Смекни!
smekni.com

Домонгольский период истории Русского государства (стр. 2 из 2)

Кульминационным пунктом в истории державы Рюриковичей явилось правление князя Владимира Святославовича (Святого) (980-1015), при котором все земли восточных славян объединились в составе Киевской Руси. Рассматривая многоаспектную деятельность Владимира Святого как государственного деятеля в контексте общеевропейской истории, особо следует сказать о том, что при нем в 988 году в качестве государственной религии было принято христианство. Этот факт имел большое значение для дальнейшего развития Руси.

Принятие христианства, с одной стороны, укрепляло централизованную власть и территориальное единство Киевской Руси, с другой - имело большое международное значение. Наконец, это событие сыграло важную роль в развитии русской культуры, испытавшей на себе прямое влияние византийской, а опосредованно через нее - античной культуры.

Во главе русской православной церкви был поставлен "митрополит", назначаемый константинопольским патриархом. Отдельные области Руси возглавляли епископы, которым подчинялись священники в городах и селах. Все население государства обязано было платить единый налог на содержание церкви - "десятину". За свой непосредственный вклад в крещение Руси Владимир был канонизирован церковью как святой.

Принятие христианства в качестве господствующей государственной религии имело много важных последствий. Во-первых, христианство как религия, общепринятая в Европе, еще больше сблизила Киевское государство с западноевропейскими странами. Во-вторых, внедрение христианской церкви, организованной на феодальных началах, способствовало дальнейшему развитию в Киевской Руси феодальных общественных отношений. В-третьих, церковная организация, которую взяли на себя греки (византийцы), заняла весьма видное место в восточнославянском обществе как новое сильное орудие воздействия на массы в целях дальнейшего их подчинения господствующей верхушке и государственной власти в целом. В-четвертых, христианство заметно подняло статус княжеской власти и упрочило связь между отдельными частями государства. Наконец, христианство всемерно способствовало повышению уровня культуры Киевской Руси, сыграв тем самым прогрессивную роль.

В частности, после принятия христианства в Киевской Руси еще энергичнее распространяется письменность. Напомним, что еще в IX веке византийские миссионеры Кирилл и Мефодий, славяне по происхождению, проповедовавшие христианство в Чехии, изобрели славянскую азбуку и перевели на славянский язык основные богослужебные книги. В славянских землях на Балканах, особенно в Болгарии, появилась переводная и оригинальная славянская литература. После крещения Руси эта литература хлынула в Киев и другие восточнославянские города. Именно при Владимире Святом была создана специальная школа для подготовки образованных государственных деятелей славянского происхождения.

Принятие христианства благотворно воздействовало на отношения Киевской Руси со странами Западной Европы. Уже Владимир, как отмечают исторические источники, жил в мире с королями многих европейских государств. Понятно, что отмеченные выше следствия обнаружились не сразу. Так, культурное влияние христианства в Киевской Руси проявлялось по мере его проникновения в народные массы, по мере распространения грамотности и образования в широких слоях населения Древнерусского государства.

В контексте общеевропейской истории среди многочисленной династии Рюриковичей (IX-XIII) обращают на себя внимание и такие государственные деятели Древнерусского государства, как киевские князья Ярослав Мудрый (1019-1054) и Владимир Мономах (1113-1125).

При Ярославе Мудром Киевская Русь достигла своего наивысшего расцвета. Так же, как и Владимиру Святому, Ярославу Мудрому удалось обезопасить Русь от печенежских набегов. В 1030 году после успешного похода на прибалтийскую чудь он основал Юрьев (ныне - Тарту), утвердив тем самым славянское влияние в Балтии. При Ярославе Мудром Киев стал одним из крупнейших городов Европы, который соперничал по пышности и монументальности архитектурных форм и неприступности укреплений с Константинополем. Источники утверждают, что в тот период в городе было не менее 400 церквей, среди которых особо выделялся Софийский собор. Сам Ярослав Мудрый, подобно византийским владыкам, назывался царем.

Ирония истории древнеславянского государства, к сожалению, также связана с именем Ярослава Мудрого, который, умирая, разделил территорию могучей по тем временам державы между пятью своими сыновьями и племянником. Он завещал своим наследникам жить в мире и любви и прислушиваться во всем к мнению старшего в роду - Изяслава.

Внешний фактор, связанный с необходимостью отпора появившимся к середине ХI века в южнорусских степях кочевникам - половцам, уже не тормозил процесс распада Киевской Руси на отдельные враждовавшие друг с другом княжества.

Предотвратить процесс распада Киевской Руси попытался Владимир Всеволодович Мономах (1113-1125), приглашенный на престол киевскими боярами в период народного восстания 1113 года в Киеве.

Владимир Мономах - крупная политическая фигура своего времени. Он был хорошо известен не только на Руси, но и в Западной Европе. Владимир Мономах - явный сторонник государственного единства всей Руси, активный борец против всяких попыток ее расчленения. Став киевским князем, он попытался восстановить поколебавшийся статус Киева. Малейшее неповиновение центру Владимир тут же пресекал.

Так, минского князя Глеба Всеславича, который переступил северную границу Киевской земли, Мономах быстро усмирил. Побежденный князь обещал повиноваться Владимиру, но слова не сдержал. Тогда Владимир отобрал у него Минск, а его самого повелел доставить в Киев, где тот скоропостижно скончался. Столь же круто расправился Мономах с владимиро-волынским князем Ярославом Святополчичем. Даже непокорный Новгород Великий вынужден был признать власть Владимира и принять у себя его посадника. Половцы, неоднократно битые дружинами Владимира Мономаха, также прекратили свои набеги на южные рубежи Руси. При Владимире и его сыне Мстиславе (1125-1132) Киев вновь на некоторое время обрел статус политического центра Древнерусского государства, но уже на основе более развитых формах феодальных общественных отношений.

Раскрывая вопрос о причинах раздробленности Руси, следует сказать, что указанный процесс являлся закономерным этапом развития не только Древнерусского государства, но и государств Западной Европы. При этом необходимо признать значение Киевской Руси в истории всей Восточной Европы. Обобщая многочисленные научные выводы, можно констатировать: как империя Карла Великого предшествовала образованию Франции, Германии и Италии, так и Киевская Русь предшествовала образованию Польши, государств Балтии, Московского государства и отчасти - Турции.

Таким образом, Киевская Русь сплотила разрозненные силы славянских народов Восточной Европы, создала благоприятные условия для развития различных сторон их общественной жизни и сделала страну не только в достаточной степени обороноспособной, но и интенсивно развивающейся в экономическом и культурном отношениях. Вместе с тем на примере цивилизации Древней Руси отчетливо видны фазы зарождения, расцвета и заката. Именно в XII веке Киевская Русь приходит к своему закату, а точнее - полной раздробленности с неизбежными феодальными войнами, не прекращающимися даже тогда, когда внешний враг бесчинствовал на территории страны.

Экономика Киевской державы развивалась экстенсивно: ее рост был обусловлен в значительной степени расширением территории, дальнейшим освоением Восточно-Европейской равнины. Политическая раздробленность явилась новой формой организации русской государственности в условиях освоения новых территорий. Повсеместно распространялось пахотное земледелие, совершенствовались орудия труда, сложились боярские вотчины. Показателем экономического развития стал рост городов. Княжеские и боярские вотчины, как и крестьянские общины, платившие подати государству, вели натуральное хозяйство. Господство натурального хозяйства давало возможность каждому региону ощутить свою самодостаточность, а отсюда как следствие - экономические предпосылки политической раздробленности.

Главной фигурой в процессах политического разъединения выступило боярство. Опираясь на боярство, удельные князья сумели закрепить свою власть в вотчинных княжествах. Не везде этот процесс протекал одинаково. Если боярство чувствовало свою политическую силу и могло влиять на князей, то оно ограничивало их власть договорными рамками. Именно так произошло, в частности, в Новгороде и Пскове, где возникли боярские республики. В других землях киевской Руси князья сумели где силой, где интригами подавить сопротивление бояр и закрепить свою власть в форме монархии.

Фактором раздробленности являлся и существовавший в Древнерусском государстве порядок престолонаследия. Такой порядок закономерно влек за собой "круговорот князей", вызывавший политические смуты, недовольство основной части населения государства, чем умело пользовались и удельные князья, и местная знать.

Несмотря на то, что Киев стал первым среди равных княжеств-государств, а другие восточнославянские земли долгое время удерживались под властью киевского князя, эти земли довольно быстро приобретали экономический, политический и культурный вес. Процесс атомизации, распада Руси на удельные княжества стремительно набирал обороты и к началу XII - концу XV вв. (это время называют удельным периодом) в качестве самостоятельных выделились княжества, названия которым дали стольные города: Киевское, Черниговское, Переяславское, Муромское, Рязанское, Ростово-Суздальское, Смоленское, Галицкое, Владимиро-Волынское, Полоцкое, Турово-Пинское, Тьмутараканское, а также Новгородская и Псковская боярские республики. В каждой из этих земель некогда единого Древнерусского государства властвовала своя династия - одна из ветвей многочисленного рода Рюриковичей. Сыновья князя и бояре-наместники управляли всеми местными уделами. При этом междоусобицы как внутри отдельных ветвей Рюрикова рода, так и между указанными выше землями составили главное содержание периода удельной раздробленности. Находясь в состоянии феодальной раздробленности, Русь объективно не могла в дальнейшем достойно противостоять монголо-татарскому нашествию.

Литература

1. Зуев Н.М. Хроника истории России. IX - XX вв. М., 1995.

2. Дворниченко А.Ю., Ильин Е.В. Кривошеев Ю.В. Русская история с древнейших времен до наших дней. Спб., 1999.

3. Карамзин Н.М. История государства Российского. М., 1988.

4. Мункачев Ш.М., Устинов В.М. Политическая история России. От становления самодержавия до падения советской власти. М., 1999.

5. Похлебкин В.В. Внешняя политика Руси, России и СССР за 1000 лет в именах, датах и фактах. М., 1992.