Смекни!
smekni.com

Древнерусская керамика (стр. 4 из 6)

Из плиток составляли дкоративные композиции от простейших шахматных до циркульных фигур, плетёнки и народных мотивов. Поэтому изготовлялись плитки самых разнообразных геометрических и лекальных форм. По сложности орнамента особо выделяется майоликовый пол в Гродно. Для его выстилки понадобились плитки около 20-ти фасонов. Майоликовыми плитками выстилались полы не только храмов, но и гражданских зданий.

Пол центрального нефа (пространства между рядами столбов) был устлан майоликовыми и мозаичными плитками.

Во II-ой пол. XII в. майолика обогатилась новыми декоративными качествами. Широкое распространение получили полихромные плитки. На их одноцветный фон наносились геометрические и растительные орнаменты других цветов или в особый узор «под мрамор». Наиболее сложны по декору белгородские плитки. Линейные и растительные орнаменты жёлтого, зелёного и других светлых тонов выделяются на тёмном красновато-коричневом фоне поливы. К белгородским очень близки старорязанские и владимирские плитки. С сер.XII в. появляются плитки с сюжетами, изображающиеся в зверином стиле. В дворцовой церкви Боголюбова пол был устлан большими жёлтыми плитками с изображением грифона. В то же время майоликовые плитки стали применяться и для декора стен. Такие плитки с рельефными рисунками были найдены в древнем Галиче, а позднее в Чернигове.

Галичские плитки особенно интересны. На них в орнаментных кругах изображены птицы, грифоны и др. фантастические существа. Этими плитками, по-видимому, декорировали стены княжеских палат или княжеского храма Спаса.

Майоликовые плитки были распространены и декоре деревенских теремов, домов горожан. Черниговские плитки – зелёные с белыми разводами украшали, вероятно, обмазанные глиной и побелённые стены.

Высокие декоративное качество майоликовых плиток были уже в XII в. использованы для оформления фасадов.

На Золотом Току найдено немало рельефных плиток с разнообразными вертикальными растительными мотивами. Эти изображения также вписаны в круглые медальоны, и напоминают они по своей схеме «дерево жизни». Одна из таких плиток покрыта прозрачной зеленой поливой. Полива, собираясь в углублениях, еще больше усиливает четкие линии рисунка, близкого по характеру к контурной черни на металлических изделиях. Таким образом, майоликовая плитка из Галича совсем не похожая на поливные плитки с Борисо-Глебского дворца и Белгородского храма. Плитки из Приднепровья никогда не имели рельефов и расписывались лишь непрозрачными поливами.

Особый интерес составляет расписанная эмалью двух цветов плитка, найденная в старинном Галиче. На ней в четырехугольной узенькой рамке помещены изображения грифона в профиль (на фрагменте не хватает нижней части с лапами зверя). Гладенькое поле плитки покрыто эмалью темно-вишневого цвета, на фоне которого контрастно выступает рельефный светло-желтый силуэт грифона, рамка и растительный орнамент. Клюв грифона широко раскрыт — птица будто кричит. Растительный орнамент заполняет переднюю и верхнюю части плитки. Это — волнистая ветвь, которая идет от груди грифона и, поднимаясь кверху, заканчивается над ее головой. Рельефный эмалевый рисунок, который по своему характеру напоминает контурную чернь на украшениях из металла XII столетия, — это то новое, что галичские мастера внесли в искусство декоративной керамики давней Руси»[19].

3. РУССКАЯ ХУДОЖЕСТВЕННАЯ БЫТОВАЯ КЕРАМИКА

3.1. ГОРШКИ

Говоря о древнерусской керамике, следует остановиться на гончарном производстве, которое было непосредственно связано с сельским производством, которое было непосредственно связано с сельским и отчасти городским бытом. На ярмарках обычным явлением были возы, наполненные «звонким» гончарным товаром, который недавно выполняли крестьяне-гончары и привезли продавать свой немудрый, но удивительный по красоте товар.

Гончарная посуда представляла собой многочисленные изделия из глины, среди которых среди которых на первое место Василенко В.М. поставил «красочные и оригинальные по орнаментации миски, блюда, кувшины, горшки, глечики и др. виды посуды»[20].

Исследователь Рыбаков Б.А. даёт описание керамики, включая все мельчайшие детали того или иного описываемого изделия. Особое внимание он уделяет северной Руси, забывая о других районах, а только отделываясь фразой: «Областные различия древнерусской керамики были невелики. На юге существовали два типа горшков, выработанные еще в VIII— X вв.: один — низкий, широкий, с прямым горлом, другой — более стройный, высокий, с отогнутым венчиком»[21].

Рыбаков Б.А, пишет о наличии в деревнях печей, которые использовались для обжига горшков, не описывая их, а только вкратце говоря о том, как их использовали для изготовления сосудов: «Для большей или меньшей водопроницаемости сосудов, их, по извлечении из печи, иногда подвергали обварке в растворе муки или в кислых щах – раскалённый сосуд погружали в холодный раствор[22]». Интересным является описание видов горшков деревенских мастеров: «Ассортимент изделий деревенских гончаров очень невелик самым распространенным видом «скудельных сосудов» был обычный печной горшок — «Гърньць», хорошо известный по тысячам курганных и городещенских находок Тулового горшка конической формы с выпуклыми плечиками и широким горлом; венчик отогнут. Рисунок венчика нередко позволяет датировать горшки: у более ранних венчик отогнут мало и профиль его прост, со временем отгиб становится круче (это свидетельствует о более быстром вращении круга), и профиль становится сложнее по своему рисунку, появляются бороздки, углубления, бортики и даже складки. В городскй керамике (напр., горшок из Черной Могилы) эта эволюция венчика произошла уже в X в.

Второй тип посуды — «плоскы» (плошка, миска) встречается значительно реже, но также хорошо известен по курганным материалам, напоминает горшок с иными пропорциями— низкий, широкий. Глиняные сковороды в X в. выходят из употребления, очевидно, вытесненные железными.

Древнее название их неизвестно. Кувшины и кринки в деревенской керамике встречаются лишь в виде исключений и вооб­ще более характерны для города.

Иногда встречаются горшки с несколькими отверстиями на дне, предназначенные для откидывания творога. Керамическая посуда смоленских кривичей знает преимущественно высокие сосуды обычного типа, но иногда встречаются своеобразные горшки с горлом раструбом.

На сосудах встречаются клейма. Как и клейма на плитках, они вызывают споры у исследователей. По этому поводу существует несколько мнений, которые мы и рассмотрим, опираясь на Б.А. Рыбакова.

В грубоватых деревенских горшках, однообразие которых утомляет глаз, исследователей ранее всего заинтересовали загадочные знаки на днищах. Круги, кресты, ключи, звезды, решетки и другие изображения казались археологам прошлого столетия какими-то языческими символами, долженствующими оберегать горшок от злых сил[23]. Этой точки зрения придерживался Уваров А.С. (объясняет это тем, что его наблюдения, проведённые над гнездовской керамикой показали, что только 15% сосудов является клеймёнными.). У Рыбакова Б.А. по этому поводу другой взгляд на этот счёт, т.к. он уверен в том, что «процентное соотношение клеймённых и неклейменых сосудов невсегда таково (нередко клеймённые преобладают), но самый факт отсутствия клейм на некоторых сосудах до сих пор не может быть объяснён».

3.2. СКУЛЬПТУРА МАЛЫХ ФОРМ И БЫТОВАЯ ИГРУШКА

Особым разделом керамического искусcтва было производство игрушек.

Наиболее выразительными являются древние глиняные скульптурные изделия, найденные на территории Киева и Киевщины. Они представлены свистульками-кониками, всадниками и птицами, почти не отличными от современных украинских, и фигурками женщин, держащих иногда левой рукой младенца.

Народные скульптуры, сделанные из глины и теста, дают отдельные изображения, которые когда-то составляли группы, подобные сохранившимся в вышивках. В повсеместно распространенной глиняной игрушке – свистульке и пряниках – воспроизводятся изображения всадника, женщины, коня, оленя, быка, медведя и птицы. К этому ещё следует присоединить своеобразную глиняную скульптуру – диск на подставке, с росписью в виде перекрещённого квадрата в излучении, которая близка солярному узору дисковых пряников. В настоящее время она сохранилась, например, в игрушке из села Филимонова Одоевского района Тульской области.

В Донецком городище обнаружена мастерская в которой изготовлялись различные глиняные фигурки (бык, медведь, собака, птица, кошка, человек).

Мастерская поливных глиняных игрушек была открыта Арцихоским А.В. в Новгороде. Очень интересным набор глиняных фигурок дала территория Киева. В разных местах – и в старом городе и на Подоле – в слоях X-XII вв. найдены различные глиняные фигурки. Среди них можно встретить и птицу, и коня, и кентавра, но наболее частым было изображение женщины в причудливом головном уборе, в широкой одежде с ребёнком на руках.

Эти фигурки, имевшие по всей вероятности, в X-XII вв. ритуальное значение богини-покровительницы дома, изготовлялись мастерами особенно тщательно. Лепка всего корпуса производилась вручную с заглаживанием поверхности водой. На готовых изделиях можно заметить, как отдельно вылепленная головка прикреплялась к туловищу.