Смекни!
smekni.com

Герои Отечественной войны 1812 года (стр. 4 из 6)


Багратион

Родословная

Род Багратиона ведёт своё начало от Адарнасе Багратиона, в 742—780 эристав (правитель) старейшей провинции Грузии — Тао Кларджети, ныне в составе Турции, сын которого Ашот Куропалат (ум. в 826 году) стал царём Грузии. Позже грузинский царский дом разделился на три ветви, и одна из линий старшей ветви (князья Багратион) была внесена в число родов российско-княжеских, при утверждении императором Александром I седьмой части «Общего гербовника» 4 октября 1803 года.

Царевич Александр (Исаак-бег) Иессевич, побочный сын карталинского царя Иессея выехал в Россию в 1759 году из-за разногласий с правящей грузинской семьёй и служил подполковником в кавказской дивизии. За ним переехал его сын Иван Багратион (1730—1795). Он поступил на службу в комендантскую команду при Кизлярской крепости. Несмотря на утверждения многих авторов, он никогда не был полковником русской армии, русского языка не знал, и вышел в отставку в чине секунд-майора.

Хотя большинство авторов утверждают, что Пётр Багратион был рождён в Кизляре в 1765 году, из архивных материалов следует другое. Согласно петициям Ивана Александровича, родители будущего генерала Багратиона переехали из княжества Иверия (Грузия) в Кизляр только в декабре 1766 года (задолго до присоединения Грузии к Российской империи).[2] Следовательно, Пётр был рождён в июле 1765 года в Грузии, скорее всего в столице, городе Тифлисе. Детские годы Пётр Багратион провёл в родительском доме в Кизляре.

Военная служба

Военную службу Пётр Багратион начал 21 февраля (4 марта) 1782 года рядовым в Астраханском пехотном полку, расквартированном в окрестностях Кизляра. Первый боевой опыт приобрёл в 1783 в военной экспедиции на территорию Чечни. В неудачной вылазке русского отряда под командованием Пиери против восставших горцев шейха Мансура в 1785 адъютант полковника Пиери, унтер-офицер Багратион, был захвачен в плен под селением Алды, но затем выкуплен царским правительством.

В июне 1787 ему присвоили звание прапорщика Астраханского полка, который был преобразован в Кавказский мушкетёрский.

В Кавказском мушкетёрском полку Багратион служил до июня 1792 года, последовательно пройдя все ступени военной службы от сержанта до капитана, в которые был произведён в мае 1790 года. С 1792 служил в Киевском конно-егерском и Софийском карабинерном полках. Пётр Иванович был небогат, протекции не имел и к 30 годам, когда другие князья становились генералами, дослужился едва до майора. Участвовал в русско-турецкой войне 1787—92 и Польской кампании 1793—94. Отличился 17 декабря 1788 года при штурме Очакова.

В 1797 — командир 6-го егерского полка, а в следующем году произведён в полковники.

В феврале 1799 года получил чин генерал-майора.

В Итальянском и Швейцарском походах А. В. Суворова в 1799 году генерал Багратион командовал авангардом союзной армии, особенно отличился в сражениях на реках Адда и Треббия, при Нови и Сен-Готарде. Этот поход прославил Багратиона как превосходного генерала, особенностью которого являлось полное хладнокровие в самых трудных положениях.

Активный участник войны против Наполеона в 1805—1807 гг. В кампании 1805, когда армия Кутузова совершала стратегический марш-манёвр от Браунау к Ольмюцу, Багратион возглавлял её арьергард. Его войска провели ряд успешных боёв, обеспечивая планомерное отступление главных сил. Особенно прославились они в сражении при Шенграбене. В Аустерлицком сражении Багратион командовал войсками правого крыла союзной армии, которые стойко отражали натиск французов, а затем составили арьергард и прикрывали отход главных сил.

В ноябре 1805 получил чин генерал-лейтенанта.

В кампаниях 1806—07 Багратион, командуя арьергардом русской армии, отличился в сражениях у Прейсиш-Эйлау и под Фридландом в Пруссии. Наполеон составил мнение о Багратионе как о лучшем генерале российской армии.

В русско-шведской войне 1808—09 командовал дивизией, затем корпусом. Руководил Аландской экспедицией 1809 года, в ходе которой его войска, преодолев по льду Ботнический залив, заняли Аландские острова и вышли к берегам Швеции.

Весной 1809 года произведён в генералы-от-инфантерии.

Во время русско-турецкой войны 1806—12 годов был главнокомандующим Молдавской армией (июль 1809 — март 1810), руководил боевыми действиями на левом берегу Дуная. Войска Багратиона овладели крепостями Мачин, Гирсово, Кюстенджа, разгромили у Рассавета 12-тысячный корпус отборных турецких войск, нанесли крупное поражение противнику под Татарицей.

С августа 1811 года Багратион — главнокомандующий Подольской армией, переименованной в марте 1812 во 2-ю Западную армию. Предвидя возможность вторжения Наполеона в пределы России, выдвинул план, который предусматривал заблаговременную подготовку к отражению агрессии.

Отечественная война 1812 года

В начале Отечественной войны 1812 года 2-я западная армия располагалась под Гродно и оказалась отрезанной от основной 1-й армии наступавшими французскими корпусами. Багратиону пришлось с арьергардными боями отступать к Бобруйску и Могилёву, где он после боя под Салтановкой перешёл Днепр и 3 августа соединился с 1-й западной армией Барклая-де-Толли под Смоленском. Багратион выступал сторонником привлечения к борьбе с французами широких слоёв народа, был одним из инициаторов партизанского движения.

При Бородине армия Багратиона, составляя левое крыло боевого порядка русских войск, отразила все атаки армии Наполеона. По традиции того времени к решающим сражениям всегда готовились как к смотру, — люди переодевались в чистое белье, тщательно брились, надевали парадные мундиры, ордена, белые перчатки, султаны на кивера и т. д. Именно таким, каким изображен на портрете, — с голубой андреевской лентой, с тремя звездами орденов Андрея, Георгия и Владимира и многими орденскими крестами — видели полки Багратиона в Бородинском сражении, последнем в его славной боевой жизни. Осколок ядра раздробил генералу берцовую кость левой ноги. От предложенной врачами ампутации князь отказался. На следующий день Багратион упомянул в своём донесении царю Александру I о ранении:

«Я довольно не легко ранен в левую ногу пулею с раздроблением кости; но нималейше не сожалею о сём, быв всегда готов пожертвовать и последнею каплею моей крови на защиту отечества и августейшего престола…»

Полководец был перевезён в имение своего друга, князя Б. А. Голицына (его жена приходилась четвероюродной сестрой Багратиону), в село Симы Владимирской губернии.

24 сентября 1812 года Пётр Иванович Багратион умер от гангрены, спустя 17 дней после ранения. Согласно сохранившейся надписи на могиле в селе Сима, он скончался 23 сентября. В 1839 году по инициативе поэта-партизана Д. В. Давыдова прах князя Багратиона был перенесён на Бородинское поле.

Личная жизнь Багратиона

После Швейцарского похода с Суворовым князь Багратион приобрёл популярность в высшем свете. В 1800 году император Павел I устроил свадьбу Багратиона с 18-летней фрейлиной, графиней Екатериной Павловной Скавронской. Венчание состоялось 2 сентября 1800 года в церкви Гатчинского дворца. Вот что писал об этом союзе генерал Ланжерон:

«Багратион женился на внучатой племяннице кн. Потёмкина… Эта богатая и блестящая пара не подходила к нему. Багратион был только солдатом, имел такой же тон, манеры и был ужасно уродлив. Его жена была настолько бела, насколько он был чёрен; она была красива как ангел, блистала умом, самая живая из красавиц Петербурга, она недолго удовлетворялась таким мужем…»

В 1805 году легкомысленная красавица уехала в Европу и с мужем не жила. Багратион звал княгиню вернуться, но та оставалась за границей под предлогом лечения. В Европе княгиня Багратион пользовалась большим успехом, приобрела известность в придворных кругах разных стран, родила дочь (как полагают, от австрийского канцлера князя Меттерниха). После смерти Петра Ивановича княгиня вторично ненадолго вышла замуж за англичанина, а после вернула себе фамилию Багратион. В Россию она уже не вернулась. Князь Багратион, тем не менее, любил жену; незадолго до гибели он заказал художнику Волкову два портрета — свой и жены.

Детей у Багратиона не было.


Давыдов

Давыдов, Денис Васильевич - знаменитый партизан, поэт, военный историк и теоретик. Родился в старой дворянской семье, в Москве, 16 июля 1784 г.; получив домашнее воспитание, поступил в кавалергардский полк, но скоро был за сатирические стихи переведен в армию, в Белорусский гусарский полк (1804), оттуда перешел в лейб-гвардии гусарский (1806) и участвовал в кампаниях против Наполеона (1807), шведской (1808), турецкой (1809). Широкой популярности он достиг в 1812 г. как начальник партизанского отряда, организованного по его собственной инициативе. К мысли Давыдова высшее начальство отнеслось сперва не без скептицизма, но партизанские действия оказались очень полезными и принесли много вреда французам. У Давыдова явились подражатели - Фигнер, Сеславин и другие. На большой Смоленской дороге Давыдову не раз удавалось отбивать у врага военные припасы и продовольствие, перехватывать переписку, наводя тем самым страх на французов и поднимая дух русских войск и общества. Своим опытом Давыдов воспользовался для замечательной книги "Опыт теории партизанского действия". В 1814 г. Давыдов был произведен в генералы; был начальником штаба 7 и 8 армейских корпусов (1818 - 1819); в 1823 г. вышел в отставку, в 1826 г. вернулся на службу, участвовал в персидской кампании (1826 - 1827) и в подавлении польского восстания (1831). В 1832 г. окончательно оставил службу в чине генерал-лейтенанта и поселился в своем симбирском имении, где умер 22 апреля 1839 г. - Самый прочный след, оставленный Давыдовым в литературе, - его лирика. Пушкин высоко ценил его оригинальность, его своеобразную манеру в "кручении стиха". А.В. Дружинин видел в нем писателя "истинно-самобытного, драгоценного для уразумения породившей его эпохи". Сам Давыдов говорит о себе в автобиографии: "Он никогда не принадлежал ни к какому литературному цеху; он был поэтом не по рифмам и стопам, а по чувству; что касается до упражнения его в стихотворениях, то это упражнение или, лучше сказать, порывы оного утешали его, как бутылка шампанского"... "Я не поэт, а партизан, казак, я иногда бывал на Пинде, но наскоком, и беззаботно, кое-как, раскидывал перед Кастальским током мой независимый бивак". С этой самооценкой сходится оценка, данная Давыдову Белинским "Он был поэт в душе, для него жизнь была поэзией, а поэзия - жизнью, и он поэтизировал все, к чему ни прикасался... Буйный разгул превращается у него в удалую, но благородную шалость; грубость - в откровенность воина; отчаянная смелость иного выражения, которое не меньше читателя и само удивлено, увидев себя в печати, хоть иногда и скрытое под точками, становится энергическим порывом могучего чувства... Страстный по натуре, он иногда возвышался до чистейшей идеальности в своих поэтических видениях... Особенную ценность должны иметь те стихотворения Давыдова, которых предмет любовь, и в которых личность его является такою рыцарскою... Как поэт, Давыдов решительно принадлежит к самым ярким светилам второй величины на небосклоне русской поэзии... Как прозаик, Давыдов имеет полное право стоять наряду с лучшими прозаиками русской литературы"... Пушкин ценил его прозаический стиль еще выше стихотворного. Не чуждался Давыдов оппозиционных мотивов; ими проникнуты его сатирические басни, эпиграммы и знаменитая "Современная песня", с вошедшими впоговорку едкими замечаниями о русских Мирабо и Лафайетах.