Смекни!
smekni.com

Индия в ранее средневековье (стр. 3 из 4)

Раджпутские правители во всем стремились следовать порядку, сложившемуся в Индии до их появления на исторической арене. В частности, они, так же как и другие индийские государи, щедро раздавали религиозные пожалования брахманам (брахмадейя) и храмам (девадана).

Наследственные владения феодалов могли отчуждаться, их часть можно было пожаловать тоже в качестве религиозного дара (а иногда и продать). Владения, полученные в виде религиозного пожалования или подаренные государем в знак милости, были наследственными и обычно безусловными. Последний тип наследственных безусловных владений составлял, как правило, небольшую долю общего числа феодальных владений, размеры их редко превышали одну-две деревни.

Наиболее крупными феодалами, имевшими безусловные права держания, были храмы, концентрировавшие постепенно пожалования девадана в результате актов религиозных пожертвований многих государей и частных лиц.

Раджпутские княжества в середине X-XII вв.

В результате распада империи Гурджара-Пратихаров возникло несколько крупных и мелких княжеств. Каждое из крупных княжеств сравнимо по величине и численности населения с крупнейшими странами средневековой Западной Европы, например с Францией. Самым недолговечным из них оказалось владение Пратихаров, императорский титул которых номинально признавался другими раджпутскими владыками.

В конце X в. возникло обширное тюркское мусульманское государство, при Махмуде Газневи (998-1030) превратившееся в огромную империю, включившую в свои границы Среднюю Азию, Иран, часть Закавказья. Столицей Махмуда был г. Газни в Восточном Афганистане (отсюда и его прозвище - Газневи, газнийский). После ожесточенной борьбы Махмуд завоевал индийское государство Шахи (в долине р. Кабул в Северном Пенджабе), захватил мусульманские княжества в Мультане и Синде и начал почти каждый год совершать грабительские набеги на внутренние области Индии. Раджпутские князья оказались не в состоянии оградить свои земли от стремительной конницы Махмуда Газневи. В 1018 г., потерпев поражение от Махмуда, пратихарский князь, трусливо бросив свою столицу Канаудж, бежал, и этот огромный город был разграблен и опустошен так, что в последующие века не играл уже заметной роли. Пратихары сошли с исторической арены. На месте их прежнего домена и княжества в конце XI в. сложилось сильное раджпутское княжество Гахадавалов. Наследники Махмуда Газневи - Газневиды - не сумели сохранить свои владения в неприкосновенности, но осуществили несколько удачных набегов на долину Ганга и даже Мальву. Угроза со стороны турушков - так индийцы называли тюрок-мусульман - стала постоянной проблемой для североиндийских правителей.

Одной из причин военной слабости индийских князей была феодальная раздробленность их государства; они не смогли объединиться даже для отражения нападения сильного противника. По существу, все их усилия были направлены на то, чтобы не допустить возвышения кого-либо из соседей-соперников.

В середине XII в. выделилось княжество Чауханов. Его противник

Притхвираджа III захватил княжество Томаров, которые владели землями от р. Сетледж до Дели. Это была область, всегда имевшая большое стратегическое значение, потому что только через нее большие армии могли вторгнуться в долину Ганга, так как здесь было достаточно воды и корма для коней. Таким образом, Притхвираджа III взял на себя ответственность за оборону долины Ганга от мусульман, с которыми ему пришлось вести многолетнюю борьбу. В это время государство Газневидов было завоевано Мухаммедом Гури, который начал угрожать раджпутским княжествам. В 1191 г. при Тараине, небольшом городке к северу от Дели, Притхвираджа III наголову разгромил Мухаммеда Гури. В этой битве участвовали войска ряда ин¬дийских князей, которых Притхвирадже удалось уговорить дать совместный отпор захватчикам.

Но такая блестящая победа испугала союзников, опасавшихся чрезмерного возвышения государства Чауханов. В следующем, 1192 г. в решающей битве - снова при Тараине - Притхвирадже пришлось выступить только со своим собственным войском,

князья отказались ему помочь. Индийцы потерпели поражение, их вождь попал в плен и был потом убит, но в народной памяти остался как герой борьбы индийцев против иноземных захватчиков.

Конница Мухаммеда Гури одну за другой захватывала индийские области. Мусульмане после грабежа не ушли обратно, а стали закрепляться в долине Ганга. Так владычество мусульман с северо-западных окраин начало распространяться на основные территории Индийского субконтинента.

Государства южной индии и декана в VIII-ХII вв.

Самым могущественным государством на Деканском полуострове в VIII-X вв. была держава Раштракутов, вышедших из возвысившихся общинных вождей (раштракутов). Представители этой династии,, очевидно, гордились своим происхождением и сделали этот общинный титул династийным именем.

Наивысшей славы Раштракуты достигли при Говинде III (793 - 814), когда практически вся полуостровная часть Индии оказалась под их властью. Однако, как и все феодальные империи этой эпохи, их государство не обладало внутренней прочностью. Усобицы ослабили его, чем воспользовались главные противники на юге - тамильские государства Паллавов и Пандьев. Восстановив независимость, эти государства вступили в длительную борьбу, в которой приняли участие Цейлон и Чолы - вассальные князья Паллавов. В благоприятный момент Чолы в 898 г. разгромили Паллавов и захватили их государство (Северный Тамилнад). Раштракуты, несмотря на ряд успехов в войнах на Севере и Юге в X в., были в 973 г. свергнуты своими вассалами из рода Чалукьев, к власти пришла династия Поздних Чалукьев.

В конце X в. стало усиливаться Чольское государство. Ко времени вступления на престол Раджендры I (1015-1044) были захвачены государство Пандья, юг Кералы, север Цейлона, Мальдивские острова. Раджендра завоевал весь Цейлон, кроме малонаселенного юга, совершил поход через Ориссу до Нижнего Ганга, развязал войну и заставил признать вассальную зависимость государство Шривиджайя, владения которого были расположены на Малаккском полуострове, Суматре и Яве. Весь юг и юго-восток Деканского полуострова были подвластны Чолам почти до середины XII в., только Цейлону удалось освободиться от их ига. Все это время происходили ожесточенные столкновения с естественным соперником Чолов - государством Поздних Чалукьев, не принесшие решительного успеха ни одной из сторон. Но положение Чалукьев, пожалуй, было менее выгодным, так как им приходилось отражать нападения с севера - со стороны раджпутов (Па-рамаров) и Калачуриев. К началу XIII в. оба великих государства Декана и Южной Индии приходят в упадок, их вассалы становятся фактически независимыми, воюют между собой и, наконец, вытесняют с исторической арены своих бывших сюзеренов.

Развитие феодализма в южной Индии и на декане

Полуостровная часть Индии вступила в эпоху средневековья с более молодой государственностью, чем Север. Многие племена только в период раннего средневековья начали переход от стадии военной демократии к классовому обществу. Огромные территории, населенные первобытными племенами, продолжали оставаться неосвоенными. Общества, достигшие классового уровня, стойко сохраняли многочисленные архаические традиции. Декан в плане социальных порядков и особенностей культуры представлял собой переходное звено между североиндийской цивилизацией и Югом, где ее влияние сказалось в наиболее слабой форме, а местная самобытность сохранилась в малоискаженном виде. Тем не менее в самых общих чертах социальная эволюция проходила в этом регионе примерно так же, как на Севере, хотя с некоторым отставанием.

Здесь сложился уже известный нам тип индийской общины. Особенностью было долгое сохранение широкого самоуправления областных общин, притом часто очень крупных общинных организаций, охватывавших десятки, а иногда и сотни деревень. В условиях длительного переживания ранних форм государственности существовало как бы "двоевластие" этих общин и феодальной власти, представленной наместниками и чиновниками верховного правителя или местными (надобщинными) феодалами. Расслоение господствующего слоя полноправных общинников вело к феодализации общинной верхушки. Таким образом, община противостояла уже сформировавшемуся государству и как новая особая форма нарождающейся государственности. Как и на Севере, общинные вожди нередко выбивались в политически господствующий слой феодалов, обычно сохраняя связь со своей исконной почвой. Общины боролись, нередко с применением военной силы за свои права, против произвола царской администрации и феодалов. На стенах южноиндийских храмов сохранилось много записей договоров между противоборствующими сторонами о справедливых нормах налогообложения и соблюдения старых порядков. Но в XI-XII вв. большая часть областных общин все-таки потеряла былую самостоятельность и стала рассматриваться в качестве административных округов. Победа закономерно осталась за феодальным государством.

В связи с этнической пестротой виды феодальных владений назывались в этом регионе по-разному, да и на самом деле имели много особенностей, но в принципе мы видим знакомые наследственные владения. Большинство феодалов держали населенные земли на условии службы или уплаты части податей государю. Многие наместники и управители округов проходили обычный в условиях феодального государства путь, закрепляясь на подвластных им территориях в качестве наследственных владетелей. Немало было и владений, пожалованных в форме религиозных даров брахманам и храмам, но здесь эти дарения чаще делали общинам брахманов; эти брахманские общины и храмы нередко были обязаны платить определенные налоги государству.