Смекни!
smekni.com

Характеристика общественного строя Галицко-Волынского княжества (стр. 2 из 3)

2. Общественный строй Галицко-Волынского княжества

Как и в Киевской Руси, все население Галицко-Волынской земли делилось на свободных, полузависимых (полусвободных) и зависимых.

Свободные. К ним относились: господствующие социальные группы — князья, боярство и духовенство, часть крестьянства, большая часть городского населения. Развитие княжеского домена в Галицкой земле имело свои особенности. Трудности образования в I Галиции княжеского домена состояли, во-первых, в том, что он начал складываться уже тогда, когда большая часть общинных земель была захвачена боярами, и для княжеских владений круг свободных земель был ограничен. Во-вторых, князь, стремясь заручиться поддержкой местных феодалов, раздавал им часть своих земель, вследствие чего княжеский домен уменьшался. Бояре же, получив земельные держания, часто превращали их в наследственные владения. В-третьих, основная масса свободных общинников уже находилась в зависимости от боярской вотчины, в связи с чем княжеский домен испытывал нужду в рабочей силе. Князья могли присоединить к своему домену лишь земли тех общин, которые не были захвачены боярами. На Волыни, наоборот, княжеский домен объединил подавляющее большинство общинных земель,

только потом из него начали выделяться и укрепляться местные бояре.

Наиболее важную роль в общественной жизни. играло боярство. Как уже отмечалось, особенностью Галицкой земли было то, что с давних временздесь сформировалась боярская аристократия, которая владела значительными земельными богатствами, селами и городами и имела огромное влияние внутреннюю и внешнюю политику государства.

Боярство не было однородным. Оно подразделялось на крупное, среднее и мелкое. Среднее и мелкое боярство находилось на службе у князя, часто получало от него земли, которыми владело условно, пока служило князю. Великие князья раздавали земли боярам за их военную службу — «до воли господарской (до воли великого князя), «до живота» (до смерти собственника), «в отчину» (с правом передачи земли по наследству).

К господствующей группе присоединялась верхушка духовенства, которая также владела землями и крестьянами. Духовенство было освобождено от уплаты налогов и не несло никаких обязанностей перед государством.

Крестьянство составляло основную массу населения Галицко-Волынской земли. Как и в Киевской Руси, крестьяне назывались смердами. Большинство из них были свободными, имели свое хозяйство и в составе общины платили оброк государству в лице князя. Преобладающей формой крестьянского владения землей было общинное землевладение, позднее получившее название «дворище». «Дворище» как объединение нескольких крестьян-общинников по мере разложения общины постепенно распадалось на индивидуальные дворы.

Процесс образования крупного землевладения сопровождался усилением экономической зависимости крестьян и появлением ренты. Первой формой выражения экономической зависимости крестьян являлась дань. В пользу великого князя крестьяне вносили «татарщину» (раньше ее собирали баскаки), «серебщину», отбывали различные повинности, а в пользу местных бояр платили оброк (дякло) натурой: мехом, воском, зерном. Дань, налагаемая на «дым», «плуг», не имела конкретных размеров и собиралась путем «полюдья». Кроме того, общинники выполняли подводную и военную повинности, а также должны были строить и ремонтировать дороги, укрепления, замки. Объекты сельского хозяйства облагались оброком, который взимался не только продуктами, но и деньгами. Денежный оброк в Галйцко-Волынском княжестве приобретает название «чинш», а крестьяне называются «чиншевиками».

Жители пригородных сел в большинстве своем не являлись коренным населением. Они были посажены на землю князьями или боярами. Села эти делились на сотни и десятки, а их жители получили название «сотенные». За право пользования землей, инвентарем они обязаны были нести феодальные повинности, обрабатывать землю, выплачивать оброк, строить и ремонтировать городские укрепления, нести службу по охране города и т.д. Пригородные сотни объединялись в тысячи во главе с тысяцким.

К свободным принадлежала также большая часть городского населения. Социальный состав жителей городов становился неоднородным: дифференциация здесь также была значительной. Верхушку городов составляли «мужи градские» и «мистычи». Городская верхушка была опорой власти князя, проявляла прямую заинтересованность в укреплении его власти, поскольку усматривала в этом гарантии сохранения своих привилегий. Существовали купеческие объединения — гречники, чудинцы и прочие. Ремесленники также объединялись в «улицы», «ряды», «сотни», «братчины». Эти корпоративные объединения имели своих старост и свою казну. Все они находились в руках ремесленной и купеческой верхушки, которой подчинялись городские низы — подмастерья, рабочие люди и другие «люди меньшие».

Галицко-Волынская земля была рано оторвана от великого пути «из варяг в греки», рано завязала экономические и торговые связи с европейскими государствами. Ликвидация этого пути почти не сказалась на хозяйстве Галицко-Волынской земли. Наоборот, эта ситуация привела к бурному росту численности го родов и городского населения. Наличие этой особенности в развитии Галицко-Волынского княжеств; обусловило важную роль городского населения в политической жизни государства. В городах, кроме украинских, постоянно проживали немецкие, армянские еврейские и другие купцы. Как правило, они жил своей общиной и руководствовались законами и порядками, установленными властью князей в городах

Полузависимые. К ним относилась часть крестьянства, которое утратило хозяйственную самостоятельность и вынуждено было за полученное в заем зерно, инвентарь и деньги работать на земле собственника. С ростом крупного боярского землевладения сокращалось количество свободных крестьян, увеличивалось число зависимых, которых в то время можно было отнести к полузависимым.

Зависимые. К ним относились холопы и челядь. Как и в Киевской Руси, в Галицко-Волынском княжестве существовало холопство, однако здесь единственным источником холопства был «полон». Образование крупного боярского землевладения было сопряжено с процессом превращения холопов в феодально-зависимых людей. Холопы обслуживали двор боярина или использовались на пашне. Бояре сажали холопов на землю и таким образом возникали новые села с феодально-зависимым населением, а холопы соединялись с крестьянством.

Под словом «челядь», в отличие от холопов, понимались зависимые крестьяне, которые захватывались вместе со своим имуществом.

3. Государственный строй Галицко-Волынского княжества

Органами власти в Галицко-Волынском княжестве были князь, боярский совет и вече, но их роль в жизни государства была несколько иной, чем в Киевской Руси.

Князю, который стоял во главе государства, формально принадлежала верховная власть. Он имел право принимать законодательные акты, имел право высшего суда, осуществлял центральное управление государством. Князь издавал грамоты о передаче наследства, о наделении своих вассалов землей, кресто-целовальные грамоты, грамоты о пожаловании должностями и т.д. Но это законодательное творчество не было всеобъемлющим, и к тому же законодательная власть князей часто не признавалась боярами. Князь обладал верховной судебной властью, хотя не всегда мог ее осуществить. Если князь добивался соответствующей договоренности с боярами, судебная власть полностью сосредотачивалась в его руках. В случае же разногласий судебная власть фактически переходила к боярской аристократии.

Вассалы князя вместе с должностью получали и право суда в пределах своего владения. В боярских вотчинах все судебные полномочия находились в руках бояр. И хотя на местах учреждались княжеские судебные органы, куда князь направлял своих тиунов, они не могли противостоять судебной власти бояр.

Князь возглавлял военную организацию, через уполномоченных им лиц собирались налоги, чеканилась монета, осуществлялось руководство внешнеполитическими отношениями с другими странами.

Опираясь на военную силу, князь стремился сохранить свое верховенство и в области государственного управления. Он назначал должностных лиц (тысяцких, воевод, посадников) в городах и волостях своего домена, наделяя их земельными владениями под условием службы. Стремился он упорядочить и финансово-административную систему, поскольку в это время еще не было разграничения между общегосударственными и княжескими доходами.

Основной формой правления в Галицко-Волынской земле была раннефеодальная монархия, однако здесь имела место и такая форма правления как дуумвират. Так, с 1245 года и до смерти Даниила Галицкого он правил вместе с братом Васильком, который владел большей частью Волыни. В конце XIII века появилась возможность установить дуумвират Льва (Галицкого) и Владимира (Волынского), но раздоры между ними не позволили это реализовать. Сыновья князя Юрия — Андрей и Лев — совместно выступали во внешнеполитических вопросах. В грамоте 1316 года они называют себя «князья всей Руси, Галиции и Володимирии». Авторитет великих князей поддерживали королевские титулы, которыми их именовали папа римский и правители европейских государств.

Однако сосредоточить всю государственную власть в своих руках великим князьям так и не удалось. В этом вопросе им ставились преграды зажиточными боярами, особенно галицкими. Великий князь вынужден был допускать бояр к управлению государством. И хотя великий князь в отдельные периоды был неограниченным правителем, фактически он зависел от боярской аристократии, которая всеми способами старалась ограничить его власть.

Некоторые князья вели решительную борьбу против крамольного боярства. Так, Даниил Галицкий применял против таких бояр даже карательные действия: многих казнил, у многих конфисковал земли, которые раздавал новому, служивому боярству.