Смекни!
smekni.com

Формирование судебно-правовой системы Англии (стр. 2 из 3)

Существование «общего права» и «права справедливости», основанных на прецедентах, и составляет характерную черту англосаксонской системы права.

3. Регулирование прав собственности. Траст

Английскому средневековому вещному праву известно деление имущества на движимое и недвижимое, но более распространенным и традиционным было деление вещей на реальную собственность и персональную собственность:

· реальная собственность защищалась реальными исками (в случае успеха которых утраченная вещь возвращалась владельцу). К реальной собственности относились родовая недвижимость, а также такие права на землю, которые носили характер свободного держания, феодального владения от короля или от другого лорда,

· персональная собственность защищалась персональными исками. К ней относились все прочие вещи.

Центральное место в «общем праве» Англии этого периода занимали нормы, регулировавшие феодальную собственность на землю.

Землевладение составлявшее основу богатства в феодальном обществе, определяло положение человека в обществе и его обязанности перед государством. Поэтому поземельные отношения определяли характер и содержание не только права собственности, но и наследственного и семейного права.

Земельные права определялись двумя главными понятиями:

1. владение, держание (tenancy);

2. объем владельческих прав, правовых интересов (estate).

Владение могло быть или свободным (фригольд) – владение землей, полученной на условиях несения рыцарской службы или по праву личной службы, а также землевладение свободного крестьянина (сокаж), или несвободным (копигольд) – владение землей на условиях исполнения личных и поземельных повинностей крестьянина в пользу лорда со временем превратилось в наследственное право феодальной аренды.

Понятие объема владельческих прав на недвижимость (estate) включает права лиц, которые участвуют в отношениях владения, пользования, распоряжения и контроля над собственностью. Estate также дает представление о наборе технических средств для передачи собственности. Исторически развиваясь, право владения недвижимостью имело следующие формы:

· получение лордами права продажи земли при условии, что на нового ее держателя переходят все служебные повинности прежнего;

· владении, близкое к частной собственности, с тем лишь отличием, что при отсутствии наследников земля не становилась выморочной;

· заповедные прав на землю (права «заповедных земель»);

· пожизненное владение;

· владение на определенный срок.

Сугубо английским институтом вещного права стал оригинальный правовой институт доверительной собственности (траст): одно лицо передает другому в собственность свое имущество или его часть с тем, чтобы получатель, став формально собственником, управлял имуществом и использовал его в интересах прежнего собственника или по его указанию. К такой мере часто прибегали рыцари. Отправляясь в крестовые походы, они, чтобы избежать установления опеки над своими детьми со стороны лорда, передавали свои владения в собственность монашеских орденов.

Правовое положение крестьянского надела. Лично зависимые (крепостные) крестьяне получили наименование вилланов. Виллан не мог иметь никакого имущества, которое не принадлежало господину. За право пользования наделом вилланы должны были нести различные повинности. Различались полные вилланы, чьи повинности были не определены и устанавливались феодалом произвольно, и "неполные вилланы", чьи повинности были точно фиксированы, феодал не мог их повысить или согнать с земли. Они имели право судиться со своим господином в королевских судах.

По мере развития рыночных отношений в английском праве стало складываться и развиваться обязательственное право: обязательства из деликтов и договоров.

Средневековому английскому обязательственному праву известны в числе прочих следующие формы исков:

· иск о долге;

· иск об отчете (лица, которому были доверены чужие деньги);

· иск о соглашении (требование к должнику исполнить обязательство, установленное соглашением сторон);

· иск о защите словесных соглашений.


4. Семейное и наследственное право

Семейное право средневековой Англии определялось интересами охраны и защиты феодального землевладения. Как и в других странах Европы этого периода, оно регулировалось нормами канонического права, например: церковная форма брака, запрещение развода или двоеженства и другие. Имущественные же отношения между супругами регулировались нормами «общего права».

Английская средневековая семь носила патриархальный характер. Движимое имущество женщины при вступлении в брак переходило к мужу; в отношении недвижимого имущества устанавливалось его управление. Замужняя женщина не имела права на самостоятельное заключение договоров, на выступление в суде в свою защиту. Замужние женщины в крестьянских, ремесленных и купеческих семьях пользовались большей дееспособностью – они могли управлять своим имуществом, заключать сделки, заниматься торговлей.

Англосаксонским обычным правом развод признавался, хотя каноническое право его не допускало, разрешая лишь при определенных обстоятельствах раздельное проживание супругов. В случае развода или в случае смерти мужа женщина, уходя из семьи мужа, получала свою долю семейного имущества.

Английское средневековое право знало наследование и по закону, и по завещанию.

При наследовании по закону утвердился принцип майората во избежание дробления феода – передача по наследству земельной собственности старшему сыну, а при его отсутствии – старшему в роде. Наследование по завещанию в некоторых местностях ограничивалось, например: запрещалось отстранять от наследования законных наследников.


5.Уголовное право и процесс

На формирование основных институтов уголовного права и его развитие оказал большое влияние основной источник права средневековой Англии – правовой прецедент. Именно благодаря данному источнику уголовное право Англии прежде всего обязано своими особенностями.

Во-первых, раньше чем в других государствах средневековья здесь был сформулирован основной принцип уголовного права, по которому преступник посягает не только на личность или имущество потерпевшего и его семьи, но и на публичные интересы, на «королевский мир».

Во-вторых, значительно раньше правонарушения были разделены на большие группы.

В уголовном праве Англии закрепилось деление преступлений на три группы:

· фелония – понятие, сложившееся еще в ХIII веке и означавшее тяжкие преступления (тяжкое убийство, простое убийство, похищение имущества, насильственное проникновение в чужое жилище ночью с целью их совершения и другие). Фелония каралась смертной казнью и конфискацией имущества;

· измена, выделившаяся из числа других преступлений в ХIV веке и ставшая самым тяжким преступлением. В понятие измены входило нарушение долга верности королю со стороны его подданных (великая измена), а также совершение преступлений против государственной безопасности (призыв к мятежу, незаконное сборище в целях учинения беспорядков, сговор, соглашение двух или более лиц с противозаконными намерениями);

· мисдиминор – понятие, которое постепенно развивалось из правонарушений, ранее наказывавшихся лишь взысканием причиненного ущерба в гражданском порядке. Со временем в эту группу преступлений были включены мошенничество, изготовление фальшивых документов, подлог. Мисдиминор карался тюремным заключением или штрафом.

В-третьих, уголовное право не содержало определения понятия «преступление», а различие между уголовным и гражданским правонарушением определялось не столько его противоправностью и опасностью, сколько характером процесса, осуществлявшегося при их рассмотрении.

В уголовном праве средневековья получило отражение и такое понятие, как «состав преступления», то есть в той или иной мере рассматривались его четыре элемента (субъект, объект, объективная сторона, субъективная сторона).

Субъектом преступления признавалось любое физическое лицо или группа лиц. При этом следует заметить, что возраст уголовной ответственности законом четко не был определен и вопрос решался судьей с учетом конкретных обстоятельств совершенного преступления. В феодальной Англии дети подлежали такой же ответственности, как и взрослые. Особенно это касалось государственных преступлений, за совершение которых казнили преступников и их детей. Считалось, что государственный преступник передает «испорченную кровь», а потому дети должны отвечать за преступления отцов.

При рассмотрении некоторых дел, например, об измене, судом учитывался пол субъекта, ибо для женщины и мужчины законодатель, предусматривая один и тот же вид наказания – смертную казнь, - указывал разные формы: повешение и разрывание на части для мужчин и сожжение для женщин.

Уже в ХIV веке судебная практика устанавливала, что слабоумные и безумные не подлежали ответственности. Большое значение придавалось сословной принадлежности лица, совершившего преступление. Так, к лицам духовного звания, совершившим преступления в силу привилегии духовенства, не применялись жестокие наказания. Этой привилегией пользовались и светские лица (только мужчины), у которых имелись основания получить духовное звание.

Если принадлежность к духовенству и даже только наличие основания быть посвященным в это сословие смягчали ответственность для субъекта преступления, то принадлежность к такой категории населения, как бродяги, резко ухудшало его положение. И в отличие от подобного законодательства других государств уголовное право Англии предусматривает очень жестокие наказания, что послужило основанием для исследователей в области права говорить еще об одной особенности уголовного права Англии: наличие так называемого «кровавого законодательства».