Смекни!
smekni.com

Историография истории России в конце 60 – первой половине 80-х годов ХХ в. (стр. 5 из 8)

Характерной особенностью развития отечественной исторической науки 70-х - первой половины 80-х гг. явилось предпринимаемое, по сути дела, впервые системное изучение классов и партий, враждебных пролетариату. Связано это, по-видимому, с утвердившимся в это время в советской историографии тезисом о трех классово-политических лагерях в России начала XX в. и возникшей потребностью изучение дореволюционных лагерей. По мнению ученых, для работ по данной проблематике «характерно было стремление исследователей, во-первых, в широких хронологических рамках охватить весь процесс кризиса верхов, от возникновения революционной ситуации в начале XX в., до свержения самодержавия, во-вторых, поднять новые, еще не решенные в исторической науке проблемы» (Там же. С. 408).

Достаточно типичной работой в этом направлении была вышедшая в 1977 г. книга Л. М. Спирина «Крушение помещичьих и буржуазных партий в России (начало XX в. - 1920 г.)», в которой освещалась история возникновения и деятельность этих партий. Более узко подошел к данной проблематике В. И. Старцев, проанализировавший позицию буржуазии в 1905 - 1917 гг. Общий вывод исследователя сводился к мысли о стремлении буржуазии постепенно завоевывать государственную власть. Иную точку зрения высказали Е. Д. Черменский и А. Я. Аврех, заявившие о «властобоязни» российской буржуазии, которая не столько «раскачивала» царизм, сколько была озабочена его сохранением.

Определенный полемический оттенок носили работы В. С. Дякина, в частности, монография «Самодержавие, буржуазия и дворянство в 1907 - 1911 гг.» (1978 г.). Он предложил трактовать бонапартизм в годы третьеиюньской монархии как неиспользованную возможность, а не как реальность. Поэтому, по мнению В. С. Дякина, борьба в верхах велась не за проведение того или иного бонапартистского курса, а за то, проводить ли его вообще или нет.

Полемика развернулась по вопросу о составе российского либерализма и его социальном облике. Е.Д. Черменский высказал мысль о единстве земского помещичьего либерализма до образования партий осенью 1905 г. Большинство исследователей заняли противоположную позицию (Л. М. Спирин, К. Ф. Шацилло, В. Я. Лаверычев). В 70-е гг. началась разработка истории кадетской партии (В. В. Шелохаев, Н. Г. Думова), вылившаяся позднее в монографические исследования.

Изучение социально-экономической истории России начала XX в. основывалось, как и прежде, на разработке проблемы вызревания исторических предпосылок социалистической революции в стране. Ее исследование через призму системного анализа экономических явлений породило серьезные разногласия в среде историков, разрешенные, к сожалению, как мы уже отмечали, путем идеологического диктата и нажима. Суть же научного спора сводилась к отстаиванию некоторыми учеными определенных точек зрения:

1) в аграрном строе страны капитализм не победил и, следовательно, докапиталистические отношения продолжали господствовать вплоть до 1917 г.;

2) система крупнокапиталистического промышленного производства в России возникла принципиально отличным от Запада путем, минуя этап свободной конкуренции в результате насаждения промышленности «сверху» государством.

Общий вывод некоторых исследователей свелся к отнесению опыта Росси к особому типу капиталистической эволюции. С наибольшей полнотой эта точка зрения была выражена в сборнике «Вопросы истории капиталистической России» (1972 г.), который вызвал разгромную критику В. И. Бовыкина, К. Г. Левыкина, С. С. Хромова, Ф. М. Ваганова и др. Сущность расхождений, по мнению одного из критикуемых - П. В. Волобуева, «состоит в разной оценке уровня и характера (типа) капиталистического развития России, то есть степени ее готовности к социалистическому преобразованию в 1917 году» (Еще раз к вопросу о «новом направлении» // Вопросы истории. 1990. № 6. С. 183).

Разгром «нового направления» не привел к спаду в исследованиях социально-экономической истории России начала XX в., хотя стал явственно просматриваться крен в сторону официальной точки зрения. При изучении проблем российского промышленного капитализма внимание исследователей сосредоточилось на формировании и развитии монополистического капитала. Рассматривались проблемы развития крупного производства, концентрации и монополизации (В. И. Бовыкин, Г. X. Рабинович, В. Я. Лаверычев, И. А. Дьяконов, Л. В. Матвеева и др.); вопросы функционирования кредитной системы, формирования финансового капитала и его проникновения в различные сферы жизни (А. Н. Боханов, И. Н. Боголепова, В. Фридман и др.).

Серьезные достижения имелись в изучении аграрного строя России начала XX в. И.Д. Ковальченко и Л. В. Милов в уже упоминавшейся монографии о всероссийском аграрном рынке (1974 г.) показали его функционирование в условиях империализма. Своеобразным итогом многолетних исследований явилась посмертно изданная монография С. М. Дубровского «Сельское хозяйство и крестьянство России в период империализма» (1975 г.), в которой дан анализ соотношения крестьянского и помещичьего хозяйства в земледельческом производстве. Активно разрабатывала данную проблематику Р. М. Седельникова, обобщившая аграрную политику правительства (1973, 1980 гг.). Наметились некоторые сдвиги в изучении частных проблем: общины (А. М. Анфимов, П. Н. Зырянов), крестьянской аренды (Л. Н. Любомирова, О. М. Хохонин), внутренней и внешней хлебной торговли (Т. М. Китанина).

Изучение отечественной истории советского периода. Изучение отечественной истории периода в конце 60-х - первой половине 80-х гг. велось вокруг традиционно сложившихся в историографии тем. Новой была лишь проблематика «развитого социализма». Практически не изменились и подходы к тем или иным явлениям исторической реальности. Проблемы истории Октябрьской революции занимали особое место в исследованиях советских историков. Этот этап характеризуется дальнейшим расширением источниковой базы исследований. Во второй половине 60-х гг. по явились существенные публикации новых документальных материалов. В связи с 50-летием Октября был опубликован ряд сборников воспоминаний участников революции. Значительный интерес для исследователей представляло многотомное издание «Владимир Ильич Ленин. Биографическая хроника», четвертый том которого, вышедший в 1973 г., охватывает период подготовки и победы Октябрьской революции. ИМЛ при ЦК КПСС подготовил очередные тома «Переписки Секретариата ЦК РСДРП (б) с местными партийными организациями», в которых содержится обширный материал, раскрывающий внутреннюю жизнь партии в период решающих событий революции. Завершена публикация документов Петроградского Военно-революционного комитета. Увидели свет подготовленные В. В. Аникеевым издания «Деятельность ЦК РСДРП (б) в 1917 году. Хроника событий» (1969) и «Деятельность ЦК РСДРП (б) - РКП (б) в 1917 - 1918 гг. Хроника событий» (1974).

Важное место в историографии Октября занимает ленинская тематика. В октябрьской Лениниане соединяются вопросы теории и практики социалистической революции, методологии изучения и конкретно-исторического освещения ее истории. Активизировалось изучение проблем ленинской теории социалистической революции. В ряде изданий обстоятельно анализируется вклад В. И. Ленина в развитие теории социалистической революции, а ее основные вопросы рассматриваются на опыте Октября (А. М. Ковалей, Ю. А. Красин, М. А. Селезнев, М. М. Розенталь и др.). В этих трудах нашли обобщение наиболее важные черты и закономерности Октябрьской революции, международное значение ее опыта. Внимание историков привлекает изучение роли В. И. Ленина в организации работы Совета Народных Комиссаров. Важные вопросы этой темы были поставлены в ряде монографий (В. М. Шапко, Р. М. Савицкая, К- И. Варламов, Э. В. Клопов, П. И. Кореновская и др.). Новый шаг в исследовании этой проблемы удалось сделать М. П. Ирошникову. Его исследования выделяются богатством документального материала. Представляет большой интерес анализ вклада В. И. Ленина в развитие марксистского учения о сломе буржуазного государства, освещение организационно-практической деятельности В. И. Ленина как Председателя Совета Народных Комиссаров, его роли в образовании и укреплении первого советского правительства, в строительстве и функционировании пролетарского аппарата управления, в руководстве внутренней и внешней политикой Республики Советов, вооруженной защитой завоеваний Октября, в организации социалистического строительства.

Особое место в историографии Октября занимают труды о переломных моментах революции, ее важнейших этапах. Значение исследований в этой области трудно переоценить: они дают возможность глубже проанализировать закономерности развития революции, яснее показать классовый смысл событий, применительно к каждому этапу революции выявить не только цели отдельных классов, но и реальные силы, которыми они обладали, средства, которые они использовали. Данные проблемы разрабатывались в работах М. И. Капустина, А. Я. Грунта, В. Д. Поликарпова, Ю. К. Кириенко.

Возрос интерес к проблеме истории рабочего класса в революции. Появился ряд фундаментальных трудов, раскрывающих его роль в борьбе за победу и упрочение советской власти. Никогда ранее исследование данной проблемы не велось столь развернутым фронтом. Значительно расширилась проблематика: наряду с изучением основных этапов, характерных черт и особенностей рабочего движения в период подготовки и проведения социалистической революции в поле зрения ученых находились также важные вопросы, связанные с характеристикой рабочего класса, его политического и морального облика, его социальной структуры (Д. А. Баевский, Е. Г. Гимпельсон, В. 3. Дробижев, Л. С. Гапоненко, Г. А. Трукан и др.). Причем в ходе разработки истории рабочего класса было выдвинуто положение, ставящее под сомнение тезис о решающей роли рабочего класса на отдельных этапах подготовки социалистической революции. В 1970 г. вышел сборник «Российский пролетариат: облик, борьба, гегемония», в котором П. В. Волобуев утверждал, что после февраля пролетариат, «естественно, не был готов к роли вождя новой революции».. Книга содержала «еретические» по тем временам идеи о соотношении задач социалистической и буржуазно-демократической революции на различных исторических этапах, о факторах, определяющих уровень сознательности пролетариата, и т. д. Данные положения были подвергнуты уничтожающей критике (См.: В Отделении истории АН СССР// Вопросы истории. 1972. № 8. С. 141 - 145).