Смекни!
smekni.com

Диссидентское и правозащитное движение в СССР (стр. 3 из 3)

Помимо довольно узких кругов интеллигенции, активный, хотя и не имевший значительного резонанса, протест выражали другие слои общества, среди которых были:

- католические круги Литвы;

- советское еврейство, вопрос обо все большем ограничении в период 1970 - 1985 годов прав евреев на эмиграцию из СССР стал наиболее острым в советско-американских отношениях;

- некоторая часть национальной интеллигенции, в особенности на Украине, в Грузии, Армении, Прибалтике, озабоченная массовой миграцией в республики (особенно в Эстонию и Латвию) из России и других регионов СССР и политикой русификации, заключавшейся во введении русского языка в качестве второго национального языка и обязательности его изучения для сдачи некоторых экзаменов в высшей школе.

В стране, в которой любая власть, будь то власть коллектива на низшей ступени, бюрократическая на средней или деспотическая на верхней, всегда оставалась враждебной к свободному выражению мнений, идущих вразрез с принятыми установками и против самой природы этой власти. К тому же в условиях репрессий диссидентство как выражение радикальной оппозиции и альтернативной политической концепции, защищавшей перед государством права личности, не могло охватить широкие слои общества. Недовольство и неудовлетворенность проявлялись в советской действительности по-разному. В этом смысле показательна рабочая среда. Две попытки создать независимый профсоюз (сначала инженера Клебанова в конце 1977 года, потом участников правозащитного движения, организовавших СМОТ - Союз межпрофессиональных объединений трудящихся) завершились неудачей. Забастовочное движение, еще совсем малочисленное, уже не было, однако, исключительной формой действий: в 1975 - 1985 годах прошло около 60 крупных забастовок.

Как в самой политической сфере, так и вне ее, в области культуры, в некоторых общественных науках стали возникать дискуссии, зарождаться различного рода деятельность, которая если и не была откровенно "диссидентской", то, во всяком случае, свидетельствовала о явных расхождениях с официально признанными нормами и ценностями. Среди проявлений такого рода несогласий наиболее значительными были:

- протест большей части молодежи, привлеченной образами западной культуры;

- экологические компании;

- критика деградации экономики молодыми "технократами", зачастую работавшими в престижных научных коллективах, удаленных от центра;

- создание произведений нонконформистского характера во всех областях интеллектуального и художественного творчества.

Все эти направления и формы протеста получат признание и расцвет в период "гласности".

Заключение

Итак, диссидентское движение - наиболее радикальное, заметное и мужественное выражение несогласия.

Начало диссидентскому движению в его классическом варианте было положено в 1965 году арестом Синявского и Даниэле.

В диссидентском движении можно выделить три основных направления:

1. гражданские движения;

2. религиозные течения;

3. национальные движения.

Выделяют четыре этапа диссидентского движения.

Наиболее активные формы протеста были характерны, главным образом, для трех слоев общества: творческой интеллигенции, верующих и некоторых национальных меньшинств.

70-е годы были отмечены:

- рядом очевидных успехов КГБ в борьбе против всех форм диссидентства;

- непрерывным падением международного престижа СССР вследствие репрессий.

Все эти направления и формы протеста получат признание и расцветут в период «гласности».


Список использованной литературы

1. Алексеева А. А. История инакомыслия в СССР. М., 1992 г.

2. Геллер М. История России, 1917 - 1995 г.г. М., 1996 г.

3. Верт Н. История Советского государства. 1900 - 1991. М., 1998 г.

4. Кризис экономики советского типа // Вопросы экономики, 1992 г., № 4-6.

5. Политическая история России / под ред. Журавлева В.В., М., 1998 г.

6. Советское общество в 70-е годы: опыт, проблемы, М., 1988 г.