Смекни!
smekni.com

Индия в конце нового времени. Империя Великих Моголов и ее падение (стр. 10 из 10)

Наряду с этим, вмешавшись в традиционные формы земельных отношений в Индии, англичане закрепили за индийскими заминдарами статус земельных собственников. Правда, статус этот не был надежным: если заминдар не сдавал в казну строго установленного с его земель налогового сбора, он легко мог лишиться своего владения, продававшегося в этом случае буквально с молотка в руки того, кто брался регулярно вносить в казну компании указанную сумму.

Таким образом, заминдары были в Индии своего рода посредниками-откупщиками, напоминавшими мультазимов на мусульманском Ближнем Востоке. Впрочем, заминдары в Индии были не везде. На некоторых недавно присоединенных землях, в частности в Майсуре, право на землю было признано за полноправными общинниками (система райятвари), в Доабе и Пенджабе — за общиной в целом (система маузавар). Но в любом случае приход англичан был силовым вмешательством в традиционно сложившиеся земельные отношения, которые привычно исходили из того, что определенные, пусть неодинаковые, права на землю есть у всех — и у казны, и у князя, и у джагирдара, и у заминдара, и у общины, и у общинников определенных категорий. Вмешавшись со своими европейскими мерками и представлениями, англичане отчасти нарушили стабильный баланс отношений, причем это не могло не сказаться на состоянии традиционной индийской структуры в целом.

Правда, на смену традиционным шли новые формы отношений. Индия активно включалась в мировой рынок, втягивалась в международные торговые связи. Англичане строили здесь железные дороги, налаживали регулярную почтовую связь, возводили промышленные предприятия, создавали колониальную бюрократическую администрацию, весьма отличную от существовавшей там прежде. С одной стороны, это вело к колонизации страны, к превращению ее в аграрно-сырьевой придаток Англии, к налоговому гнету, разорению ремесленников и крестьян, к страданиям многих людей. С другой — этот болезненный процесс активно способствовал развитию страны, знакомил ее с новыми формами связей и отношений, с производством машинного типа, с основами науки и техники. Англичане и особенно английский язык стали служить чем-то вроде интегрирующего начала, помогающего сплачивать говорящую на разных языках страну в нечто единое и цельное. А это, в свою очередь, с XIX в., особенно со второй его половины, стало основой для становления национального самосознания в Индии, для развития национальных движений.


Заключение

Для самой Индии эта эпоха совпала с периодом короткого расцвета и быстрого упадка, а затем и развала империи Великих Моголов, в качестве наследников и претендентов на сильную власть выступило сразу несколько государств. Одной из них была держава маратхов. Вторым из крупных государств, выступивших на политическую арену после развала империи, была Бенгалия.

Торговцы Гуджарата не знали печали до тех пор, пока в Индийском океане не появились корабли Васко да Гамы. Португальцы нашли морской путь в Индию, и вслед за первыми кораблями пришли военные эскадры с тысячами моряков и солдат. Одну из этих эскадр возглавлял "вице-король Индии" Аффонсу д'Альбукерки, который построил крепость на маленьком островке Гоа и объявил, что все корабли, плавающие по океану, должны платить ему дань. Вооруженные десятками пушек португальские каравеллы без пощады расстреливали и жгли неповоротливые доу и джонки: каравелла была Новым Оружием, подарившим португальцам господство на морях. Индийским купцам пришлось отдать большую часть своих прибылей португальцам, которые за бесценок скупали индийские ткани, везли их в Индонезию и Китай, меняли на пряности, шелк, фарфор и отправляли все это в Европу.

В начале XVII столетия в Индийском океане появились английские и голландские корабли - "флайты". Флайты расправились с португальскими каравеллами точно так же, как те - с арабскими доу; морская торговля Азии оказалась в руках английской и голландской Ост-индских компаний. Европейские корабли приходили в порты Гуджарата, и агенты компаний скупали ткани из Ахмадабада; они платили серебряными монетами - но ткачи нуждались не в серебре, а в пшенице. Гуджарат уже давно страдал от перенаселения, голод приходил год за годом, и ткачи в отчаянии продавали своих детей в рабство. До поры до времени ремесла и торговля давали какое-то облегчение: в Европе торговля сумела обеспечить Голландию хлебом - но Гуджарат был в десять раз больше маленькой Голландии. В 1630 году разразилась катастрофа, начался такой страшный голод, что родители поедали детей, кости мертвецов толкли и подмешивали в муку; караваны с хлебом не могли дойти до Ахмадабада, потому что их грабили по дороге. Погибло около 3 миллионов гуджаратцев, ремесленные города и поселки опустели, многие касты ткачей вымерли и унесли с собой секреты своего мастерства. Европейские моряки, прибывавшие в Сурат, видели перед собой пустой порт и безлюдный город - лишь немногие нищие из последних сил ползли к кораблям, чтобы вымолить кусок хлеба.

Нехватка земли и голод заставили крестьян уходить из деревни, и в долине Ганга выросли ремесленные города, похожие на Ахмадабад; европейские корабли приходили теперь не в Сурат, а в Хугли, Дакку, Масулипатам - порты на восточном побережье Индии. Голодающие крестьяне не могли платить налоги - а между тем, число эмиров и воинов росло, и на содержание армии требовалось все больше средств.

Потеряв свои колонии в Северной Америке, Англия обратила свой взор на Индию, и, в период от 1838 по 1849 гг. в войнах с сикхами и афганцами британское владычество было окончательно установлено в пределах этнографических, политических и военных границ всего ост-индского континента в результате присоединения Синда и Пенджаба.

Сокровища, поступаемые из Индии в Англию приобретались путем прямой эксплуатации страны и захвата огромных богатств.

Индию наводнили изделия английской промышленности. Что касается местной промышленности, например, некогда славившейся хлопчатобумажной промышленности, то она находилась в упадке.

С 1784 г. финансовое положение Индии все более и более ухудшалось.

Займы у Англии, вложение капиталов английской буржуазии в определенные отрасли производства, приводило к упадку в других отраслях производства.

Создается индийская армия, организованная и вымуштрованная британскими офицерами; появляется свободная печать, под патронажем английских колонизаторов. Из коренных жителей вырастает новая категория людей, обладающих знаниями, необходимыми для управления страной и прислушивающихся к европейской науке. Улучшаются и возрождаются ирригационные сооружения и внутренние пути сообщения. Железные дороги вели к развитию отраслей, которые обслуживали железную дорогу. Сельская община, ее экономическая основа, державшаяся на самоуправлении была разрушена. Индия постепенно вступала в новую эпоху …


Список использованной литературы

1. Алаев Л.Б. К вопросу о североиндийских общинах типа заминдари,

паттидари и бхайячара // Народы Азии и Африки, 1962, № 5, с. 103 –111.

2. Алаев Л.Б. Типология индийской общины// Народы Азии и Африки,

1971, № 5, с. 63 – 76.

3. Алаев Л.Б. Социальная структура индийской деревни. М., 1976.

4. Антонова К.А. Английское завоевание Индии в ХУШ веке. М., 1958.

5. Антонова К.А., Бонгард-Левин Г.М. История Индии. М., 1973.

6.Антонова К.А. и др. История Индии. Краткий очерк. М., Мысль. 1973.

7. Ашрафян К.З. Проблемы развития феодализма в Индии// Народы Азии и Африки, 1969, № 4, с. 68 – 80.

8. Ашрафян К.З. Феодализм в Индии. М., 1977.

9. Ашрафян К.З. Средневековый город Индии ХШ – середины ХУШ века. М., 1983.

10. Ашрафян К.З. Дискуссионные проблемы средневекового города в работах советских востоковедов// Узловые проблемы истории докапиталистических обществ Востока. М., 1990, с. 87 – 118.

11. Бернье Франсуа. История последних политических переворотов в государстве Великого Могола. М., Л., 1936.

12. Брегель Л.Д. Индийская сельская община в Гоа (по данным португальских источников ХУ1-ХУП вв.)// Народы Азии и Африки, 1965, № 1, с. 76 – 87.

13. Бонгард-Левин Г.М., Ильин Г.Ф. Древняя Индия. М., 1969.

14. Бэшем А. Чудо которым была Индия. М., Наука, 1977.

15. Бонгард-Левин Г.М., Ильин Г.Ф. Древняя Индия. Исторический очерк, М., 1969.

16. Васильев Л.В. История Востока. 3-е издание. М., Высшая школа. Т.2. – 2003.17. Ганди М.К. Моя жизнь. М., 1959.

18. Гюго Л. Записки об Индии М., 1977.

19. Горев А. Махатма Ганди. М., 1989.

20. Ефимов А.В. Восстание сипаев. М., 1938.

21. История стран Азии и Африки в Новое время. Часть 1. М., 1969.

22. Каплан А.Б. Путешествие в историю. Французы в Индии, М., 1973

23. Комаров Э.Н. Английская колониальная политика в Индии и ее социально экономические последствия. Народное восстание в Индии 1857-1859гг., М., 1957.

24. Комаров Э.Н. Критика буржуазного общества и эгалитарные концепции в Индии // Народы Азии и Африки, № 6, 1967.

25. Куценков А.А. Пути эволюции индийской касты// Народы Азии и Африки, 1978, № 2, с. 43 – 59.

26. Летченко Ю.В. Основные очаги народного восстания в Индии. Народное восстание в Индии 1857-1859 гг. М., 1957.

27. Медведев Е.М. Феодальные отношения в древней и средневековой Индии// Народы Азии и Африки, 1970, № 3, с. 71-90.

28. Москалев В. Индия накануне сипайского восстания 1857 г. //Исторический журнал, 1937, № 7.

29. Неру Джавахарлар. Открытие Индии. М., 1960.

30. Новая история Индии. М., 1961.

31. Новая история колониальных и зависимых стран. М., 1970

32. Новая история стран зарубежной Азии и Африки. Ленинград, 1971.

33. Овсянников В.И. Массовые движения народов Азии и оценка их К.Марксом и Ф. Энгельсом. М., 1989.

34. Осипов А.М. Великое восстание в Индии 1857 - 1859. М., 1957.

35. Очерки экономической и социальной истории Индии. М., 1973.

36. Проблема истории Индии и стран Среднего Востока. М., 1972.

37. Синха Н.К., Банерджи А.Г. История Индии. М., 1954.

38. Шигалина О.И. Великобритания на Среднем Востоке. М., 1990.

39. Хрестоматия по новой истории. Т.2., М., 1965.