Смекни!
smekni.com

Зарождение экономики (стр. 4 из 4)

Кочевой образ жизни охотников, рыболовов и собирателей пищи сменяется оседлым хозяйством земледельцев и скотоводов, что наряду с увеличивающейся плотностью населения и специализацией общин ведет к усилению территориальных связей, основанных на взаимном обмене результатами труда и взаимном признании прав владения отдельных общин на земли, другие угодья и имущество. Возникает соседская община, при этом род преобразуется в патронимию, или клан, родственную группу, состоящую из отдельных семейных общин. Основная ячейка соседской общины — семейная, или домовая община, численность которой уменьшается в процессе исторического развития от 300 до 15 человек. Общее управление делами принадлежит семейному совету, избирающему (неофициально) главу семьи, обычно старшего мужчину, являющегося полномочным представителем ее во всех отношениях, внутренних и внешних. Дети в малолетстве находятся в ведении женщин общины. Мальчики с возрастом переходят в распоряжение главы семьи, девочки — старшей женщины. Все трудятся в меру своих способностей, получают по возможности. Таким образом, в большой семье долго сохраняются первобытные (т.е. коммунистические) отношения, присущие родовой общине, хотя и несколько видоизмененные.

Разрастаясь, домовая община разделяется на семьи, состоящие поначалу минимум из трех поколений. Но проникновение в общинные отношения специализации и отношений товарного обмена учащают сегментацию, размер отделяющихся семей сокращается до двух поколений. Такая индивидуализация представляет собой не какое-то отвлеченное психологическое явление, а прямое выражение развития производственных отношений, дальнейшего обособления, как объекта, так и субъекта собственности.

Оказавшись внутри соседской общины, крупные родственные и хозяйственные единицы перестают быть обусловленными экономической необходимостью. Они уступают место малым семьям. Члены соседской общины начинают воспринимать себя и друг друга не только как родичей и соплеменников, а в первую очередь, как жителей данной деревни.

Благосостояние семейных хозяйств далеко не безразлично для общины в целом, поэтому ее администрация следит, чтобы они не расстраивались, и вмешивается, если появляется такая необходимость.

3.1 Основные формы соседской общины

При всём огромном разнообразии конкретно-исторических форм и вариантов соседской общины она также прошла через определённые стадии, в общем совпадающие со ступенями общественной эволюции. К. Маркс различал 3 основные формы (ступени, стадии) разложения первоначального единства общины и выделения семейно-индивидуального хозяйства: азиатскую, античную, германскую. Перечисленные стадии общины характеризовались дуализмом коллективного и частного начал, прежде всего, дуализмом коллективного и индивидуального земледелия, но соотношение этих начал в них было разным.

Азиатская стадия общины по сути являлась трансформированной естественной общностью, господствовавшей на первобытной стадии исторического развития. В основе её лежала ещё общая собственность на землю. Надел отдельной семьи представлял неотъемлемую принадлежность общины. Такого рода общинная организация опиралась на большой удельный вес коллективного труда, соединение ремесла и земледелия в рамках общины, слабость либо отсутствие разделения труда между разными общинами.

Античная стадия, представлявшая следующую ступень разложения первоначального единства общины и обособления семейно-индивидуального хозяйства и частной собственности, предполагала такую организацию, при которой предпосылкой для присвоения земли продолжало оставаться членство в общине, но каждый член общины уже стал частным собственником обрабатываемого надела. Используемая для общих потребностей общинная собственность в качестве государственной собственности отделена здесь от частной собственности. Гарантией сохранения античной общины служило равенство входивших в неё свободных граждан, самостоятельно обеспечивавших своё существование.

Германская община являла собой дальнейший шаг в обособлении составлявших Община семей, в укреплении семейно-индивидуального крестьянского хозяйства как основной производственной ячейки. В германской общине коллективная собственность лишь дополнение к собственности отдельных домохозяев. Если в античной общине существование индивида как частного собственника было обусловлено его членством в общине (полисе, государстве), то в германской форме, напротив,наличие самой общины обусловлено потребностями семейно-индивидуального хозяйства.

Каждая из стадий соседской общины представлена самыми различными модификациями. На развитие и конкретные формы общинных организаций накладывали отпечаток естественно-географическая и историческая среда, в которой находились общинные организации, характер хозяйственной деятельности, а также этнические компоненты. Особенностями, порожденными необходимостью крупных коллективных работ (ирригация и пр.), отличалась, например, община восточных деспотий. Господство общей собственности на землю здесь реализовывалось через собственность верховной общины в лице государства, деспота; отдельные общины выступали лишь наследственными владельцами обрабатываемой земли.

Своеобразную форму ранней соседской общины представляла община кастовая. Её специфика проистекала из особого вида общественного разделения труда, замкнутого в рамках сельской общины, движущегося не на товарном, а на натуральном обмене продуктами и взаимной деятельностью. Профессиональные различия, порожденные такой формой общественного разделения труда, закреплены социально в кастовых различиях. Тем самым резко усиливались присущие общине патриархальность и консерватизм, упрочивая автаркизм общины, создавались серьёзные преграды на пути развития городского ремесла и товарного обмена.

За пределы начальной ступени разложения первобытного коллективизма и трансформирования соседской общины фактически не выходит и община кочевая. Характер производства (необходимость коллективного выпаса и охраны стад, сезонного перераспределения пастбищ, родовая взаимопомощь в случае падежа скота и др. стихийных бедствий) здесь таков, что он обусловливает функционирование каждого отдельного индивида или семьи (большой или малой) лишь в качестве члена коллектива (обычно по-военному организованного). Район кочевья, занимаемый отдельной хозяйственной единицей, — составная часть общей земельной собственность племени

К первоначальной стадии формирования соседской общины подошли общинные организации германских племён ко времени завоевания ими Западной Римской империи (эту стадию эволюции общины часто обозначают термином «земледельческая» и рассматривают как один из типов общины). К этой же стадии, по мнению многих исследователей, принадлежала восточно-славянская вервь накануне образования Киевской Руси и на начальном этапе её существования (иногда вервь отождествляется либо с большой семьей, либо с сельской общиной типа германской марки).

Последняя стадия соседской общины приходится на период господства феодальных отношений. С торжеством крупного земледелия община превратилась из свободной в зависимую от господствующего класса и его государства организацию непосредственных производителей, используемую в целях их эксплуатации. Однако её порядки и институты продолжали действовать внутри феодального владения в качестве необходимого дополнения к парцеллярному хозяйству крестьян, обеспечивая его нормальное функционирование. Даже собственное хозяйство феодала было вынуждено подчиняться распорядку деревенской общины. При помощи общины как сообщества мелких производителей поднималась целина, расчищались леса, прокладывались дороги, возводились ирригационные и мелиорационные сооружения, строились мосты, мельницы, военные укрепления, замки, культовые здания и др.

Община сыграла положительную роль в переходе к трёхполью и регулированию этой системы земледелия. Существование общины в качестве организации непосредственных производителей — крестьян закреплялось в обычном (иногда в писаном) праве. Несмотря на прогрессировавшее развитие частнособственнических отношений и имущественного неравенства, соседская община сохраняла свою демократическую природу. Она сыграла большую роль в ограждении её членов от натиска феодалов. Община сохранялась на протяжении всего средневековья в тяжелой непрерывной борьбе с землевладельческой знатью.

Одним из вариантов соседской общины являлась русская средневековая община. Относительное многоземелье не требовало введения столь многочисленных сервитутов ограничивавших индивидуальное землепользование крестьянских семей. Этому способствовали и небольшие размеры поселений. По тем же причинам альменда (весьма обширная по территории) в гораздо меньшей мере использовалась коллективно. Зато в области самоуправления община-волость имела намного большие права. Распределение земель и регулирование их использования, раскладка , избрание сельских властей (старост, а впоследствии волостных старшин), сбор средств на мирские расходы, организация взаимопомощи, решение гражданских и мелких уголовных дел составляли компетенцию крестьянских общин. Волость наряду с феодальным поместьем и вотчиной являлась территориально-административно ячейкой, частью государственного организма. Выборные волостные власти выступали одновременно и представителями государственной администрации в её низовом звене.


Заключение

История экономики выполняет определенную прогнозирующую задачу. Ведь, исследуя то или иное явление в экономике, необходимо не только точно установить содержание, но и предвидеть его будущее развитие, а это можно сделать, лишь опираясь на прошлое. Экономика — это процесс, нынешняя данность — это лишь момент в данном процессе. Любое экономическое явление имеет исторические корни, и не учитывать этого нельзя, особенно в условиях создания нового экономического порядка.

История экономики — это история движения, изменчивости, история сдвигов в структуре экономики. Она используется для изучения прошлого, анализа текущей экономической деятельности. Задача истории экономики — расширение кругозора, формирование экономической культуры будущего экономиста. Он должен осознавать, что история уже провела множество хозяйственных экспериментов. История экономики независимо от того, можно ли ее использовать для непосредственной проверки экономических законов или выработки экономической политики, представляет собой коллективную память и является источником мудрости.