Смекни!
smekni.com

Значение крестовых походов в истории средних веков (стр. 3 из 3)

Шестой поход происходивший в 1228 – 1229 был походом на Восток внука Фридриха I Барбароссы. Но на этот раз не было сколько-нибудь широких военных операций. Фридрих II больше дипломатическим, чем военным путем удалось вернуть Иерусалим и некоторые другие города, но вскоре в 1244 г. Иерусалим был снова взят турками и уже окончательно потерян для христиан.

Седьмой и восьмой крестовые походы предпринимались французским королем Людовиком IX и связаны были со стремлением французов упрочить своё влияние в Северной Африке. В седьмом походе происшедшем в 1248 – 1254 гг. Людовик IX также начал военные действия в Палестине, но затем повел свои войска в Египет и снова неудачно. Он сам попал в плен и должен был уплатить своё освобождение большой выкуп.

В седьмом походе Людовик сосредоточил на осаде г. Туниса, который хотел сделать опорной базой для дальнейших операций в Африке. Но, во время осады Туниса во французском лагере, началась чума и жертвой ее среди многих других стал сам король.

Это была последняя крупная военная операция европейцев, ставившая себе целью – захват мусульманских территорий на Ближнем Востоке под флагом крестоносного движения. После этого походы на Восток прекратились. Владения крестоносцев один за другим сокращались и переходили к туркам. В 1268 г. турками была взята Антиохия, а в 1289 г. – Триполи. Также в 1291 г. – Акра. Продержавшийся дольше всех в руках крестоносцев о. Кипр во второй половине XV в. перешел к венецианцам.


Заключение

Крестовые походы как военные экспедиции закончились полной неудачей для военных феодалов. Почти все захваченные территории им пришлось оставить. Ряд причин способствовали тому, что у европейских феодалов не было желания организовать новые крестовые походы. К концу XIII в. полностью изменилась политическая обстановка в Европе. С другой стороны в связи с ростом производительных сил и дальнейшим развитием товарно-денежных отношений, так как рыцари могли получать большие доходы от своих крестьян. А Ближний Восток к этому времени наоборот был уже разграблен и обеднен крестоносцами. Потом в XIII в. нашествие монголов на Среднюю Азию еще больше ухудшило положение стран Ближнего Востока, затруднив торговые связи с Индием и Китаем. Таким образом, и Восток потерял прежнюю притягающую силу. Крестовые походы перестали быть заманчивым делом.

И все же, несмотря на военную неудачу, значение крестовых походов для развития Западной Европы было весьма большим. Прежде всего, они содействовали европейской торговле на Средиземном море. В результате их была сокрушена монополия арабских и византийских купцов в ближневосточной торговле и установлена гегемония итальянских, южно-французских и восточно-испанских городов. Эти города стали теперь играть роль посредников между Востоком и остальной Европой. Торговые связи Западной Европой с Востоком приобрели за время крестовых походов регулярный характер. Левантийская торговля, как её называли в Европе, сделалась оживленной частью экономики Западной Европы. Количество товаров, привозимых с Востока в начале крестовых походов, умножилось в десятки раз. Венеция и Генуя особенно далеко проникли в восточную половину Средиземного моря, вплоть до северочерноморского побережья где ими были основаны многочисленные торговые точки. Далее крестовые походы способствовали ознакомлению европейцев с восточной промышленностью и сельскохозяйственной техникой. Европейцы усвоили за это время многие восточные приемы текстильного и металлургического производства, красильного дела, парфюмерии, приготовления лекарства, а также перенесли в Европу такие ценные сельскохозяйственные культуры как гречка, шафран, рис, и т.д.

Восток также оказал большое влияние на европейцев в бытовом отношении: европейцы начали более тщательно ухаживать за своим телом, лицом, волосами. Вошли в моду ванны и комфортабельные бани. В рыцарских замках и городских домах появилась новая захватывающая игра, занесенная с Востока, и поныне известная – шахматы. У европейцев в результате общения с Востоком заметно расширился кругозор. Они ранее и не подозревали, что на Востоке существуют культурные народы. Начав крестовые походы с религиозного характера, многие западноевропейские феодалы и купцы ознакомившись с жизнью Востока, становились более терпимыми к другим религиям. Сравнивая свою христианскую веру с мусульманской европейцы могли прийти к некоторым выводам относительно самой христианской религии, а особенно той идеи теократизма, которую так прямо проводило средневековое папство как раз в эпоху крестовых походов.


Литература

1. Виктор Федорович Семенов "История средних веков". М., 1961.

2. "История средних веков" под редакцией К.Р. Симона и Э.А. Нерсесовой. Москва, 1968.

3. "История средних веков" под редакцией профессора А.Д. Удальцова и Е.А. Касминского и др., Москва 1941.