Смекни!
smekni.com

Герои Отечественной войны 1812 года (стр. 9 из 16)

В Смоленске Наполеон пробыл лишь четыре дня. Убедившись, что закрепиться здесь не удастся, он дал приказ армии продолжить отступление на запад.[32]

Из города к русской границе в начале ноября выступило лишь 50 тыс. человек. Это все, что оставалось от некогда могучей Великой армии". Но и этим оставшимся тысячам пришлось до конца испить горькую чашу поражения и плена.

Двигавшаяся параллельно русская армия западнее Смоленска в двухдневном сражении нанесла под городом Красным очередное поражение французам. Наголову были разгромлены корпуса прославленных наполеоновских маршалов Нея и Даву. В сражении французы потеряли убитыми 6 тыс. человек, 26 тысяч попали в плен. После этого Кутузов обратился к французским солдатам с воззванием, в котором предложил им сложить оружие. Многие французские части стали сдаваться в плен. Но ядро армий, гвардия во главе с Наполеоном упорно пробивались на запад.

Нанося удары противнику, Кутузов продолжал осуществлять свой план окружения остатков французский армии, не доходя до западной границы, силами основных русских сил, а также Южной армии и корпуса Витгенштейна. Русские войска шли наперерез отступающим французам. Наполеон же стремился вырваться из этой предполагаемой ловушки и достигнуть берега Березины, за которой начиналась территория Литвы, раньше русских. Под Оршей к нему подошли свежие силы, подтянулись действовавшие на флангах корпуса, и теперь французская армия, собранная в единый кулак, все еще представляла грозную силу. Всего Наполеон в это время имел около 75 тыс. человек, но боеспособных частей насчитывалось не более 40 тысяч У русских в трех армиях было более 100 тыс. бойцов.

Стремясь к Березине, Наполеон бросил по пути все, что мешало быстрому движению его армии, включая часть артиллерии, не обеспеченной конной тягой, и почти весь обоз.

Передовые русские части первыми поспели к переправам через реку, Наполеон подошел чуть позднее. На берегу Березины разгорелись бои. М.И. Кутузов торопил северную и южные группы войск, но те запаздывали. Наполеон начал переправу своих частей под неумолчный гром канонады. Опытный полководец, пользуясь тем, что кольцо окружения так и не сомкнулось на Березине, сумел перейти на другой берег реки и увести с собой часть армии. Однако значительные ее силы были перемолоты на переправах. Из 40 тыс. боеспособных войск 29 тыс. были либо убиты, либо взяты в плен, около 2 тыс. потонули в ледяных водах Березины. И лишь 9 тыс. человек во главе с самим императором сумели прорваться на противоположный берег и уйти в сторону Вильно. По существу, это был конец "Великой армии". Один из величайших полководцев мира был побежден русским мужеством, патриотизмом армии и народа, искусством русских военачальников и, прежде всего, фельдмаршала М.И. Кутузова. Сотни тысяч французов и представителей других народов Европы, которых Наполеон привел в Россию, здоровых, молодых, полных жизни мужчин, остались лежать в Русской земле, погибли на просторах России. Такова была тяжелая плата за амбиции французского императора и его соратников, за их геополитические претензии.

Несмотря на полную катастрофу французской армии на Березине, М.И. Кутузов был недоволен: замкнуть кольцо не удалось, Наполеон бежал. В этом престарелый полководец винил робкого Витгенштейна, который так и не преодолел свой страх перед военным гением Наполеона, и медлительного Чичагова.

Но война еще не закончилась. К Вильно из Германии подтянулись свежие силы; в Литве находились также не пошедшие в глубь России корпуса Макдональда, Ренье, корпус Шварценберга. Наполеон стремился собрать их в единый кулак близ Вильно, перегруппировать силы, организовать оборону города, закрепиться здесь до весны. В Литве находились нетронутые склады продовольствия, боеприпасов. Однако Кутузов воспрепятствовал и этим планам противника. Он не дал возможности подойти к Наполеону свежим корпусам; сам же с главными силами, несмотря на усталость армии, потери в непрерывных боях, растянутость коммуникаций, продолжал энергичное преследование неприятеля. Видя крах своих планов, Наполеон тайком, в закрытой кибитке, сопровождаемый небольшим конвоем, бежал в Париж. Остатки своей армии он сдал под командование маршалу Мюрату. В Варшаве Наполеон с горечью сказал одному из своих сторонников: "Может быть, я сделал ошибку, что дошел до Москвы, может быть, я плохо сделал, что слишком долго там оставался, но от великого до смешного - только один шаг, и пусть судит потомство".

Мюрату не удалось остановить наступающие русские войска. Вильно пало, разрозненные остатки наполеоновской армии отступили в Польшу, часть их ушла в Восточную Пруссию, входивший в их состав прусский корпус перешел на сторону русских. В конце декабря 1812 г. русские войска вышли к Неману - своей западной границе.31 декабря 1812 г. Александр I выпустил манифест, в котором объявил о полной победе над вторгшимся в пределы России неприятелем. Отечественная война 1812 г. закончилась. Впоследствии все участники войны были награждены медалями "В память 1812 года". Многие полки получили Георгиевские знамена и серебряные трубы; ряд полков - право носить на киверах особые знаки "За отличие". Тысячи офицеров удостоились высоких наград - орденов, повышения в званиях, Все это символизировало подлинный триумф российского военого искусства, храбрости и мужества русской армии, сокрушившей доселе непобедимую европейскую армию.

Герои, награжденные орденами

К началу XIX века в России существовало пять орде нов, которыми могли быть отмечены военные подвиги: высший русский орден св. Андрея Первозванного, ордена св. Александра Невского, Владимира, Анны и самый почетный военный орден дореволюционной России - св. Георгия.

Орден Андрея Первозванного, учрежденный Петром I в 1698 году, выдавался и за боевые подвиги, и за гражданские отличия. В армии его фактически мог получить, лишь имевший чин не нише полного генерала (генерал от кавалерии или генерал от инфантерии). Знаки ордена Андрея Первозванного состояли из следующих элементов: собственно знак (крест) ордена, основным изображением которого был св. Андрей, распятый, по преданию, на кресте Х-образной конфигурации, и серебряная восьмилучевая звезда с помещенным в ее центральном медальоне девизом ордена "За веру ж верность". Знак ордена носился на широкой голубой ленте через правое плечо, а звезда помещалась на левой стороне груди. В особо торжественных случаях знак ордена носился на груди на золотой, покрытой разноцветными эмалями фигурной цепи.

За всю эпоху 1812-1814 годов орден Андрея Первозванного за военные заслуги был выдан лишь семь раз. Первым его получил генерал от кавалерии А.П. Тормасов 4 декабря 1812 года за отличие в сражении при Красном 5 и 6 ноября. Вторым кавалером ордена Андрея Первозванного стал 20 мая 1813 года генерал от кавалерии П. X. Витгенштейн, за участие в сражении при Люцене. Третьим по времени награжденным этим орденом стал 7 сентября 1813 года генерал от инфантерии М. Б, Барклай-де-Толли, успешно сражавшийся 7 мая при Кенигсварте в Саксонии.Позднее орден получили еще четверо полководцев: 8 октября 1843 года - генерал от кавалерии М.И. Платов и генерал от инфантерии М.А. Милорадович за Лейнцигско сражение; в следующем, 1814 году указом от 3 мая - генерал от инфантерии А.Ф. Ланжерон за отличие при взятии Парижа, а несколько позже,19 мая - генерал от инфантерии Ф.В. Остен-Сакен за сражение 20 января при Ларотьере[33].

Все семь перечисленных выше кавалеров ордена Андрея Первозванного получили знаки без бриллиантовых украшений.

Орден Александра Невского, задуманный Петром I как исключительно боевая награда, был впервые выдан уже после смерти императора в 1725 году его женой и преемницей Екатериной I. С первых же награждений орден стал наградой и за военные, и за гражданские заслуги, причем в армии в эпоху 1812 года на него мог рассчитывать лишь имевший чин не ниже генерал-лейтенанта.

Так как орден Александра Невского имел одну степень, его знак (крест) красной эмали (в интересующую нас эпоху эмаль, как правило, заменялась вмонтированными в крест красными стеклами) носился на широкой красной ленте через левое плечо. На серебряной восьмилучевой звезде ордена помещался девиз "За труды и отечество". Особым, более почетным видом этой одностепенной награды могли быть знаки, украшенные бриллиантами (алмазами).

Всего за 1812-1814 годы орден Александра Невского был выдан за военные заслуги 48 раз, в том числе с бриллиантовыми украшениями - 14 раз.

В числе награжденных орденами Александра Невского без бриллиантовых украшений - 33 генерал-лейтенанта и 1 вице-адмирал. Знаки с драгоценными украшениями получили 4 генерала от инфантерии, 1 генерал от кавалерии и 9 генерал-лейтенантов.

Невозможно, да и нет особой необходимости в крат - ком обзоре перечислять всех кавалеров этого ордена, как и последующих наград. Мы назовем лишь наиболее известные фамилии и упомянем только самые блистательные подвиги, послужившие причиной награждений, либо особо интересные случаи выдачи наград. Орден Александра Невского за Бородинское сражение получили четыре героя Отечественной войны - генералы от инфантерии Д.С. Дохтуров и М.А. Милорадович и генерал - лейтенанты А.И. Остерман-Толстой и Н.Н. Раевский, При этом первые два отмечены орденом Александра Невского с бриллиантовыми украшениями, а двое следующих - без бриллиантов.

Командир 3-й пехотной дивизии генерал-лейтенант П.П. Коновницын заслужил эту награду еще раньше за отличие в бою 14 июля при безвестной деревне Какувячине недалеко от Островно. В следующем, 1813 году за осаду и взятие крепости Торн был награжден орденам Александра Невского с бриллиантами генерал от инфантерии М.Б. Барклай-де-Толли. Не имевший предыдущей ступени этой награды - без бриллиантовых украшений - Барклай был отмечен сразу же орденом с драгоценными камнями как носящий весьма высокий военный чин генерала от инфантерии.