Смекни!
smekni.com

Федеративное устройство РФ (стр. 5 из 8)

3. Государственный суверенитет РФ

Категория суверенитета имеет политико-правовой характер, выражая сущность правовых полномочий государства в его внутренней и внешней политике. Суверенитет — это самостоятельность и свобода нации в установлении своего политического статуса и определении экономического, социального и политического развития, а также территориальное верховенство государства и его независимость в международных отношениях. Если конкретизировать данное положение, то можно сказать, что суверенитет — это свойство государственной власти. Составными элементами суверенитета являются верховенство, самостоятельность и независимость.

По отношению к различным властям внутри государства суверенитет означает верховенство государственной власти. Применительно к целям и функциям государства, выбору форм и методов его осуществления суверенитет означает самостоятельность институтов государственной власти. На международной арене суверенитет означает независимость государственной власти.

Государственный суверенитет, выражающий такие существенные свойства государственной власти, как ее верховенство и независимость, реализуется посредством деятельности государства, его органов, через его правовую систему. Поэтому и равнозначны понятия — государственный суверенитет и суверенитет государства.

Государственный суверенитет — это исходящая от народа верховная власть, состоящая в самостоятельном осуществлении государственных функций в рамках национального и международного права.

Несмотря на то, что верховенство, самостоятельность и независимость государственной власти могут проявляться в различных сферах общественной жизни: в экономике, законодательстве, внутренней и внешней политике, — суверенитет един и неделим.

Согласно устоявшемуся в конституционном праве подходу народ, нация и государство выступают субъектами суверенитета. Отдельными компонентами суверенитета государства являются народ и территория.

Категория суверенитета наиболее важна для федеративного государства, поскольку предполагает конкретизацию объема прав, которыми должна обладать Федерация для обеспечения ее государственного суверенитета. Наличие неотчуждаемых прав Федерации гарантирует сохранение государством его суверенитета.

Суверенитет государства реализуется через его суверенные права, которые составляют ядро полномочий государства, тот необходимый минимум, без которого не может существовать суверенное государство. Если суверенитет как определенное свойство государственной власти нельзя измерять объемом (иными словами не может быть речи о его сужении или расширении), то суверенные права — более подвижная категория, сопоставимая с компетенцией суверенного государства. В любом случае, суверенные права не могут выходить за рамки конституции государства.

К конституционным основам государственного суверенитета Российской Федерации относятся:

• верховенство Конституции РФ и федерального законодательства над законодательством субъектов Федерации (ч. 1 ст. 15, ч. 5 ст. 76 Конституции РФ);

• территориальная целостность и неприкосновенность границ (ч. 3 ст. 4 Конституции РФ);

• право защиты своего суверенитета во внутренних и внешних делах (ст. 56, п. "к" ч. 1 ст. 71 Конституции РФ);

• единые вооруженные силы (п. "м" ч. 1 ст. 71 Конституции РФ);

• единство экономического пространства, единое финансовое, валютное, кредитное, таможенное регулирование, денежная эмиссия (п. "ж" ч. 1 ст. 71, ч. 1 ст. 75 Конституции РФ);

• исключительное право на внешнеполитическую и международно-договорную деятельность (п. "к" ч. 1. ст. 71 Конституции РФ);

• управление федеральной государственной собственностью, регулирование важнейших отраслей народного хозяйства и стратегических природных ресурсов (п. "д" ч. 1 ст. 71 Конституции РФ).

Российский федерализм характерен тем, что несмотря на четкую определенность положений Конституции РФ об исключительном обладании государственным суверенитетом Российской Федерацией, практика показывает, что республики, входящие в состав Федерации, по прежнему продолжают считать себя суверенными государствами, как это закреплялось в республиканских декларациях о государственном суверенитете 1990—1992 гг. и нашло отражение в Федеративном Договоре 1992 года, республиканских конституциях и других документах.

Статья 61 Конституции Республики Татарстан, например, определяет указанный субъект Федерации в качестве суверенного государства, субъекта международного права, ассоциированного с Российской Федерацией — Россией на основе Договора о взаимном делегировании полномочий и предметов ведения.

Другим примером притязаний на обладание государственным суверенитетом республик является Договор о разграничении предметов ведения и взаимном делегировании полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти Республики Башкортостан от 3 августа 1994 года, где в первой же статье записано: "Республика Башкортостан — суверенное государство в составе Российской Федерации".

И, наконец, одиозным проявлением посягательства на государственный суверенитет Российской Федерации служит подписанный в 1994 году Договор о дружбе и сотрудничестве между Республикой Башкортостан и Республикой Абхазия, где стороны именуют себя суверенными государствами. Данный Договор — это пример явного вторжения субъекта Федерации в исключительную компетенцию России в области международного признания государства.

Таким образом, в настоящее время можно говорить о двух тенденциях толкования концепции государственного суверенитета в российском федеративном государстве. Первая, закрепленная в Конституции РФ, основывается на понятии единого, неделимого и распространяющегося на всю территорию Российской Федерации государственном суверенитете, отрицающего какую-либо возможность для субъектов Федерации иметь свой собственный государственный суверенитет.

Вторая тенденция, напротив, заключается в признании суверенитета за республиками в составе Российской Федерации в силу того, что в ч. 2 ст. 5 Конституции РФ они называются государствами. Такой подход характерен для внутригосударственных договоров и законодательства республик. Исходя из такого понимания делается вывод, что в России наблюдается сочетание двух суверенитетов в рамках одного государства. Суверенитет федеративного государства как бы поглощает суверенитет входящих в него республик. Тенденция множественности государственного суверенитета таит в себе определенную опасность для существования единого целого федеративного государства.

Внешним проявлением государственного суверенитета являются символы государства — государственный флаг, герб, гимн. В Российской Федерации они устанавливаются федеральным конституционным законом, который в настоящее время не принят. Сейчас государственная символика России определена указами Президента РФ.[10] Законодательством охраняются от посягательств и неуважительного отношения государственные символы Российской Федерации, поскольку в них в образном и лаконичном виде заключена информация об исторических корнях и ценностях государства. Столицей России является город Москва, статус которой определяется федеральным законом.

4. Конституционное регулирование компетенции в РФ

Государственный суверенитет в деятельности органов государственной власти по реализации внутренних и внешних функций государства. Только через основные функции государственной власти суверенитет воплощается в жизнь, становится фактическим свойством власти. Для того, чтобы выполнить данные функции, государство должно обладать определенной компетенцией.

Компетенция — это определяемый Конституцией или законом объем полномочий государственного органа или должностного лица, за рамки которого они не могут выходить в своей деятельности.

По отношению к государству — это круг прав и обязанностей в определенных сферах общественных отношений. Компетенция государства может быть реализована не только через органы государства, но и через референдум и другие институты прямой демократии.

Федеративное устройство предопределяет разграничение компетенции между федеральными органами власти и органами власти субъектов. Компетенция государственного органа по устоявшемуся в юридической науке мнению определяется через предметы ведения и полномочия. При этом предмет ведения государственного органа — это сфера общественных отношений, регулирование которой отнесено соответствующими нормативными актами к компетенции данного органа. Тогда как полномочия органа государственной власти включают в себя права и обязанности органа государственной власти в отношении принятия правовых актов и осуществления иных государственно-властных действий в определенной сфере общественных отношений.[11]

В соответствии с Конституцией РФ 1993 года компетенция государственных органов Федерации и ее субъектов разграничивается на:

• исключительную компетенцию федеральных органов власти;

• совместную компетенцию органов государственной власти Федерации и ее субъектов;

• исключительную компетенцию органов государственной власти субъектов Федерации.

К исключительной компетенции федеральных органов власти относятся все вопросы, связанные с функционированием государства на международной арене, вопросы, требующие единого регулирования по всей стране (энергетическая, космическая системы, денежная система и др.), федеральная собственность и управление ею, установление федеральных налогов и сборов, федеральные органы власти, федеративное устройство и территория России. Органы государственной власти субъектов Российской Федерации не имеют права вторгаться в исключительную компетенцию федеральных органов.