Смекни!
smekni.com

Форма государственного правления (стр. 3 из 7)

Историческим предшественником современной монархии является монархия абсолютная, сформировавшаяся как политическое учреждение в поздний период развития средневековья. Для абсолютной монархии (самодержавия) характерно отсутствие каких-либо представительных учреждений, сосредоточение всей государственной власти в руках монарха.

Конституционная монархия подразделяется на два вида - дуалистическую и парламентарную монархию.

Дуалистическая монархия характеризуется определенными признаками. Прежде всего, при этой форме правления существует одновременно два политических учреждения - монархия и парламент, которые делят между собой государственную власть. Эта двойственность (дуализм) выражается в том, что монарх юридически и фактически независим от парламента в сфере исполнительной власти. Дуалистическая монархия не знает института парламентской ответственности правительства. Законодательные полномочия парламента сильно урезаны монархом, которому предоставляется право вето, право назначения в верхнюю палату, право роспуска парламента.

Парламентарная монархия в настоящее время существует в целом ряде развитых стран, в экономике которых не сохранилось сколько-нибудь существенных пережитков феодализма[6].

Власть монарха ограничена не только в области законодательства, но и в сфере государственного управления и контроля над правительством. В случае выражения парламентом правительству вотума недоверия последнее уходит в отставку или распускает парламент и назначает внеочередные выборы.

Правовое положение монарха как главы государства отличается следующими тремя особенностями. Во-первых, власть монарха юридически считается непроизводной ни от какой иной власти, государственного органа или избирательного корпуса. Во-вторых, пост главы государства в условиях монархии передается в порядке престолонаследия. Иными словами, должность главы государства принадлежит монарху по праву рождения. Власть переходит от монарха к преемнику на основе биологических кровнородственных связей. В-третьих, власть монарха носит, как правило, не фиксированный по времени характер. Монарх занимает свой пост пожизненно и юридически не может быть отстранен, смещен с поста главы государства до конца своих дней.

Власть монарха, как уже отмечалось, наследственна. Порядок престолонаследия устанавливается конституциями и специальными законами, но может регулироваться религиозными нормами и нормами обычного права.

В Европе в настоящее время существуют четыре системы престолонаследия: салическая, австрийская, кастильская и шведская.

Салическая система[7] предполагает, что наследование престола осуществляется исключительно по мужской линии.

Австрийская система[8] предполагает, что женщина может взойти на трон только лишь в случае пресечения всех линий и степеней мужского родства.

Кастильская система[9] отдает предпочтение мужскому полу, хотя не исключает восхождение женщины на престол.

Шведская система предусматривает, что мужчины и женщины наследуют престол на равных основаниях.

Наследник престола, будущий монарх должен отвечать еще целому ряду требований, среди которых требование определенной религиозной принадлежности является одним из наиболее распространенных. Так, согласно закону о престолонаследии 1701 года монархом Великобритании может быть только лицо, принадлежащее к англиканской епископальной церкви. В Дании монарх должен исповедовать евангелическо-лютеранскую религию. Общим для всех арабских монархий правилом является непременное исповедание монархом и наследным принцем ислама.

Одним из немаловажных условий наследования престола является условие вступление наследного принца или монарха в равнородный брак, то есть в брак с лицом, принадлежащим к царствующему или властительному дому. Лицо, вступившее или вступающее в морганатический, то есть неравнородный брак, теряет, как правило, право на престол. Прецеденты подобного рода в политической истории XX века имелись.

Власть монарха, как уже отмечалось, носит пожизненный характер. Правление многих монархов отличалось завидной длительностью. Так, король Швеции Густав V находился у власти 43 года (с 1907 по 1950 год). Отец нынешнего главы японского государства император Хирохито правил страной с 1926 по 1990 год, т.е. 64 года. Королева Великобритании Елизавета II пребывает на троне с 1952 года. Отстранение монарха от власти юридическим путем невозможно. Однако физическое его устранение, свержение в результате революции, дворцовых переворотов - явление достаточно частое. За период после Второй мировой войны монархии были ликвидированы более чем в 30 странах мира[10], И это несмотря на то, что личность монарха конституциями или религиозными нормами признается священной и неприкосновенной.

В случае несовершеннолетия, болезни или длительного отсутствия монарха, а также если наследник престола в момент смерти правившего главы государства не достиг определенного конституцией необходимого для восхождения на трон возраста устанавливается регентство, или правление за монарха. Регентство может осуществляться в двух формах: индивидуальной - регентом или коллегиальной - регентским советом. В некоторых монархических странах Арабского Востока институт регентства отсутствует. Так, в Кувейте Закон о престолонаследии предусматривает, что в случае вакантности престола функции главы государства будут осуществляться советом министров.

Монарх как глава государства обладает внешними атрибутами или символами власти - короной, мантией, скипетром, державой. Он является носителем титула (короля, императора, шаха, эмира, султана), в котором обычно перечисляются владения монарха, указывается сакральный характер его власти или подчеркивается ее божественное происхождение и т. п.

Монарх имеет право на резиденцию, при нем состоит штат чиновников королевского двора. На содержание монарха, членов его семьи и королевского двора выделяются ассигнования из государственного бюджета, получаемые им по цивильному листу, принимаемому парламентом в конституционных монархиях или утверждаемому самим монархом в абсолютных и дуалистических монархиях. Помимо ассигнований по цивильному листу денежное содержание включает доходы от его личного имущества.

Конституционный статус монарха отличается от монаршего титула меньшей пышностью и большей юридической конкретностью. Обычно в конституциях закрепляется место монарха в системе государственных органов, его принадлежность той или иной ветви власти (если конституционный механизм предусматривает принцип разделения властей), его полномочия и прерогативы.

Формальное и реальное положения монарха в механизме осуществления власти, его роль в государственном управлении обществом, круг конституционных и внеконституционных полномочий во многом зависят от формы правления, государственного устройства, политического режима, исторических особенностей развития, этнокультурных и религиозных традиций и обычаев той или другой страны и иных социально-политических и идеологических факторов.

Наибольшим удельным весом в системе власти обладают монархи в условиях абсолютных монархий, особенно в мусульманских странах или в странах с традиционным общественным укладом. Так, в соответствии с конституцией Катара 1970 года вся полнота законодательной и исполнительной власти сосредоточена в руках главы государства - эмира. В Саудовской Аравии король является главой государства, правительства, основным источником законодательства, верховным главнокомандующим вооруженными силами, а также провозглашается обладателем верховной религиозной власти и духовным главой своих подданных. В Свазиленде король сочетает статус главы государства, главы исполнительной власти, верховного законодателя, верховного судьи, жреца, верховного хранителя традиций и обычаев.

Однако, к некоторым формам монархии применима давно уже ставшая реальностью формула: "Монарх царствует, но не правит".

"В дуалистической и особенно в абсолютной монархии он (глава государства) имеет реальную власть, в парламентарной - царствует, но не правит"[11].

В монархиях же парламентарных роль монарха может быть сведена к выполнению чисто символических, церемониальных и представительских функций. Конституция Японии, например, не наделяет императора ни одним самостоятельным полномочием. Император назначает премьер-министра, но после предварительного решения парламента. Он назначает главного судью верховного суда, но после предварительного решения правительства. Причем изменить эти предварительные решения он не может.

Независимо от формы правления и иных факторов, определяющих статус главы государства в монархических странах, монархи обладают рядом аналогичных полномочий.