Смекни!
smekni.com

Древнейший период истории Азербайджана (стр. 2 из 8)

Этот многовековый труд развивал умственные способности, обогащал опыт и навыки в производственном процессе и явился основной причиной, которая воздействовала на очеловечение предка первобытного человека – человекоподобной обезьяны.

Причина, создавшая важнейшие условия или оказавшая воздействие на очеловечение предка первобытного человека, привлекла к себе внимание крупнейших мыслителей и ученых, но исчерпывающим образом этот вопрос был разрешен Ф. Энгельсом. В своей книге «Диалектика природы» он пишет: «Труд создал самого человека . . .», «Рука, таким образом, является не только органом труда, она также и продукт его»[12].

Многовековое использование каменных орудий и оружия первобытным человеком изменяло их форму, содействовало их совершенствованию, а в связи с этим расширялось их применение в разных областях жизни. Применение же более усовершенствованных каменных орудий облегчало добычу материальных благ и борьбу с хищными зверями.

Таким образом, камень и изготовленные из него орудия производства долгое время играли весьма важную роль и в развитии самого первобытного человека.

Среди материалов, выбранных первобытным человеком для изготовления орудий производства и оружия защиты, самое важное место занимал кремень. Учеными уже давно установлено, что в первоначальной стадии культуры орудия производства и оружия защиты делались в основном из кремня. Этот период в истории человечества назван каменным веком. Кроме кремня, первобытный человек тогда пользовался также дубиной и заостренными костями.

Каменный век в основном делится на два периода. Первый из них называется древним каменным веком, или эпохой палеолита; второй – новым каменным веком, или эпохой неолита.

Древний каменный век занимал огромный промежуток времени, который, по мнению ученых, охватывает несколько сот тысяч лет. Эта эпоха считается «детством человечества».

В раннем периоде каменного века на основе группового брака[13] постепенно начала оформляться ранняя стадия родового строя.

Следует отметить, что при всех формах группового брака неизвестно было, кто является отцом ребенка, но известно было, кто его мать. Хотя она и называет всех детей общей семьи своими и по отношению к ним несет материнские обязанности, но она все же знает своих родных детей среди остальных. Отсюда ясно, что при групповом браке происхождение может быть установлено лишь с материнской стороны, а потому признается только женская линия[14].

В эпоху палеолита при дальнейшем развитии группового брака образовалась семья, где в своем первоначальном виде оформлялся род по материнской линии. Здесь глава рода – мать – распоряжалась его производственной, хозяйственной и общественной жизнью. Период существования этого рода в истории человечества называется матриархатом.

Основные орудия производства и оружие в эпоху палеолита изготовлялись из кремня. Среди них важное место занимал кремневый нож, о котором Ф. Энгельс пишет следующее: «Прежде чем первый кремень при помощи человеческой руки был превращен в нож, должен был, вероятно, пройти такой длинный период времени, что в сравнении с ним известный нам исторический период является незначительным»[15].

Кремневые орудия из стоянки палеолитического человека в пределах Азербайджана пока не обнаружены. Имеющиеся отдельные находки носят случайный характер. Из них каменный скребок, или нож, из окремневшего мергеля апшеронской породы,[16] найденный в районе гор. Баку – возле поселка им. Монтина, между армянским кладбищем и полотном узкоколейной железнодорожной линии Баку-Бинагады, и ударник, или ручной топор, из камня местной породы, обнаруженный в районе Калликдага, близ гор. Ханлара,[17] до сих пор не получили научного подтверждения о принадлежности их к эпохе палеолита. Оба эти предмета изготовлены путем применения сколотой техники, формой и обработкой они напоминают каменные орудия ашельского типа.

В течение тысячелетий кремневые орудия играли очень важную роль и в истории далеких предков азербайджанского народа. Они пользовались этими орудиями не только в эпоху камня, но и в начале эпохи металла и частично в последние периоды до появления железа.

Дальнейшее развитие трудового процесса по изготовлению орудий из этого камня потребовало большого количества сырья, что способствовало отысканию человеком месторождений кремня.

Древнейшие разработки кремня в пределах Азербайджанской ССР были обнаружены недалеко от гор. Ханлара, в районе Килликдагского массива[18]. В эпоху энеолита (3-4 тыс. лет до н. э.) они приняли такой большой размах, что данный район можно назвать местом древнего промысла по добыче кремня.

Камень, добывавшийся в Килликдаге в эпоху энеолита употреблялся для изготовления орудий. Позднее, в эпоху бронзы, приблизительно со II тысячелетия до н. э. , часть здешнего кремня шла на удовлетворение сельскохозяйственных потребностей главным образом на изготовление молотильных досок «вэл»[19]. Еще позже, в эпоху железа, он использовался, кроме того и для получения огня, а с появлением огнестрельного оружия применялся в системе замка кремневого ружья.

Ознакомление с огнем внесло большие изменения в жизнь первобытного человека. Процесс развития его трудовой деятельности с этого момента шел вперед со все возрастающей скоростью – более быстро, чем во все предшествовавшие века.

Таким образом, в результате развития разнообразных процессов труда в продолжение многих веков и благодаря ознакомлению с огнем, первобытному человеку удалось усовершенствовать свои орудия производства, свое оружие, свой быт, свой общественный строй, в общей же совокупности – всю свою материальную и духовную культуру.

Применение огня. Добывание огня и умение пользоваться им является величайшим фактором в истории человечества. На заре своей истории люди вначале пользовались только естественно возгоравшимся огнем. Они могли получить его от вулкана, от горящих газов, от пожара после удара молнии. Так как в древности в Закавказье имелось много действовавших вулканов и существовали районы горящих газов, то можно сказать, что оно было одной из тех стран мира, где человек рано ознакомился с огнем и стал применять его в своем быту.

Применение огня в быту совершило большой сдвиг в трудовой деятельности человека. Оно способствовало увеличению различных видов съестных припасов и увеличению рациона пищи. При помощи огня люди стали независимыми от климата и местности и смогли жить на обширных территориях.[20] С овладением огнем труд стал развиваться и совершенствоваться еще быстрее, и на основе этого первобытный человек начал оказывать все большее воздействие на окружающую среду. Огонь являлся средством защиты от хищных зверей. Он освещал темные жилища, вокруг него собирались члены рода и семьи. Вот почему в далеком прошлом огонь пользовался почетом и ему поклонялись многие народности древнего мира как на Востоке, так и на Западе.

Древнейшие предки азербайджанцев тоже считали огонь священным и «чистейшим» элементом жизни. Культ огня был так широко и глубоко распространен в Азербайджане, что следы его очень ярко сохранились в быту нашего народа вплоть до последних лет. Характерно, что почти все культовые места в Азербайджане назывались «оджаг», т.е. очаг, хотя никаких признаков и следов огня во многих из них не имелось. «Оджагом» именовались «священные» родники, деревья, камни, горы и др. Достаточно сказать, что и теперь в некоторых районах Азербайджана невеста, войдя в дом жениха, три раза должна обойти вокруг «оджага» и совершить особый ритуал. Мы не говорим уже о многочисленных обычаях и обрядах, связанных с культом огня, пережитки которого сохранились в быту азербайджанцев.

Само название страны Атропатена-Атрпатакан – Адербайджан-Азербайджан, которые возникло в древнейшие времена, также связано с культом огня, ибо известно, что здесь имелись многочисленные источники огня. Таким образом, широкое использование огня в быту с незапамятных времен и наличие многочисленных культов огня определили возникновение названия Азербайджана в смысле «Страна огней».

Древнейшая посуда первобытного человека. С переходом человека к пещерной жизни потребность в заготовке запасов съестного увеличилась. Местом хранения их служили сухие ямы, вырытые в земле, и чашеобразные углубления, высеченные в скалах.

Подобные углубления зарегистрированы археологами во многих местах Азербайджана. Наиболее характерны чашечные углубления, обнаруженные в Ярдымлинском районе – перед пещерой, расположенной близ с. Алар, недалеко от крепости Кыз-каласы. Здесь, на скале, слегка поднимающейся над поверхностью почвы, были высечены 10 чашечных углублений диаметром от 32 до 180 см и глубиною от 20 до 35 см. Большое количество таких углублений выявлено в Кобыстане – на склонах и у подножий гор Беюкдаш, Кичикдаш, Джингирдаг и холма Язылы. В переделах г. Беюкдаш многие углубления находятся возле пещер и наскальных навесов. Эти чашеобразные углубления использовались обитателями близ расположенных пещер и наскальных навесов как первоначальная и неподвижная посуда для сбора и хранения воды.[21]

НОВЫЙ КАМЕННЫЙ ВЕК (НЕОЛИТ). ПЕРИОД РОДОВОГО СТРОЯ И НАЧАЛО ЭПОХИ МЕТАЛЛА

Каменные орудия эпохи неолита. Грубо выделанные каменные орудия древнейшего подвергались дальнейшему изменению и улучшению. Этому способствовали накопленный в процессе трудовой деятельности опыт и развитие умственных способностей человека. Теперь к каменным орудиям начали прикреплять деревянные и костяные рукоятки. Для этого делали широкие бороздки, охватывавшие среднюю часть орудия, позднее стали просверливать в нем отверстие для более прочной насадки рукоятки. Оба способа крепления в дальнейшем сосуществовали. Усложнялись функции каменных орудий. В результате начали изменяться их формы. Появились шлифованные молотки, топоры, долота и др. Более тщательно обрабатывались кремневые, обсидиановые и костяные орудия и оружие. Каменный топор, долото, кремневая пила и огонь дали возможность человеку лучше обрабатывать дерево. Путем разведения костра в нижней части ствола человек мог свалить вековое дерево, а при помощи каменного топора, деревянной колотушки и каменного клина стал изготовлять бревна и доски-горбыли для постройки жилища, лодки из цельных срубов, деревянную посуду и утварь. Человек овладевает ручным ткачеством из мочалы, плетением корзин из лыка или камыша. Начали появляется зачатки расселения деревнями. К этому времени человек научился делать более удобные дубины, палки и метательные орудия, копья с кремневыми, обсидиановыми и костяными наконечниками. В дальнейшем развитии копья были изобретены лук и стрела, «благодаря которым дичь стала постоянной пищей, а охота – одной из нормальных отраслей труда»[22].