Смекни!
smekni.com

Капитуляция Японии и завершение войны на Тихом океане (стр. 14 из 18)

Японское командование, потеряв управление войсками уже в первые дни операции, не смогло до 15 августа организовать стойкого сопротивления ни на одном из направлений. Однако в ряде укрепрайонов и узлов сопротивления гарнизоны противника оборонялись упорно и тогда вооруженная борьба принимала ожесточенный характер (в Солуни, Хайларе, Муданьцзяне).[92]

С 15 августа начался второй этап Маньчжурской наступательной операции. Его содержанием стал окончательный разгром основных сил Квантунской армии, освобождение важнейших политических и экономических центров Маньчжурии и начало массовой капитуляции японских войск. 17 августа Забайкальский фонт взял Чифын, а 20 августа его 6-я гвардейская танковая армия вступила в Шэньян. 23 августа был взят Цицикар. Еще 18 августа сломлено сопротивление японских войск в Хайларском укрепленном районе.

1-й дальневосточный фронт 17 августа после тяжелейших боев, наконец, овладел Муданьцзяном. Спустя три дня войска фронта вступили Харбин и Гирин.2-й Дальневосточный фронт генерала М. А. Пуркаева 17 августа взял Цзямусы и быстро развивал наступление на юг.[93] Успешно развертывались совместные действия Северной Тихоокеанской флотилии (командующий адмирал Андреев) и войск 2-го Дальневосточного фронта по освобождению Южного Сахалина.

Проведение Курильской операции поручалось войскам Камчатского оборонительного района (командующий генерал-майор Гнечко) и Петропавловской военно-морской базы (командир капитан 1 ранга Пономарев). Командиром десанта был назначен командир 101-й стрелковой дивизии генерал-майор Дьяков. Наиболее укрепленными островами Курил являлись Сюмусю и Парамушир, где находились японские военно-морские базы. Их оборону осуществляла пехотная дивизия.

18 августа в условиях густого тумана на Сюмусю (площадь 260 кв. км), расположенный в 6,5 мили от южной оконечности Камчатки, был высажен десант с задачами: прорвать оборонительную полосу противника и при поддержке корабельной артиллерии повести наступление в глубь острова; разгромить врага, лишив его возможности перехода на другие острова для усиления их гарнизонов. Десант состоял из двух стрелковых полков, артиллерийского полка, дивизиона гаубичного артполка, отдельного истребительного противотанкового дивизиона, минометной роты, роты автоматчиков, батальона морской пехоты, роты морских пограничников, разведвзвода. Главным направлением была определена северная часть острова.

Противник встретил десант сильным артиллерийским, минометным и пулеметным огнем многочисленных дотов и дзотов. Против передового отряда японцы выставили 20 танков. Десантники при поддержке артиллерии кораблей и мыса Лопатка уничтожили 15 из них, но под воздействием непрерывных атак вражеской пехоты были вынуждены перейти к обороне на склонах сопок.

Высаживающиеся в это время главные силы десанта находились под постоянным обстрелом артиллерии противника, подвергались бомбардировке с воздуха. Но уже к 16 часам к передовому отряду присоединились основные силы, и десант возобновил наступление на господствующие над островом высоты, которыми овладел после упорных пятичасовых боев. 22 августа гарнизон острова капитулировал, а 23-го Сюмусю (Шумшу) был полностью занят нашими войсками. В тот же день началась капитуляция японских частей на других островах Курильской гряды, завершившаяся 1 сентября.

Корабли и суда Амурской флотилии сыграли основную роль при форсировании реки Амур и переправе к местам высадки живой силы и техники армий 2-го Дальневосточного фронта. 1, 2, и 3-я бригады речных кораблей, имея в своем составе основные силы флотилии, успешно обеспечили Сунгарийскую операцию 15-й армии и 5-го стрелкового корпуса, наступавшим в общем направлении на Харбин. В захвате городов, расположенных на р. Сунгари, приняли участие мониторы и канлодки флотилии. 21 августа 1 и 2-я бригады, имея на кораблях два стрелковых батальона, прибыли в Харбин, куда до этого был высажен воздушный десант. 22 августа корабли 3-й бригады доставили в Харбин 394-й стрелковый полк. Там же была захвачена японская речная флотилия.

В результате скоординированных действий сухопутных войск и авиации, Тихоокеанского флота и Амурской флотилии были разгромлены основные группировки Квантунской армии. Своей директивой от 29 января 1946 года № 667 главком генерал Макартур объявил: "Курильские острова, включая Хабомаи и Шикотан, исключаются из юрисдикции Японии".

Указ Президиума Верховного Совета СССР от 2 февраля 1946 года гласил: "Все земли, недра и воды Сахалина и Курильских островов являются собственностью Союза Советских Социалистических Республик". [94]

3.3 Имперская конференция 14 августа 1945 г. и капитуляция Японии

Вступление Советского Союза в войну, последовавшее после того, как на Хиросиму была сброшена атомная бомба, укрепило решение императора Хирохито и части правительства немедленно принять условия Потсдамской декларации как единственный путь к прекращению войны. Министр иностранных дел Того, посетив премьер-министра Судзуки, а затем военно-морского министра Йонаи, убедил их в необходимости немедленно принять условия Потсдамской декларации. Министр-хранитель печати Кидо доложил императору о необходимости немедленно прекратить войну.

В 10 часов 30 минут 9 августа во дворце открылось совещание Высшего совета по руководству войной. На совещании со вступительным словом выступил премьер Судзуки. Он заявил о необходимости принять условия Потсдамской декларации и предложил присутствующим высказаться по данному вопросу. На несколько минут воцарилось глубокое молчание. Наконец представители военной верхушки предложили обсудить вопрос: продолжать войну или нет.

Военный министр Аннамит, начальник генштаба Умедзу и начальник морского генштаба Тоеда настаивали на соблюдении 4 условий: сохранение государственного строя, наказание военных преступников самими японцами, самостоятельное разоружение и, наконец, недопущение оккупации Японии союзниками, а если оккупация неизбежна, то она по возможности должна осуществляться небольшими силами, быть непродолжительной и ограничиться небольшой территорией, не затрагивая Токио.

Министр иностранных дел Того считал, что следует ограничиться первым условием, т.е. сохранением государственного строя. Выдвижение всех 4 условий может привести к срыву переговоров, и это будет означать высадку союзных войск на территории собственно Японии. В конечном счете Японии придется закончить войну на более тяжелых условиях, чем в настоящее время.

Военные считали, что Япония еще не находится в таком положении, когда вынуждена принять декларацию, не выдвигая почти никаких условий. В конечном счете выступавшие сошлись на том, чтобы принять Потсдамскую декларацию, однако единого мнения относительно того, какими условиями оговорить ее принятие, не было. Кабинет министров закончил заседание после 10 часов, так и не выработав единого решения.

Ночью 9 августа совещание продолжилось в бомбоубежище императорского дворца. На повестке дня был вопрос о принятии Потсдамской декларации. Премьер Судзуки, глава МИД Того и военно-морской министр Йонаи выступили по-прежнему за безоговорочное принятие условий союзников. Аннами и Умедзу все так же выступали за то, чтобы дать последнее сражение на земле Японии. Они настаивали на том, что необходимо выполнить долг перед императором, даже ценой гибели всей нации. С ними вновь солидаризировался Тоеда.

Заседание совета длилось уже более двух часов, а члены совета по-прежнему не пришли к единому мнению. Тогда выступил премьер-министр и заявил, что решение императора будет решением совета. Император, заранее подготовленный министром-хранителем печати Кидо и другими государственными деятелями, высказал свое согласие с проектом министра иностранных дел. В 2.30. 10 августа заседание закрылось, но в 3 часа вновь возобновилось. На нем была выработана необходимая процедура в связи с принятием условий Потсдамской декларации.

Министерству иностранных дел было приказано уведомить союзников о согласии Японии принять условия Потсдамской декларации. К 6 часам 10 августа был составлен текст телеграммы с просьбой к правительствам Швейцарии и Швеции передать заявление японского правительства правительствам США, СССР, Англии и Китая. В заявлении говорилось:

«Следуя воле Его Величества императора, проявляющего извечное желание к обеспечению мира на земле и стремящегося избавить человечество от бедствий, которые несет продолжение данной войны, императорское правительство несколько недель назад обратилось к бывшему тогда нейтральным Советскому Союзу с просьбой стать посредником в деле восстановления мира с враждебными державами. Однако, к несчастью, эти стремления к миру со стороны императорского правительства не принесли результатов, и императорское правительство, опираясь на желание Его Величества императора, решило принять условия, выдвинутые совместной декларацией, которая была провозглашена 26 июля 195 г. в Потсдаме и к которой присоединилось правительство СССР. Императорское правительство решило принять эти условия, поскольку указанная декларация не содержит никакого требования, которое затрагивает прерогативы Его Величества как суверенного правителя.

Императорское правительство искренне надеется, что оно не ошиблось в указанном понимании декларации, и весьма желает, чтобы как можно быстрее было высказано определенное мнение по этому вопросу».[95]

Кроме этого, соответствующе сообщение было передано ночью 10 августа токийской широковещательной радиостанцией в ее передаче на заграницу.