Смекни!
smekni.com

Каменный век на территории Хакасии (стр. 2 из 2)

Наконец, создание лука привело к изобретению лучкового сверла (просуществовавшего от неолита до феодализма) и лучкового способа добычи огня сверлением.

Кроме регулярной охоты, люди в эпоху мезолита занимались рыболовством. В хакасских степях на берегах озер появились стоянки охотников и рыболовов. Они уже пользовались костяными гарпунами, крючками и сетями, сплетенными из растительных волокон. Зародилось ткачество. Люди научились шлифовать камень. Это позволило создавать совершенные каменные топоры и тесла, долота и ножи. Орудия со шлифованными лезвиями были гораздо производительнее прежних. Люди научились делать из дерева долбленые челны, плоты, ловушки и охотничьи снасти из обработанного дерева. Стали лепить и обжигать посуду из глины и варить в ней пищу. Последнее произошло уже в неолитический период.

Полагают, что климат Южной Сибири в период неолита был значительно теплее современного. Широко разрослись леса, боры и рощи. В степях было изобилие кустарниковой растительности и луговых трав. Это способствовало увеличению количества лесных животных и появлению на реках и озерах множества водоплавающей дичи. Основными объектами охоты стали лесные животные: лось, благородный олень и косуля. Это подтверждают материалы неолитической стоянки на р. Малая Сыя в Кузнецком Алатау. В степной части долин Среднего Енисея, Абакана и Чулыма неолитические стоянки почти отсутствуют. Возможно, это связано с исчезновением стадных травоядных животных (северных оленей, бизонов, диких лошадей и т. п.).

В эпоху неолита жизнь людей изменилась, их культура значительно обогатилась многими новыми и важными достижениями в способах ведения хозяйства, новыми отраслями домашнего производства. В разных местах Хакасско-Минусинской котловины найдены отдельные предметы неолитического периода, например шлифованные топоры и тесла. Бесспорно, неолитическими являются каменные скульптуры рыб, обнаруженные на р. Сисим и близ деревень Лепешкиной и Кореловой (см. приложение рис. 4). Вероятно, к неолиту относятся стоянка Богуртак на р. Тубе и нижний слой поселения у села Батени, в котором оказались каменные орудия, кости диких животных и гладкая посуда со штрихами от протирания пучком травы. Поселения с неолитической керамикой открыты на правом берегу Енисея близ дер. Унюк и на левом — близ деревень

Б. Копёны и Абакано-Перевоз, а также в горах Оглахтах — в 50 км ниже г. Абакана. Унюкское долговременное поселение расположено на пойменной террасе, слои его залегают на глубине около 1,5 м. Здесь обнаружено значительное количество обломков лепных неолитических сосудов, по форме приближающихся к яйцевидным.

Их поверхность сплошь покрыта орнаментом из ямочных вдавлений, елочных узоров (нанесенных зубчатым штампом), резных линий и т. п. Найдены кремневые ножи, скребки, молоты, наконечники копий и стрел, вкладыши, песчаниковые плитки-образивы и нефритовая кирка. Среди каменных орудий выделяются топоры и тесла из зеленого саянского нефрита (см. приложение рис. 5).

От наземных жилищ сохранились утоптанные полы и очаги в p им, обложенных галькой.

Кратковременные стоянки неолитических охотников, обнаруженные на вершинах сопок Оглахтинских гор, в безводной местности в 9 км от берега Енисея, носят другой характер. Под дерном на скальном выходе залегали обломки выпуклодонных сосудов, кости животных, наконечники стрел, ножи, скребки, нуклеусы и сколы. Большинство предметов, сделанных из кремня, отличается небольшими размерами. Призматические ядрища нуклеусы, сколы и отщепы свидетельствуют об изготовлении каменных предметов на месте. Сырьем служили принесенные издалека гальки и желваки кремнистых и кварцитовых пород. Здесь же обнаружены фаланги домашней лошади и лопатка овцы. На Оглахтинских сопках находились временные стойбища людей, приходивших сюда для охоты на косуль, лисиц, зайцев, а также для отстрела орлов и ястребов, оперенье которых укреплялось на древках стрел.

Известны два неолитических погребения у дер. Байкаловой и в селе Батени на Енисее. В Черемушном логу близ Байкаловой, на правом берегу Енисея, найдена могила мужчины лет тридцати палеомонголоидного типа. В яме возле скелета находилось много предметов. Из костей оленя изготовлены шило, две иголки, нож для снятия шкур с животных, украшенная нарезками ручка вкладышевого ножа с длинным пазом. Здесь же лежали два шлифованных топора из сланца и темно-зеленого нефрита, два сланцевых тесла и долото, пест, брусок из песчаника, бусина из раковины и клюв журавля.

Погребение в селе Батени обнаружено случайно, и потому положение скелета было нарушено и осталось невыясненным. По черепу не удалось определить пол и точную принадлежность человека. Антропологи предполагают, что это был человек либо со смешанными европеоидными и монголоидными признаками, либо близкий к представителям южной меланезийской расы. При погребении сохранились кинжаловидные орудия из костей лося, роговой фигурный стерженек, три костяные пластинки со следами обработки и отщеп из валуна. Кроме того, здесь же оказались принадлежности игры: четыре астрагала косули и восемь астрагалов баранов. Находки поделок из костей оленя, лося, а также астрагалов косули свидетельствуют о том, что охота в раннем неолите была еще основной отраслью хозяйства, так как эти предметы изготовлялись из костей диких животных.

В поздненеолитических памятниках наряду с костями диких животных находят кости домашних животных (лошади и овцы в Оглахтинской стоянке и астрагалы баранов в Батеневском погребении).

Скотоводство было привнесено в Южную Сибирь пришлыми группами людей. Они явились с юго-запада, скорее всего из Прикаспия, через Южный Урал. Это произошло еще в неолите, в конце IV тысячелетия до и. э., когда в окружающей лесной зоне жили племена охотников и рыболовов. Так, уже в конце каменного века начался в Хакасии переход от древней формы присваивающего хозяйства (охота, рыболовство и собирательство) к более продуктивному производящему хозяйству. Вероятно, к тому времени уже созрела потребность южносибирских степных племен к созданию производящей экономики.

Если древнее неолитическое население Южной Сибири получило домашнюю лошадь, крупный и мелкий рогатый скот извне, то все же развитие форм скотоводства в условиях сурового сибирского климата и ландшафта шло по линии накопления собственного опыта, и этот процесс не может быть объяснен только заимствованием скота со стороны. Данных о проникновении в Хакасско-Минусинскую котловину земледелия в период позднего неолита еще нет. Вероятно, здесь в это время складывается охотническо-скотоводческий вид производящего хозяйства с дополнительными промыслами в виде рыболовства и собирательства. Так началось первое крупное общественное разделение труда — выделение скотоводческих племен Южной Сибири из массы охотников и рыболовов лесостепной и таежной Сибири.

По данным антропологов, в позднем неолите на Среднем Енисее по соседству с древним монголоидным населением впервые появляются люди европеоидного типа, пришедшие с юга пли запада. В образовавшейся контактной зоне, где взаимодействовали разноэтничные группы людей, можно предполагать большую сложность идеологии и верований.

В позднем неолите в бассейне Среднего Енисея возникла яркая тазминская культура (начало III тысячелетия до н.э.) — культура древнейших каменных изваяний Азии, менгиров и личин. Своим названием она обязана улусу Тазмину на р. Бюре, где впервые раскопаны святилища с изваяниями. К ней относятся не только изваяния и менгиры, имеющие форму звериных фаллосов, но и древнейшие святилища, а также нарисованные охрой на скалах личины духов, фигуры лосей и быков. Святилища, скульптурные и живописные изображения божеств и духов связаны с культом производящей природы (рис. 6), с космогоническими представлениями о вертикальной вселенной и трех ее мирах (верхнем, среднем и нижнем) и с культом божеств земной и водной стихии.

На отдельных стелах и на скалах изображены древнейшие четырехколесные повозки, иногда — влекомые быками. Все они снизаны с культом солнца и громовника. На других изваяниях выбиты рисунки солнечных кораблей. Эти сакральные изображения напоминают реальные прообразы, возникшие в Месопотамии в IV — начале III тысячелетия до н. э. Тазминская культуры представляет собой уникальное явление в истории древних племен Сибири и Центральной Азии начала III тысячелетия до н.э. В Северной Азии сложился своеобразный очаг производящего хозяйства. На его основе сформировались яркие культуры южносибирского бронзового века.


Приложение

Рис. 1. Каменные орудия неандертальца, найденные в гроте Двуглазка. Свыше 40 тыс. лет назад

Рис. 2. Каменные и костяные орудия человека современного типа, жившего па Енисее и Абакане в эпоху верхнего палеолита. Около 16—12 тыс лет назад

Рис. 3. Древнейшая скульптура человека из обожженной глины. Изготовлена около 16 тыс. лет назад. Майнская стоянка


Рис. 4. Каменная скульптура-приманка в виде янусовидного изображения рыбы. Использовалась для подледного лова рыбы. Около 7 тыс. лет назад

Рис. 5. Топор из зеленого нефрита эпохи неолита, найденный на Верхней Тёе. Изготовлен свыше 6 тыс. лет назад


ЛИТЕРАТУРА

История Хакасии с древнейших времен до 1917 г. – М.: Наука. Издательская фирма «Восточная литература», 1993.-525 с. ил.