Смекни!
smekni.com

Китай в первой половине ХХ в. Революция 1925-1927 гг. (стр. 1 из 14)

Министерство образования и науки Республики Казахстан

СЕВЕРО-КАЗАХСТАНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ

УНИВЕРСИТЕТ ИМЕНИ АКАДЕМИКА МАНАША КОЗЫБАЕВА

Исторический факультет

кафедра всемирной истории и политологии

Допущен к защите

" " ------------ 2006 г

Завед. кафедрой

Канаева Т.М.

дипломная работа

Китай в первой половине ХХ в. Революция 1925 - 1927 гг.

НАУМОВ ИВАН ЛЕОНТЬЕВИЧ

заочное отделение

специальность "история, основы права и экономики"

гр. ИОПОЭ - 01

Научный руководитель: канд. ист. Наук Заитов В.И.

Петропавловск.2006 г.


АННОТАЦИЯ

Тема данной дипломной работы Наумова Ивана Леонтьевича - "Китай в первой половине ХХ в. Революция 1925 – 1927 гг. Работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованной литературы. Основное содержание работы посвящено политической истории Китая до установления здесь власти КПК.

Одним из наиболее ярких событий этого периода и является революция 1925 – 1927 гг. Главной причиной революционного взрыва китайского народа было полуколониальное состояние страны и засилье милитаристских клик. В стране фактически отсутствовала центральная власть чем пользовались региональные элиты и иностранные державы.

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ

ГЛАВА ПЕРВАЯ. Китай в первой четверти ХХ в.

1.1 Китай после Синьхайской революции

1.2 Деятельность Сунь Ятсена и создание революционной базы в Гуандуне

1.3. Коммунистическое движение в Китае

ГЛАВА ВТОРАЯ. Китай между двумя мировыми войнами

2.1 Революция 1925 – 1927 гг.

2.2 Гоминдановский Китай. Внутренняя и внешняя политика правительства Чан Кайши

2.3 Гражданская война под лозунгом "советов"

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

ЛИТЕРАТУРА


ВВЕДЕНИЕ

Целью дипломной работы является детальный анализ революции 1925 – 1927 гг. в Китае. Сама революция явилась закономерным итогом развития страны в конце Х1Х в. – начале ХХ в. В это время Китай окончательно пострелял свою независимостьи превратился в полуколонию европейских держав. Эта проблема еще более усугубилась на рубеже ХХ в., когда ведущие западные державы перешли к монополистической стадии. В это время Китай столкнулся с новыми формами колониальной экспансии, которые не были известны на предыдущих этапах. После первой мировой войны положение страны значительно ухудшилось в связи появлением на мировой арене молодой империалистической держав - Японии.

Кроме изучения самой революции 1925 – 1927 гг. в дипломной работе освещается политическая история Китая первой половины ХХ в.

Синьхайская революция, как революция национально-освободительная и антидеспотическая, победила, освободив Китай от маньчжурского ига, ликвидировав империю и на ее обломках создав республику. Вместе с тем к концу 1913 г. стало ясно, что революционные демократы народнического толка во главе с Сунь Ятсеном, сыгравшие руководящую и решающую роль в победе Синьхайской революции, потерпели поражение.

Революция по своему характер и ставшими перед Китаем задачами, по составу участников и по их программам - не была революцией ни буржуазной, ни буржуазно-демократической, ни антиколониальной, ни антифеодальной. Эти задачи революции "навязаны" совершенно искусственно. И в этом смысле она не потерпела поражение, потому что указанных задач перед собой и не ставила …

Единственные реальные задачи, которые стояли пред страной в начале ХХ в. и которые ставили участники событий (либеральный и демократический лагерь) были все-таки решены – Китай освободился от маньчжурского гнета и уничтожил монархический строй. В революции участвовало две главные силы – либеральная оппозиция (помещики и торгово-предпринимательская буржуазия, связанная с феодальным землевладением и иностранным капиталом) и демократическое крыло во главе с Сунь Ятсеном (его поддерживали различные слои, ориентированные на буржуазно-демократическое развитие Китая.

Ни тот, ни другой политический лагерь на самом деле не представляли реальной силы в тогдашнем Китае – у них не было своих партий, своих армий, у либералов не было серьезных политических лидеров. Сунь Ятсен после революции отпугивал многих своим радикализмом … В итоге конкретными плодами революции сумела воспользоваться "третья сила" в лице Юань Шикая, который опираясь на поддержку военно-компрадорский кругов сумел использовать ситуацию и стал первым президентом Китая

Ликвидация маньчжурского господства и всей системы императорской власти привел к образованию своеобразного вакуума, ибо старые политические элиты были уничтожены, а новые находились в стадии становления.

Традиционализм, несомненно, полностью преобладал в общественном сознании китайского населения. Господствующая конфуцианская идеология играла в Китае роль основной религиозной системы. Большинство китайского населения в религиоз0ном отношении было достаточно синкретично. Кроме конфуцианства, даосизма, буддизма существовало огромное количество культов и божеств, которые обслуживали китайское население /там же, 390/.

Что касается новых явления в общественной и политической жизни. Адепты уходящей имперской идеологии уже существенной роли не играли.

Новые обстановка и новые реалии значительно повлияли на взгляды лагеря реформаторов во главе с Кан Ювэем и Лян Цичао. Из критиков существующего строя они постепенно превратились в его апологетов, которые боялись новых социальных потрясений. Лян Цичао в это время становится во главе этого лагеря – в 1912 г. он вернулся в Китай после длительной эмиграции. В это время он всемерно поддерживает Юань Шикая, видя в нем оплот будущего спокойствия страны и поддерживая его централизаторские устремления.

В своих работах и политических выступлениях активно продолжает развивать идеи неприятия революционных методов, которые не способны, по его мнению, привести к подлинным общественным и экономическим преобразованиям. Так, в одной из своих работ он пишет следующее: - "Как семена тыквы могут порождать только тыкву, бобов – только бобы, так и революция может породить только новую революцию, но никак ни политическое преобразование…" /там же , с. 393/. Эти убеждения Лян Цичао пронес через всю свою жизнь. Очень сильно изменились взгляды Лян Цичао по вопросу конфуцианства. Если раньше, еще в период реформ он активно критиковал это учение, то сейчас он становится активным пропагандистом Конфуция, как мощной идеологической скрепы китайской цивилизации.

Еще более консервативную идейно-политическую позицию стал занимать в эти годы Кан Ювэй – выдающийся мыслитель Китая. Так же как и его ученик Лян Цичао не принимает идеи революционных преобразований и считает любую революцию "самоубийством общества". Он развернул активную пропагандистскую деятельность, направленную на дискредитацию самой идеи демократического переустройства Китая. Он утверждал, что ни в одной стране мира демократия и такие ее атрибуты, как, скажем, всеобщее избирательное право, не ведут к миру и процветанию. Тем более демократия непригодна для Китая, который никогда не знал демократических порядков.

Таким образом, в послесиньхайские годы более или менее оформляется консервативное идейное течение, представители которого являлись идеологической составной частью господствующей системы. Это течение во многом было наследником имперской идеологии цинского Китая, что и проявилось прежде всего в приверженности традиционным духовным ценностям, в том числе и идеям авторитарного правления.

В отличие от лагеря бывших реформаторов, которые находились как бы в обороне, знаменем времени стало новое идейное течение - так называемое "движение за новую культуру". Это движение собственно оформилось в Пекине и Шанхае в годы первой мировой войны. Под лозунгом "наука и демократия" это движение объединило наиболее передовую, молодую и образованную часть новой китайской интеллигенции. - патриоты остро и болезненно переживающие упадок своей родины. Идейным центром "Движения за новую культуру" стал журнал "Новая молодежь", выходивший под редакцией известного профессора Пекинского университета.

Сторонники этого движения свом главным идейным врагом считали конфуцианство. Одновреме5нно с критикой старых идеологических норм критиковали старые порядки, политическую систему. Выступая за всестороннее обновление китайского общества, участники движения на первое место ставили борьбу за освобождение личности. Много внимания члены движения удели вопросам литературы. В частности они призывали к замене старого языка классической литературы, оторванного от устной речи, новым литературным языком, который складывался на основе общенародного разговорного языка.

Немаловажное значение в политической и идеологической жизни Китая тех лет играл и Сунь Ятсен. Правда, внешне этот период выглядит несколько бледно. Победа революции возвела его на вершину политического успеха. Поражение в борьбе с Юань Шикаем и другие политические неудачи заставили его временно уйти с авансцены политической жизни. Вместе с тем эти поражения выявили и слабость его программы возрождения Китая, которая не смогла стать знаменем массового политического движения.

Сунь Ятсен очень болезненно воспринимал ситуацию в стране после Синьхайской революции. Суньятсенизм как идейное течение не представлял собой заметного явления в Китае тех лет. Будучи несколько свободным от конкретной политической и партийной работы в эти годы он выпустил несколько работ. Так в "Духовном строительстве" он пишет: "Эволюция человечества принципиально отличается от эволюции видов. В то время как основным принципом эволюции видов является борьба за существование, основным принципом эволюции человечества является взаимопомощь" /там же, с. 403/.

Сунь Ятсен предлагал воспринять все достижения передовых западных стран, являвшихся результатом естественного развития, но не повторять это естественное развитие, которое не позволило бы Китаю быстро войти в число наиболее передовых и мощных держав, а прервать это естественное развитие, пойти по пути ускоренного, искусственного, рукотворного прогресса. В этой концепции Сунь Ятсена причудливо сочетались убежденность в творческих способностях народа почти с мистической верой в особые качества китайской нации. "Китайская нация – самая большая и самая одаренная".