Смекни!
smekni.com

Год коренного перелома или герои 1942 (стр. 2 из 3)

Полностью эвакуировать все войска из города не удалось. Оставшиеся на берегу мужественно дрались до тех пор, пока не иссякли боеприпасы, продовольствие и питьевая вода. Героическая, неравная по силам борьба продолжалась на некоторых участках города до 9 июля. Часть защитников Севастополя прорвалась в горы и сражалась затем в партизанских отрядах до вены 1944 года.

Эвакуацией Севастополя закончилась его восьмимесячная оборона, которая вошла в историю как образец длительной обороны большого города, как невиданный пример массового героизма и самопожертвования его защитников. Тысячи солдат, матросов и офицеров были награждены орденами и медалями. А после войны Севастополю было присвоено звание “Город-герой” с вручением ордена Ленина и медали “Золотая Звезда”

С падением Севастополя и отходом наших войск на юге страны обстановка на советско-германском фронте к концу июня резко изменилась в худшую сторону Неудачи на фронте вынудили Советское правительство провести вторую волну эвакуации промышленных предприятий из районов юга. Красная Армия и вес советский народ вновь переживали горечи поражений и неудач.

Тяжёлые бои завязались по всему Южному фронту. Чтобы быть поближе к району главных операций года, штаб верховного командования германской армии во главе с Гитлером перебрался из Восточной Пруссии на Украину, в Винницу.

Наши Войска Юго-Западного и Южного фронтов не смогли сдержать превосходящие силы врага. Ставка разрешила им отойти за Дон. В течение десяти суток днём и главным образом ночью наши войска с боями отходили на восток и юго-восток.

И всё же танковым и механизированным колоннам врага удалось прорвать фронт на ширину порядка 150 километров и форсировать Дон в нижнем его течении. Создалась непосредственная угроза прорыва фашистских войск к Сталинграду и на Северный Кавказ.

Район Сталинграда особенно привлекал гитлеровцев. Сталинград – это крупный промышленный центр нашей страны, где было много заводов, в том числе и производящие тяжёлые танки. Сталинград – это крупнейший транспортный узел, именно через него почти вся кавказская нефть направлялась в центр страны. Захват Сталинграда врагом значительно ослабил бы Советскую Армию и страну в целом.

Вот почему битва за Сталинград стала решающей битвой второго года Великой Отечественной войны.

Отступающие под натиском танковых и механизированных колонн противника войска Юго-Западного и Южного фронтов были крайне истощены. Советское командование понимало, что эти войска своими силами не смогут сдержать врага, рвавшегося к Волге и на Кавказ. Поэтому на дальних подступах к Сталинграду Ставка приступила к созданию нового – Сталинградского фронта, в состав которого были переведены три резервные армии. А в полосе между Волгой и Доном, на ближних подступах к Сталинграду, развернулось строительство оборонительных сооружений. 225 тысяч человек – рабочих, колхозников, служащих, студентом, женщин-домохозяек, школьников и учащихся ремесленных училищ – вышли копать противотанковые рвы, ставить надолбы, строить огневые точки.

Общая протяженность построенных ими оборонительных сооружений составила около четырёх тысяч километров. Было вынуто и перемещено за короткий рок почти 40 миллионов кубометров грунта.

17 июля передовые части фашистской группы армии “Б” (группа армии “Юг” была к этому времени разделена на две группы “А” и группа ”Б”, которые имели своей задачей наступление – первая на Кавказ, вторая – на Сталинград) в большой излучине Дона встретились с войсками Сталинградского фронта. Началась Сталинградская битва.

Превосходство в силах и средствах по-прежнему было на стороне врага. Советские войска испытывали острый недостаток в противотанковой и зенитной артиллерии, автотранспорте, боеприпасах. Большинство дивизий, прибывавших из резерва Ставки, ещё не имели боевого опыта.

Враг попытался прорвать нашу оборону и окружить советские войска на правом берегу Дона, с тем чтобы стремительным броском форсировать Дон, выйти к Волге и с ходу овладеть Сталинградом. Здесь завязались длительные кровопролитные бои, на которые не рассчитывали. Они продолжались с 23 июля по 10 августа. Координировал боевые действия наших войск представитель Ставки, начальник Генерального штаба генерал А. М. Василевский, прибывший в район Сталинграда 23 июля.

Исключительно важное значение в эти тяжёлые для нас дни сыграл приказ народного комиссара обороны №227 от 28 июля 1942 года. В этом приказе излагалась суровая правда об опасном положении, создавшемся на советско-германском фронте, осуждались “отступательные” настроения, указывалось на необходимость любыми средствами остановить продвижение немецко-фашистских войск на восток, предусматривались самые строгие меры ко всем, кто проявит в бою трусость и малодушие, намечались практические мероприятия по укреплению боевого духа и дисциплины. “Ни шагу назад, без приказа высшего командования!” – требовал этот приказ. Его моральное действие на войска было огромным. Командиры и политработники, партийные и комсомольские организации рот, батальонов, полков, соединений донесли до каждого воина всё непреходящее значение этого приказа.

Продвижение врага на восток несколько замедлилось.

За 19 дней жестокого сражения фашистские войска хотя и смогли продвинуться на 60-80 километров и выйти к внешнему оборонительному обводу Сталинграда в районах Калача и Абганерова, но с ходу взять Сталинград им так и не удалось. Тогда они решили нанести по городу одновременно два сильный сходящихся удара. Один – с северо-запада, из района станицы Трехостровкой, другой – юго-запада, из района Абганерова. Начать новое наступление они планировали 15-17 августа. Неделя отводилась на отдых войскам и на восполнение потерь…

Временное затишье, установившееся на фронте, было использовано Государственным Комитетом Обороны и Ставкой Верховного Главнокомандующего для укрепления оборонительных рубежей вокруг Сталинграда и накопление материальных средств. Были приняты меры по увеличению выпуска на заводах Сталинграда вооружения и боевой техники, особенно танков. Для руководства работой заводов, железнодорожного узла и волжского речного транспорта в Сталинград прибыли заместитель Председателя Совета Народных Комиссаров СССР В. А. Малышев и другие ответственные работники.

Получив донесение о том, что их передовые войска прорвались к Волге, гитлеровское командование настолько уверилось в скором падении Сталинграда, что дало указание немецким и западноевропейским газетам, находящимся под контролем ведомств Геббельса, подготовить специальные выпуски о полной победе гитлеровских войск под Сталинградом.

Указание Поспишили выполнить. Были подготовлены специальные выпуски газет. Бельгийская газета “Лежия”, например, набрала крупным шрифтом на первой странице: “Сталинград пал. После ожесточенной битвы, длившейся много недель, европейские войска, сломив яростное сопротивление советских армии, овладели последним оплотом русской обороны”.

Набрать текст набрали, а вот напечатать его не пришлось… Сопротивление советских войск под Сталинградом продолжалось, воля советских воинов не была сломлена.

Узнав о прорыве фашистских танков к Волге, Ставка Верховного Главнокомандования утром 24 августа потребовала от командующего Сталинградским фронтом генерала А. И. Ерёменко окружить прорвавшуюся группировку противника и истребить её. И хотя окружить и уничтожит эту группировку всё-таки не удалось, её действия были локализованы мужеством советских воинов.

Одним из многих примеров железной стойкости и массового героизма защитников Сталинграда, проявленного в те тревожные дни, явился бессмертный подвиг 33 бойцов 1379-го стрелкового полка 87-й стрелковой дивизии. Они были вооружены автоматами и винтовками, у них были гранаты и бутылки с горючей смесью, у них было всего одно противотанковое ружьё и 20 патронов к нему. А против них наступало около батальона пехоты и 70 танков…

Несколько часов отбивая яростные атаки противника эта горстка людей, которой руководил политрук А. Ефтифеев и младший политрук Д Ковалёв.

Потеряв 150 убитыми, оставив на поле боя 27 подбитых танков, враг отступил!..

В одном из жарких боёв под стенами Сталинграда смертью храбрых погиб старший лейтенант, командир роты десантников Рубен Ибаррури – сын легендарной испанской коммунистки Долорес Ибраррури.

Рубен добровольно пошёл в ряды Советской Армии и храбро сражался, защищая советскую землю от фашистов, так же как в 30-х годах защищали от фашистов землю Испании советские добровольцы

Рубену Ибаррури было присвоено звание Героя Советского Союза.

Большую тревогу и заботу о судьбе Сталинграда проявляли в те дни Государственный Комитет Обороны и Ставка Верховного Главнокомандования. В район Сталинграда направлялось всё, что было возможно, за исключением только формируемых стратегических резервов, которые предназначались для будущих операций по разгрому врага.

Для оказания практической помощи фронтам в район Сталинграда Ставка послала генерала Г. К. Жукова, который 26 августа был назначен заместителем верховного главнокомандующего.

К вечеру 28 августа на северо-западе Сталинграда наступление прорвавшихся к Волге гитлеровцев было остановлено.

На южных подступах к городу наши войска успешно отбивали атаки гитлеровской армии до 29 августа. Однако вечером этого дня фашистам удалось прорвать наш фронт и выйти к внутреннему оборонительному обводу Сталинграда.

Ставка отдала приказ Сталинградскому фронту немедленно нанести удар по немецким войскам севернее Сталинграда и прорваться на помощь осаждённому городу. Учитывая крайне тяжёлое положение, Ставка на этот раз выделила из своего резерва две армии. Удар этих армий хотя и не привел к прорыву в город, но заставил фашистское командование повернуть значительную часть своих сил на север и ослабить группировку войск, действовавшую непосредственно против защитников Волжской твердыни.