы были шокированы, по городам и селам прокатились массовые антиреволюционные выступления, погромы и убийства револю­ционеров. Революционеры считали, что это только начало и даль­нейшая борьба поможет добиться больших успехов.

Либералы были счастливы: фактически все их чаяния оказа­лись выполненными. После манифеста в стране впервые стали образовываться легальные политические партии, принявшие уча­стие в выборной борьбе в I Государственную думу. Победа на выборах осталась за либеральной партией народной свободы, или конституционно-демократической партией (кадетами), кото­рая с примыкавшими к ней партиями и группировками получила большинство мест в российском парламенте. Эта партия воз­никла в октябре 1905 г. на основе «Союза освобождения» и «Со­юза земцев-конституционалистов». Кадеты представляли левое крыло либералов, к которому примыкали национально-либе­ральные партии. Социальной опорой партии была мелкая город­ская буржуазия, либеральная интеллигенция, либеральная бур­жуазия и помещики. Лидеры партии заявляли об опоре на все слои населения. Численность партии составила около 100 тыс. человек. Программа выражала интересы средней городской бур­жуазии и интеллигенции, включала требования установления парламентского демократического строя в форме конституцион­ной монархии, всеобщего избирательного права, введения ши­роких политических свобод, 8 часового рабочего дня, права на стачки и профессиональные союзы. Кадеты высказывались за сохранение единой и неделимой России с предоставлением ав­тономии Польше и Финляндии. Программа кадетов подразуме­вала реформу политического строя России по западному образ­цу. Впоследствии они высказали поддержку требованию о со­зыве Учредительного собрания на основе тайного всеобщего равного прямого голосования. Достижение целей планировалось достичь мирным путем, парламентскими методами, дальнейше­го расширения революции партия боялась. Ее лидерами стали П. Н. Милюков, В. А: Маклаков, П. Б. Струве.

К ноябрю 1905 г. был создан «Союз 17 октября» (октябрис­ты). Октябристы были партией правых либералов и выражали интересы крупных промышленников, финансовой буржуазии, либеральных помещиков и интеллигенции. Лидером партии стал А. И. Гучков (директор правления Московского учетного банка, видный общественный деятель). Численность партии, с точки зрения историков, была незначительной — примерно 25—30 тыс. человек. Программа октябристов предусматривала сохранение единой и неделимой России, установление конституционной монархии с сильной исполнительной властью императора и законодательной Думой. Октябристы выступали категорически против революционных методов борьбы, про­тив идеи Учредительного собрания и республики. Но были готовы к сотрудничеству с правительством и признавали необхо­димость некоторых реформ. Как и кадеты, видели необходи­мость решения аграрного вопроса, но, в отличие от них, пред­лагали решить его, не затрагивая помещичьего землевладения, но уничтожив общину.

В ноябре 1905 г. также образовалась и партия консервативно-монархического толка — «Союз русского народа» (черносотен­цы). Черной сотней во времена Московского царства называли тягловых людей. Лидером партии был В. М. Пуришкевич. Соци­альной опорой партии оказались все монархически настроенные люди всех слоев общества. «Союз русского народа» просла­вился созданием боевых дружин для защиты порядка и законно­сти, понимаемого как незыблемость монархических устоев. Партия была противницей каких-либо революционных и демок­ратических выступлений, стояла на позициях укрепления само­державия, целостности и неделимости России. Программа со­юза провозглашала восстановление истинно русской государ­ственности, отказ от западного пути развития. Черносотенные организации были достаточно многочисленны, в конце 1907 г. они насчитывали около 410 тыс. человек. Черносотенцы устраивали погромы, пострадавшей стороной становились революци­онеры и еврейское население, традиционно считаемое консерва­торами «революционерами от рождения».

Революционно настроенные силы оружия не сложили. Пред­ставители революционных партий поставили своей задачей воо­руженное восстание. Основания на успех и возможность прихо­да к власти или, по крайней мере, свержение монархии у них были. Забастовочное движение в крупнейших городах продол­жалось. Крестьянство с еще большим размахом громило поме­щичьи усадьбы. Волнения крестьян заставили правительство в ноябре издать указ, по которому с 1 января 1907 г. прекраща­лись выплаты выкупных платежей.

Не прекращались и восстания в армии. Крупнейшее из них прошло в ноябре в Севастополе. Восставших моряков Черно­морской эскадры возглавил П. П. Шмидт. Восставшим удалось на несколько дней захватить город, а для их подавления были брошены огромные правительственные силы. Арестам подверг­лось свыше 6 тыс. человек.

3 декабря 1905 г. Петербургский Совет рабочих депутатов был арестован. Рабочие решили ответить правительству на его решение и действия — начать всеобщую забастовку. 6 декабря Московский Совет принял единогласное решение поддержать столицу и начать всеобщую политическую забастовку. 7 декаб­ря в 12 часов была прекращена работа на всех крупных фабриках, забастовали почта и телеграф, рабочие железных дорог. Этот день считается началом Декабрьского вооруженного восстания. Сразу же последовали противостояние рабочих и полиции, стол­кновения с войсками, сооружение баррикад. Московский гене­рал-губернатор Дубасов пытался применить вооруженные силы, но верной правительству осталась лишь 1/3 часть солдат — 5 тыс. человек. 9 декабря солдаты провели демонстрацию на Серпуховской улице, однако никто из восставших не привлек их на свою сторону. 10 декабря столкновения рабочих с полицией продолжились, казачьи сотни отказались стрелять в рабочих. Важнейшими центрами восстания стали площадь Казанского вокзала, Рогожско-Симоновский и Замоскворецкие районы, Пресня. 15 декабря на подавление восстания прибыли войска из Петербурга и Твери. 19 декабря юрод вновь был в руках прави­тельственных войск, восстание было подавлено, начались реп­рессии по отношению к восставшим. Такие же восстания про­изошли в Новороссийске, Чите, Красноярске, однако везде они были легко подавлены правительственными войсками.