Смекни!
smekni.com

Иран в средние века (стр. 2 из 10)

Хотя царь должен был обязательно происходить из дома Сасанидов, но строгого порядка наследования не существовало. Обычно царь еще при жизни стремился закрепить престол за угодным ему царевичем. В разные периоды роль высшей знати - светской и духовной - в выборе царя была то большей, то меньшей. Во всяком случае царь неоднократно выбирался под давлением той или иной группировки знати. Единственным правилом, которого строго придерживались, было требование, чтобы царь не имел телесных недостатков. Власть царя теоретически ничем не была ограничена.

Во главе административного аппарата стоял сановник, которого называли "великим распорядителем". Центральное правительство ведало в основном финансами и армией. Всеми финансами страны распоряжался глава четвертого сословия - вастриошансалар. Его основной функцией был сбор налогов, под его началом стояли амаркары - сборщики налогов в отдельных областях /Пигулевская, Луконин, 1962, с.211/.

Провинциальное управление осуществлялось или через местных князьков и царей, покорившихся Сасанидам, но сохранивших известную самостоятельность, или через наместников, назначавшихся из представителей высшей персидской и парфянской знати. Часто наместниками важнейших, особенно пограничных со Средней Азией, провинций были члены дома Сасанидов. Армия состояла из ополчения и вспомогательных отрядов союзных "варварских" племен. Ее ядром была тяжелая конница азатов. Пехота играла вспомогательную роль. Отдельные отряды были значительно больше преданы приведшему их представителю местной аристократии, чем главе армии - эраспахбаду, поставленному центральной властью. Такое войско являлось постоянной опасностью для царя, и ему обычно стоило немалых трудов держать его в повиновении и пользоваться им в соответствии со своими интересами.

Молодое царство Сасанидов, возникшее на развалинах Парфянской державы, во многом продолжало ее политику. Ардашир I (226 - 241 вв), захватив почти все области, подвластные некогда парфянам, потерпел неудачу в Мидии Антропатене и Армении. Затем он обратился на восток, где могущественная Кушанская держава к этому времени начала уже ослабевать. Предание сообщает, что Ардашир I подчинил себе все области до Хорезма на северо - востоке и долины Кабула на востоке. Эти сведения преувеличены, хотя, вероятно, Сасаниды сумели сразу же прочно укрепиться в Хорасане и Мервском оазисе, ставшем на несколько веков опорой их власти на востоке / Васильев, 1965, с.32/.

Сын и преемник Ардашира Шапур I (242 - 272 гг.) возобновил жестокую борьбу с Римом, начатую еще Парфией. Борьба шла, как и прежде, за Месопотамию и Армению, за преобладание в Передней Азии. Длительная борьба, в которой перевес склонялся в общем на сторону персов, закончилась в 260 г. полным разгромом римлян и пленением императора Валериана. Шапур I, помимо побед над Римом и усиления позиций персов в Закавказье, сумел добиться значительных успехов и на востоке. Недавно найденная большая надпись Шапура рассказывает о его походе в Среднюю Азию, где он доходил до области Чач (в окрестностях современного Ташкента). Однако не нужно думать, что Шапуру в результате его похода удалось прочно укрепиться в Средней Азии. Вообще раскопки последних лет не подтверждают ходячего мнения о распространении власти Сасанидов далеко на восток, чуть ли не до Инда. По - видимому, в III в. границей империи Сасанидов на востоке были Мервский оазис, горные районы к востоку от Герата и Сакастан.

Некоторое укрепление Сасанидского государства совпадает с длительным правлением царя Шапура II (309 - 379 гг.). При нем борьба с Римом вступает в новую фазу, появляется новый политический фактор - христианство. К началу царствования Шапура II относится превращение христианства в господствующую религию Римской империи. В связи с этим изменилось и отношение к христианам в государстве Сасанидов. Когда христиане подвергались гонениям в Римской империи, цари Персии охотно давали им убежище на своей территории, надеясь найти в христианах союзников в тылу у римлян. Теперь же, когда христианство стало господствующей религией враждебного Рима, христиан - приверженцев официальной церкви стали в Иране преследовать и, наоборот, поддерживать представителей различных еретических учений, оппозиционных по отношению к Римской империи и господствующей церкви / Семенов, 1956, с.115/.

Новый конфликт с Римом начался из - за Армении, где шла сложная борьба интересов. Обе стороны стремились перетянуть армянскую знать на свою сторону. От дипломатических интриг враждующие державы в 359 г. перешли к военным действиям, которые в основном шли в Северной Месопотамии и на востоке Малой Азии. Война развивалась успешно для персов. Шапур II захватил несколько важных крепостей, на которые опиралась оборона римлян. Однако в 361 г. положение изменилось. Римскому императору Юлиану удалось добиться ряда успехов, но затем он был убит, и римляне вынуждены были отступить. Персы снова одержали победу. Несмотря на это, Армения продолжала еще довольно долго оставаться яблоком раздора между Римской империей и царством Сасанидов. В конце концов эти державы пришли к решению о разделе Армении.

С начала V в. дает о себе знать глухая борьба между царем и его окружением, с одной стороны, и могущественными родами земельной аристократии, проявляющими центробежные стремления, с другой. Середина V в. проходит под знаком все возрастающего недовольства закабаляемых народных масс, борьбы отдельных группировок господствующего класса между собой и участившихся нападений на Иран кочевых племен то со стороны Кавказа, то со стороны Средней Азии. Так, союз племен, возглавлявшийся эфталитами, создал в Средней Азии сильную кочевую державу, подчинившую себе все важнейшие земледельческие оазисы и города. Эфталиты стали тревожить империю Сасанидов. В двух кампаниях царь Пероз потерпел поражение. Сначала он вынужден был заплатить большую контрибуцию и до полной уплаты ее остановить у эфталитов заложником своего сына, а затем войско его было окончательно разбито и сам он погиб на поле боя. В результате этой войны эфталиты захватили ряд восточных областей Персидской державы и наложили на Сасанидов тяжелую дань, которую те уплачивали много лет /Симоновская, Ацамба, 1968, с.91/.

1.2 Иран в составе Арабского халифата (сер. VII - н. X вв)

В первой половине VII в. в истории стран Средиземноморья и Западной Азии важнейшее место занял новый фактор международного значения - Арабомусульманское государство халифат. Под владычеством Арабского халифата в Иране продолжалось дальнейшее развитие раннефеодального общества.

В начале VII в. происходил процесс распада патриархально - общинного строя и начало классообразования. Завоевание Ирана арабами было облегчено крайним истощением страны после долгой войны с Византией (604-628 вв.), обострением классовых противоречий, сепаратистскими стремлениями феодальных владетелей - местных царьков и дихканов и в связи с этим, борьба за власть между разными кликами знати еще больше ослабляла Иран / Пигулевская, 1958, с.83/.

Во время своих обширных завоеваний арабы были втянуты в общий процесс феодализации, интенсивно развивавшийся уже в странах Передней Азии. Знатная верхушка халифата была заинтересована в овладении территориями, через которые пролегали пути средиземно-морской торговли. Рассчитывая на обогащение в результате завоеваний новых земель и захвата военной добычи, арабская знать в то же время видела в этих войнах лучшее средство приглушить внутренние противоречия среди арабов.

Войну с Ираном арабы начали почти одновременно с войной против Византии. В 633 г. арабы под предводительством Мусанны ибн Хариса вторглись в сасанидскую Месопотамию и взяли г. Хиру. В том же году арабский полководец Халид ибн ал-Валид одержал победу над персами при Уллейсе. В 634 г. войско Халида было переброшено в Сирию, и иранский полководец Ростам, правивший Ираном от имени малолетнего царя царей Йездегирда III (632-651 гг.), нанес войску Мусанны тяжелое поражение при Кусе ан-Натифе. Но арабам удалось вырваться из окружения и отступить за Евфрат. В 635 г. арабы, получив подкрепление, разбили персов в битве при Бувейбе. В начале 637 г. битва продолжалась несколько дней. Арабы, получив свежее подкрепление из Сирии, разбили персов. Ростам пал в бою, государственное знамя Ирана было захвачено арабами.

Получив известие о катастрофе при Кадиссии, двор Иездегирда III. поспешно оставив Ктесифон, бежал в Хульвап в горах Загроса. Летом 637 г. покинутая столица была захвачена арабами. Город был разграблен, разрушен и никогда больше не возродился. Жители были частью перебиты, частью уведены в рабство.

В конце 637 г. арабы подчинили себе всю Месопотамию, где ими были основаны лагери - города, ставшие центрами управления - Куфа к западу от Евфрата и Басра при впадении Тигра в Персидский залив. Одержав в 642 г. решительную победу при Нехаванде, арабы между 642 и 644 гг. заняли весь центральный Иран с городами Казвин, Хамадан, Джей, Рей, Кум, Кашан, а также Азербайджан.

На юге страны арабы еще в 640 г. овладели Хузистаном. Но покорение Фарса, куда арабы вторглись одновременно с севера, с запада и с юга морем из Бахрейна, затянулось. Дихканы Фарса оказали долгое и храброе сопротивление, но их ополчение во главе с Марзбаном было разбито арабами.

Истахр подчинился арабам на основании договора 648 г., но в следующем году жители восстали. Арабы захватили и разрушили Истахр, перебили до 40 тысяч мужчин, увели в рабство женщин и детей. Лишь в 649 г. арабами было завершено покорение Фарса /Фильшинский, 2001, с.62/.