Смекни!
smekni.com

Имамат - государство Шамиля (стр. 2 из 2)

Наибства делились на участки под управлением мазунов, в селениях же власть находилась в руках старшин, кадий и мулл. Кадии и старшины избирались народом, но по представлению наибов, и утверждались в своих должностях Шамилем.

При наибах крупных округов находились муфтии – духовные авторитеты, ведавшие вопросами суда; им подчинялись кадии и муллы.

В ведомстве наиба находились муртазагеты – постоянные войны, набираемые из расчета 1 всадник от 10 дворов, и народные ополченцы, набираемые из расчета 1 человек от 1 двора.

В зависимости от числа ополченцев и муртазагетов в своем округе наибы имели военные звания.

Наибы не получали содержания из казны государства и должны были пользоваться частью общеимаматских налогов, взимавшихся в его округе. Некоторые высшие чиновники пытались использовать даровой труд подвластных людей, брали взятки и разные поборы, утаивали налоги. Все это вызывало суровые расправы Шамиля, за наибами велось неустанное явное и тайное наблюдение специальными инспекторами-мухтесибами, их проступки преследовались, а имущество подвергалось конфискации.

Налоговая система. В имамате Шамиля была создана система налогов для финансового и продовольственного обеспечения государственных органов и ведения войны с царской Россией. Шариатская казна имела ряд источников поступления, основным из которых был закят – процент, взимаемый с ежегодного урожая и приплода скота, а также с денежных доходов.

Минимальный общий размер сбора составлял: с хлеба – 523102 меры, с овец – 3200 голов, с денег – 3200 рублей. В отдельные годы доходы могли вдвое превышать указанные цифры. Немало давали казне и поступления с земель и пастбищ, конфискованных у феодалов, а также урожай с мечетских земель. В казну государства шла 5‑я часть военной добычи.

В зависимости от имущественного состояния населения тех или иных обществ размер налога варьировался. Более всего от налоговой политики Шамиля страдали зажиточные горцы, на них часто накладывались штрафы и производились конфискации.

За исключением денежных сборов, поступавших непосредственно в государственную казну, хлебный налог большей частью использовался на местные нужды – на содержание наиба и его администрации, для обеспечения вдов, сирот и беженцев. Имам требовал от, наибов делить закят по справедливости: «Кто беднее, тому больше».

Военная организация. Имамат возник в условиях войны и являлся ее порождением. Это было государство военного типа. Каждый совершеннолетний мужчина считался военнообязанным и должен был иметь наготове исправное оружие и учиться владеть им. По различным оценкам общее ополчение населения государства составляло 30–40 тыс. чел. Народное ополчение было разбито на отряды по 50, 100 и 500 человек, имевшие своих постоянных начальников. Ими были, как правило, муртазагеты, мазуны и наибы.

Как правило, народное ополчение никогда не собиралось в один кулак, оно выставлялось от части наибства в одном из нескольких угрожающих направлений в виде частных ополчений. По свидетельству сподвижника Шамиля – Гаджи-Али, в ходе важнейших военных действий имамата численность войск, собранных в один кулак, никогда не превышала 12–15 тыс. человек.

Основу военных сил имамата составляло постоянное войско из 5580 конных и 8870 пеших муртазикатов. Наибства Чечни выставляли 1420 конных и 2400 пеших воинов. Муртазикаты, особенно из личной стражи Шамиля, относились к наиболее боеспособной части населения.

В числе постоянных воинских частей имамата был и русский батальон беглых солдат и бывших военнопленных. Русские солдаты, не желавшие участвовать в несправедливой войне против горцев, получали в имамате благоприятный прием, закрепленный официальным постановлением съезда народных представителей и приказами Шамиля. В начале 40‑х гг. XIX в. только в столице Ведено проживало до 500 русских солдат. «Живут, довольно хорошо и своевольны в своих поступках», – отмечают о них документы. Солдаты регулярно проводили военные учения, были заняты в охранной службе ставки имама, занимались ремонтом артиллерийских орудий и обучением горцев стрельбе из пушек.

Надо отметить, что организация артиллерийского дела в имамате была попыткой противостоять технической мощи царской армии, огнем своих орудий превращавшей в руины горские аулы. В основном артиллерия Шамиля состояла из трофейных орудий. Причем горцы показали себя с самого начала искусными бойцами, они не раз подавляли огнем батареи царских войск. В ставке Шамиля было налажено производство пороха, ядер, картечи, а впоследствии и орудийных стволов. Были сделаны попытки изготовления «конгревых» ракет. К 1859 г. весь артиллерийский парк государства не превышал 50 орудий. Шамиль был вынужден с горечью отметить в письме к французскому дипломату: «У нас нет ни оружия, ни всего необходимого для продолжения войны против неприятеля, столь превосходящего нас численностью и снабжением и ведущего войну такими варварскими способами». Единственное, чем горцы превосходили противника, это холодное и стрелковое оружие, да и то до введения штуцеров в русской армии в 50‑х годах XIX в.

Военная организация имамата жестко привязана к ограниченным экономическим и людским ресурсам горного края. Некоторые мероприятия по созданию воинских частей европейского образца не увенчались успехом, так как горцы были слишком малочисленны для взятия перевеса в крупных полевых сражениях.

Необходимо отметить, что в армии Шамиля вводились воинские звания. Отличившиеся бойцы и военачальники получали почетное оружие, наградные знаки и пенсии.

Значение имамата. Образование горского государства – имамата – явилось одним из наивысших достижении горцев в период народно-освободительного движения.

Государственная система имамата в целом соответствовала социально-экономическим и политическим условиям Чечни и Дагестана, отвечала национальным чаяниям и антифеодальным настроениям масс.

Социальная политика в имамате, особенно на первых порах его существования, проводилась в интересах народа ликвидировались феодальные повинности; пастбища и пахотные земли князей, ханов обращались в государственную собственность: уничтожались целые феодальные группы, связавшие себя службой царским властям. Имам окружал себя «бездомовниками», выходцами из социальных низов. Налоговый гнет ложился прежде всею на имущих горцев. Много было сделано для материального и правового обеспечения бедняков, вдов и сирот.

Несмотря на существовавшие определенные противоречия, в целом первое государство народов Чечни и Дагестана достигло определенных успехов в различных областях созидательной деятельности и представляло собой прогрессивное явление.

Список литературы

1. Алексеев В.П. Происхождение народов Кавказа. М. 1974.

2. Блиев М.М., Дегоев В.В. Кавказская война. М., 1997.

3. Блиев М.М. Рецензия // Отечественная история. 2001. №6. С. 149 – 151.

4. Большая Российская энциклопедия. Репр. Изд. СПб., 2001.

5. Волконский Н.А. Погром Чечни в 1852 году // Военно-исторический журнал. 1996. №1.

6. Гаджиев В.Г. Роль России в истории Дагестана. М., 1965.

7. Гаммер М. Шамиль. М., 1998.

8. Гордин Я.А. Кавказ: земля и кровь. Россия в Кавказской войне XIX в. СПб., 2000.

9. Даниялов А.Д. О движении горцев Дагестана и Чечни под руководством Шамиля. Махачкала, 1966.

10. Дзидзария Г.А. Махаджирство и проблемы истории Абхазии XIX столетия. Сухуми, 1982.

11. История народов Северного Кавказа с древнейших времен до конца XVIII века. М. 1988.

12. Казиев Ш.М. Имам Шамиль. М., 2001.

13. Керсновский А.А. История русской армии. Т. II. М., 1992.

14. Ключевский В.О. Курс лекций. М., 1989.

15. Кокиев Г. Военно-колонизационная политика царизма на Северном Кавказе // Революция и горец. 1929. №6. С. 32 – 37.

16. Магомедов Р.М. Имам Шамиль. Махачкала, 1940.

17. Магомедов Р.М. Шамиль в отечественной истории. Махачкала, 1990.